Блоги / Игорь Докучаев

И когда пустое место в Пскове окажется велосипедистом?

26.06.2013 17:08|ПсковКомментариев: 38

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что велосипед в Пскове - это роскошь. Потому что… жалко его. Само же использование двухколесной техники в областном центре приравнивается к экстремальным видам спорта. Об этом, и об отсутствии хотя бы минимальных условий для велосипедистов в городе, уже устали говорить и коллеги-журналисты, и общественники…

Вчера, возвращаясь с велосипедной прогулки, на одном из перекрестков мне подставила бок легковушка, вынырнувшая из боковой улицы: девушка, сидевшая за рулем, посмотрела влево, но велосипедиста, ехавшего по главной дороге, словно не видела, дала газу и стала выруливать направо - едва успел затормозить, чтобы не сделать крупную вмятину в автомобиле. Похоже, точно по такому же принципу, не видят, а точнее не хотят видеть присутствия велосипедистов на улицах и ответственные лица в городском управлении. Ведь об организации велосипедного движения в системе городского устройства говорили и год назад, и два… Результатов как не было, так и нет.

Велосипедисты на улицах датского Орхуса

Отсутствуют даже попытки хоть как-то поднимать этот вопрос. Ладно, к примеру, можно понять, что в центре Пскова, в старых кварталах сложнее перепланировать движение пешеходов и транспорта с выделением велосипедистов в отдельную категорию. Хотя об этом тоже можно поспорить. Но за минувшие годы в городе построили большое количество новых домов, выросли целые кварталы, почему при планировании и благоустройстве территорий и там вновь не предусмотрены специальные велодорожки, с удобными съездами, с отсутствием бордюров и необходимой разметкой? Неужели это сложно прописать обязательным пунктом в правилах застройщикам, как это делается в цивилизованных странах…

Дворовые паркинги

Но сегодня закрывать глаза, или делать вид, что на месте велосипедиста пустое место - уже не получится. За последние весенне-летние месяцы количество велосипедистов в Пскове значительно увеличилось - это видно даже без специальных подсчетов. Все больше горожан начинают понимать, что велосипед не только экологичен и полезен для здоровья, но и быстрый, удобный транспорт в условиях автомобильного засилья, а кроме того, значительно дешевле в обслуживании, чем машина. Решать велосипедный вопрос властям города придется в любом случае. Иначе велосипедисты будут занимать все большее пространство пешеходных тротуаров, цепляя, и, мешая прохожим, или выезжать на проезжую часть, создавая трудности для автомобилистов. Вот и на днях в Великих Луках очередное ДТП: такси сбило велосипедиста.

Гигантская велопарковка в центре города Орхуса

А ведь решить эти вопросы не так и сложно. К тому же есть в европейских городах замечательно зарекомендовавшие себя методы и приемы организации велосипедного движения. Понимаю, что тема «А как у них» вызывает уже нервную дрожь у отдельных граждан, мол, зачем лишний раз дразнить и рассказывать то, что в наших российских условиях кажется малореальным. Но в том-то и дело, что большинство таких рассказов о зарубежном опыте не для того, чтобы подразнить, а для того, чтобы те, кому положено взяли себе на заметку чужие наработки, и не совершали лишних ошибок. Подчас мы описываем уже готовые проекты, или бизнес-планы – только возьми и внедряй у себя в родном городе, на предприятии. Вот и очередной проверенный вариант…  

Крытая велопарковка долгого хранения

Датский город Орхус, наравне с Копенгагеном, считается одной из велосипедных столиц Европы. И даже кое в чем преуспел больше других: власти города ввели здесь самую первую велосипедную улицу в Дании. По ней вы можете передвигаться на автомобиле, но не имеете преимущественного права движения, полностью завися от велосипедистов. И так же власти собираются сделать на всех улицах в старом городе, где преимущество движения будет за велосипедистами, а автомобилисты, если и попадут сюда, то будут ожидать возможности проезда.

Самая первая улица в Дании, где велосипедисты - главные

Однако мало проложить велосипедную дорожку, нужно вести и специальную городскую политику. И тут очень многое зависит от конкретных личностей в городском руководстве, которые могли бы принимать необходимые решения. В Орхусе, например, был мэр по фамилии Якобсон, он руководил городом еще в начале 60-х годов прошлого века, именно в те годы здесь начался автомобильный бум. И городской глава много сделал для сдерживания этого разрушительного для старого города явления именно популяризацией велосипедов. Его с тех пор даже прозвали «велосипедный мэр» и в последующие годы память о нем только крепла, горожане поставили ему уличный памятник, где изобразили фигуру градоначальника, ведущего велосипед. Кто-нибудь из руководства Пскова станет нашим велосипедным волшебником? Или слабо? Вот это вопрос…

Велосипедный мэр и при жизни и после пользуется у горожан уважением и любовью

Число велосипедистов и непрерывный поток по велодорожкам и улицам Орхуса впечатляет. При этом никто из участников городского движения никому не мешает: ни пешеходы, ни велосипедисты, ни автомобилисты – все отлажено и отрегулировано, созданы условия, чтобы механизм уличного движения работал как часы.

Дворовые паркинги

Теперь самое интересное для нашего российского и псковского сознания: в составе муниципалитета есть специальный велосипедный департамент, который и занимается всеми вопросами организации велосипедного движения и инфраструктуры в городе. Причем, трудятся в нем специалисты очень высокой квалификации. К примеру, мой собеседник и добровольный экскурсовод по велосипедной Мекке - руководитель отделения планирования и организации движения этого департамента, по образованию инженер в сфере транспорта. Всего в департаменте работают 115 человек – 15 планировщиков,  40 чертежников и 60 сотрудников, которые все это поддерживают в должном состоянии. В обязанности департамента входит проектирование и строительство велодорог, покрытие спецматериалами, поддержание их в качественном состоянии, организация светофоров и перекрестков, обустройство инфраструктуры и многое другое.

Один из небольших уличных велопаркингов с устройством поддува шин

На самом деле городская велосипедная структура в Орхусе – это серьёзное и большое хозяйство, масштабность которого осознаешь только при личном знакомстве, и работа в городе по улучшению велосипедного движения ведется ежедневно – без лишних согласований, составления планов, получения экспертиз и прочих бюрократических штучек. «Вот на этой улице была небольшая парковка для автомобилей – всего два парковочных места, а теперь вместо нее появился паркинг для двадцати велосипедов, - рассказывает собеседник. - Здесь также есть автомат для поддува шин велосипеда – это всё бесплатно. В центре города у нас таких автоматов стоит 8 штук. И многие женщины, как правило, этим охотно пользуются, потому что им часто не хватает сил, чтобы накачать шины вручную. Чем лучше у вас накачаны шины, тем лучше, тем меньше трение между поверхностью колеса и асфальтом – лучше ехать и меньше разрушается обод колеса, - увлекается мой проводник. - Эти мини-паркинги и автоматы поддува построены по муниципальной программе и за деньги муниципалитета – на них везде нанесен герб муниципалитета и логотип нашего отдела».  

Установка на улице Орхуса, которая считает велосипедистов

И правда, на всех стоянках, паркингах, велостанциях видим герб города и эмблему отдела Орхус-велосипед. На велодорожках, которых здесь проложено уже 600 километров (!) – длина просто потрясающая, конечно, гербов нет. Но это и не обязательно – главное, что все они почти идеально ровные и без лишних препятствий. Разделять автомобильные и велосипедные дороги здесь начали еще в 50-е годы прошлого века и строительство велодорожек шириной около полутора метров планомерно вели все минувшие десятилетия. Новые районы проектируются и строятся исключительно с наличием хороших велосипедных дорожек. Сделайте у себя в голове отметку об этом, псковские руководители и проектировщики…

Вот мы подходим к одному из специальных уличных велоновшеств - установке, которая подсчитывает число проехавших по этой дорожке велосипедистов. Внутри стелы сенсор, который реагирует только на велосипедистов. Как ни удивительно, но умный датчик не считает ни автомобили, ни мототехнику, ни пешеходов. В это с трудом верится. Не верили и местные жители: после того, как их установили, очень много детей перед ним бегали и пытались выяснить сосчитает этот датчик их или нет – но сенсор не реагировал. Эти установки позволяет получать представление о велосипедных потоках, о количестве проезжающих и соответственно быстро принимать решения по регулированию движения.

Крытые велопаркинги в разных частях города

В городе есть и маленькие велопаркинги на улицах, у предприятий, фирм, магазинов, и большие двухъярусные парковки, расположенные около вокзалов и в центре города, устроена система проката, традиционная уже для многих городов Европы.  Есть специальные стоянки для найденных велосипедов. И эффективная система борьбы с угонами. Вся эта деятельность городских властей не только удовлетворяет желание людей ездить на «двухколесных конях», не только обеспечивает безопасность движения – а случаев травматизма велосипедистов всего около сотни случаев в год на весь трехсоттысячный город, это признанно самый безопасный вид транспорта, но и выгодна городу с экономической точки зрения. Муниципалитетом созданы конкретные рабочие места по обслуживанию велосипедной системы. И малый бизнес всерьез занимается инфраструктурой, в городе на каждом шагу велосипедные магазины, ремонтные мастерские, точки по установке велосигнализаций и т.д. А это тоже рабочие места и занятость населения. Добавьте сюда отсутствие автомобильных пробок, пониженное содержание выхлопных газов в городе и весь ряд вытекающих отсюда плюсов. Пскову и горожанам это не надо?

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 243 человека
Лента новостей