Представляем вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «Гонки по вертикали». Еженедельная передача, посвященная темам общественно-политической повестки, выходит по вторникам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове. Свое мнение высказывает автор и ведущий, главный редактор ПЛН Александр Савенко.
Всем привет! Начинаем очередной обзор событий общественно-политической жизни региона за неделю.
Центральные темы этого выпуска:
Об этом и многом другом - в программе «Гонки по вертикали». Поехали!
Итак, пошла, фиг кто помнит, какая по счету, неделя борьбы с коронавирусом. Недовольство людей действиями властей, их непоследовательностью и путанностью указаний растет с каждым днем, подобно тому, как увеличивается количество заразившихся и умерших. Раздражение, разочарование, возмущение - вот что мы наблюдаем сейчас. Это фиксируют социологи, прежде всего, независимые. Они отмечают падение рейтингов власти всех уровней - от президента до местного руководства. Рост возмущения очевиден и в социальных сетях.
При этом ослабляются ограничительные меры - теперь уже и прогуливаться можно, правда, как и прежде, осторожно. А еще славятся врачи - герои нового времени, отмечаются всяческие позитивные тенденции (от увеличения количества аппаратов ИВЛ до числа выздоровевших) и делаются относительно оптимистичные прогнозы на лето. При этом количество заболевших растет, в регионе отмечен очередной летальный случай, звучат жалобы медиков по поводу недостатка средств индивидуальной защиты и размеров дополнительных выплат: мол, президент в апреле обещал одно - а в мае выплачивают совсем другое. Хватает и прочих проблем. Начиная с чисто психологических, в том смысле, что это поначалу напуганное новой заразой население принимало как должное все вводимые запреты, а теперь народ устал бояться, устал от всяческих установок - подчас противоречащих друг другу - и хочет возвращения к привычной жизни, а еще, конечно, после полутора месяцев нерабочего периода, самоизоляции и падения доходов, хочет реальной поддержки и помощи.
- Не учи меня жить - лучше помоги материально («Москва слезам не верит»).
При этом заявленный на прошлой неделе очередной пакет мер поддержки населения и бизнеса снова какой-то неполный, куцый, как говорится, не два - не полтора - и никакого, понимаешь, чувства глубокого удовлетворения.
Народ-то, разумеется, сразу ломанулся на Госуслуги заявляться на получение десяти тысяч деревянных на каждого несовершеннолетнего, от трех до шестнадцати.
Но сказать, чтоб эта выплата в дальнейшем разом решала все проблемы - как-то язык не поворачивается. Хорошо, но мало.
- Маловато, понимаешь, маловато будет («Падал прошлогодний снег»)
И это уже не говоря о том, что значительная часть населения продолжает задаваться по сути своей риторическими вопросами: почему власти одним категориям помогут, а другим - нет? Где здесь справедливость и логика? Что, детей надо кормить только до 16-ти, а потом уже не надо? Как-то не устраивает людей такая непонятная выборочная помощь.
За примерами далеко ходить не надо - на днях мы на сайте ПЛН провели опрос «Удовлетворены ли вы заявленными президентом мерами поддержки населения в условиях эпидемии коронавируса?». Из полудюжины предложенных вариантов ответов читатели чаще всего выбирали «Категорически нет. Меры - запоздавшие, недостаточные и не решающие проблемы людей». Так ответили почти две трети опрошенных - более 62 процентов. Понятно, что опрос в интернете - это не масштабное социологическое исследование, но определенное представление о настроениях дает и он.
То же самое - с поддержкой бизнеса. Кого-то в списки включили, как-то помогут - другим в помощи отказано. Выживайте как хотите. В общем, массы не удовлетворены и недовольны - и чего тогда удивляться, что рейтинги власти падают, она несет потери, как следствие, руководители разного уровня нервничают и, как умеют, пытаются исправить ситуацию. Но - в одном месте соломки подстелили, в другом свалились. На одном направлении сосредоточились, другое тут же оголилось. Одним проштрафившимся чиновникам пистоны вставили, так другие расслабились и накосячили. То нацпроекты - это «наше всё» буксуют, то больные киргизы на строительство больницы привозятся, то еще что - всё не слава богу, как говорится.
А тут еще и призыв в армию подоспел. Перенести его на период, когда коронавирус капитулирует (кто знает, когда это еще произойдет) - низя. Надо отправлять молодежь на службу в вооруженные силы. Всего в регионе должно быть призвано 860 человек - в мае-июле, то есть в период эпидемии. А значит нужно всё продумать, просчитать, определить алгоритм действий военного комиссариата и медкомиссий, с тем чтобы всех призывников протестировать на коронавирус и исключить любой риск. А с этим-то и возникла проблема. Короче, ждал губернатор Ведерников от военкома Середюка документа с прописанным алгоритмом - и чтоб реальная бумага была, как говаривал профессор Преображенский...
- Окончательная бумажка, фактическая, настоящая - броня! («Собачье сердце»)
Вот что надо было. А получило высшее должностное лицо - кхе-кхе - «бумажку, с которой только в одно место можно сходить. Вы уж меня извините за подобные определения, но из слова песни не выкинешь. Это не я так определил - это намедни сам губернатор так публично на заседании регионального оперативного штаба по борьбе с коронавирусом высказался, обращаясь к военкому.
Михаил Ведерников: Докладывать вы, конечно, бодро научились, ещё бы так работать научились, было бы вообще замечательно. Вот этот документ, даже не документ, а бумажка, который вы, дёргая за рукав главного санитарного врача и Марину Валерьевну, где-то в коридоре подписали, он не годится никуда. Только в одно место с этим можно сходить... Вместо того, чтобы звонить в округ и жаловаться, что губернатор Псковской области не дает возможность организовать здесь призыв, нужно было правильно организовать эту работу. Сегодня до конца дня у меня должен быть выверенный документ, над которым вы поработаете вместе с Нестеруком и Гаращенко. Если такого документа не будет, я проинформирую командование округа, что с 18 числа у нас не будет призыва по вашей вине. И попрошу сюда более ответственного руководителя военкомата.
Справедливости ради надо заметить, что позже «работа над ошибками» военкомом вроде бы была проведена, и гнев губернатора сменился если уж не на милость, то на обычное рабочее отношение. Но вопрос всё равно остается: не будет ли тут, как в той известной байке - ложечки нашлись, осадок остался? Да и в целом, как говаривал герой известного кинофильма, вечер перестает быть томным. Все эти регулярные губернаторские выволочки подчиненным и нагоняи прочим ответственным лицам рождают вопросы о профпригодности руководящего состава и необходимости оргвыводов. Тем более, что критика действий властей со стороны только усиливается. И об этом следует сказать особо. Это прежде обозреватели фиксировали, что как пришел Михаил Ведерников в регион в конце 2017-го - так долгое время не сталкивался с какими-то хоть сколько-нибудь серьезными атаками оппонентов и недоброжелателей. Да и самих-то визави, обладающих необходимыми для такой борьбы ресурсами, не было. Словом, всё происходящее не шло (и забегая вперед скажу - и сейчас не идет) ни в какое сравнение с теми войнами, участниками которых были губернаторы и их команды в прежние годы. Мы тут не первый год следим за региональной политикой, все ходы записаны - и даже по памяти можем назвать с десяток таких войн и атак на глав Псковской области с тоннами бесплатных газет и антигубернаторскими банерами в 1990-е и нулевые. С кем только не приходилось тогда воевать региональным руководителям! С мэрами областных столиц, лидерами оппозиционных партий, местными бизнесменами, депутатами Госдумы, даже руководителями правоохранительных структур. Да что вспоминать преданья старины глубокой? Еще несколько лет назад лидер псковских эсеров Олег Брячак торпедировал тогдашнего губернатора Андрея Турчака, выставляя банеры «Турчака в отставку» в самом центре Пскова. Представить такое сейчас достаточно сложно, если не сказать - невозможно. И дело не только в коронавирусе с его запретами и ограничениями. И до этого поляна была зачищена по самое не балуйся.
Причем, критикой, троллингом, запуском фейков о деятельности команды губернатора занимаются не представители каких-нибудь традиционных партий, не потенциальные претенденты на выборные должности, а просто политически активные граждане, в том числе из числа фриков, о которых мы уже неоднократно писали и говорили. Анонимы-то они анонимы, однако в узких кругах псковской политтусовки имена этих «неуловимых джо» - не секрет. Другое дело, что широкой публике эти фамилии ничего не скажут.
- А фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл («Иван Васильевич меняет профессию»)
Тем более удивительно, что в Доме Советов на эти вбросы в анонимных телеграм-каналах тут же реагируют, по поводу написанного заметно рефлексируют, пытаются опровергать, в том числе откровенные фейки. В том числе на всю силу используются командой губернатора собственные телеграм-каналы. То есть тут уже такой междусобойчик. И вот уже «правдоруб» и «псковские новости» потчуют публику незамысловатым меню: на первое - как водится, губернаторская повестка, на второе - наш, вернее - их ответ, чемберлену - всем этим шалтай-болтаем, губерниям и прочим: в духе - вруны вы, дезинформаторы и провокаторы - и тьфу три раза на все ваши домыслы. Мы вас не замечаем, но при этом регулярно откликаемся на ваши выпады. Подобная реакция на анонимные телеграм-каналы становится системой. Всё это с одной стороны забавляет, а с другой вызывает - искреннее недоумение. Даже сложно представить, какой может быть реакция властей, если наряду с этим сообществом телеграм-троллей появится некто серьезный и ресурсно обеспеченный.
В заключение - о переменах в прокуратуре. Как мы и прогнозировали несколько недель назад, прокурор Псковской области Сергей Белов покинул свой пост.
Указом президента он освобожден от занимаемой должности и по приказу Генерального прокурора отправляется на Северный Кавказ, в город Нальчик. Там он займет позицию заместителя прокурора Кабардино-Балкарии - кстати говоря, своего бывшего подчиненного. Совершенно очевидно, что это понижение. И тем самым руководством дана оценка работы прокурора. То есть можно высказывать различные точки зрения, какими для прокуратуры Псковской области и ее руководителя были эти пять лет, совпавшие с ростом влияния силовых структур в целом). Можно дискутировать на тему, чем запомнится Сергей Дмитриевич - своим спокойствием, начитанностью, цитатами из классиков на любой случай из жизни, пешими прогулками перед началом рабочего дня или, может быть, тем, что в отличие от своего предшественника Тимура Кебекова, не инициировал громкие региональные истории и вообще старался не участвовать в активной общественно-политической жизни. Избегал конфликтов, хотя, видит бог, поводов для вмешательства прокуратуры в важные региональные процессы было немало. Возвращаясь на пять лет назад: первый вопрос, который был задан Сергею Белову после назначения в Псков, касался резонансного «дела Михаила Гавунаса». Прошли годы, однако «дело Гавунаса» по факту не сдвинулось с мертвой точки. При Белове развивались громкие дела против СМИ и журналистов в Псковской области. Прокурор их не инициировал, но и не препятствовал. Так или иначе, руководство дало работе прокурора определенную оценку.
Впрочем, сейчас уже актуальнее вопрос, кто на новенького - ху из мистер Грибов, заместитель прокурора Удмуртии и без пяти минут прокурор Псковской области. В минувшую пятницу состоялась его первая встреча с псковичами — в дистанционном режиме областное Собрание депутатов согласовывало его кандидатуру. Представлял кандидата заместитель Генерального прокурора Алексей Захаров. Выступил и сам Иван Грибов, а затем ответил на вопросы региональных парламентариев. Яблочник Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , проявив доскональное знание биографии нового прокурора и нюансов его работы с руководством Республики, спросил: готов ли прокурор действовать независимо и были ли попытки оказания давления на прокуратуру со стороны главы региона в его личной практике в Удмуртии? На что Иван Грибов сообщил, что за время его службы с января 2018 года в Республике фактов вмешательства или воздействия на органы прокуратуры ни он, ни прокурор Республики не ощущали. «У нас конструктивное взаимодействие, открытое информационное поле и пожаловаться на органы власти не в чем», - подчеркнул он. И напомнил: органы прокуратуры являются независимыми и вмешательство здесь не допускается. Тем не менее, со всеми органами власти должны выстраиваться конструктивные взаимодействия, направленные на укрепление законности в регионе, считает Иван Грибов. Ответы кандидата на пост прокурора народных избранников вполне удовлетворили. Кандидатуру поддержали единогласно. Теперь слово за президентом.
На этом всё на сегодня. Это были «Гонки по вертикали» с Александром Савенко. До встречи через неделю.