Сегодня: Четверг, 14 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Масло со скидкой! Новая компания на рынке Пскова Европа Плюс бьет рекорды Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Доверие клиентов TeleTrade «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Топ-3 зимней обуви Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Сколько гипермаркетов нужно Пскову?

04.02.2011 09:06 ПЛН, Псков

Псков

Открытие «Ленты» в Пскове  заставило еще раз задуматься над вопросом, который периодически обсуждается в прессе: сколько торговых комплексов, гипермаркетов, сетевых магазинов и мини-рынков необходимо Пскову, чтобы жители чувствовали себя комфортно, а шопинг в соседних Санкт-Петербурге, Тарту и Риге был скорее дополнением к экскурсии, чем основной целью поездки.

Торговый регион, торговый город

Псковская область  по сути  торговый регион. И с каждым годом число работающих в отрасли  возрастает:  в 2000 году в торговле работало 35,4 тыс. чел, в 2008 – уже 52,1 тыс.  Влияние численности работающих в экономике на показатель, указанный в ниже помещенной таблице,  относительно невелико, она с небольшими колебаниями находилась в этот период на примерно одном уровне.

Псков

Источник: Росстат

Еще больше вклад торговли в ВРП региона – фактически его пятая часть, что выше, чем у большинства регионов СЗФО. Согласно данным Управления федеральной налоговой службы Псковской области (в открытом доступе на официальном сайте) по итогам первого полугодия 2010 года торговля дала в бюджет 16,5% поступлений (розничная – без торговли автотранспортными средствами 7%).

Доля торговля, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования торговли в структуре ВРП, %

Псков

Источник: Росстат

Оборот розничной торговли и общепита Пскове без малого предпринимательства  согласно данным федеральной службы государственной статистики составляет за первые девять месяцев 2010 года 4567,6286 млн. руб., если рассматривать эту цифру как ¾, т.е. по минимуму (традиционно перед новым годом происходит всплеск покупок), минимальный годовой оборот - от 6,1 млрд.руб. Эту цифру можно считать минимальной емкостью рынка, необходимо добавить к ней малое предпринимательство. Статистический сборник «Торговля в Псковской области» Псковстата,  дает цифру оборота розничной торговли Пскова по крупным и средним организациям в 2008 году в 8,5 млрд.руб. Учитывая, что в динамике роста товарооборота наиболее высокие темпы роста были характерны именно в 2008 году, можно предположить, что в кризисном 2009 и в 2010 он сохранился на данном уровне или снизился. В соседнем Санкт-Петербурге, по данным специалистов АРИН, «в 2009 году в результате кризиса и уменьшения покупательской способности населения оборот розничной торговли существенно снизился».

Форматы торговли

В структуре оборота розничной торговли по Пскову (данные 2008 года) продовольственные товары занимают 45,3%. Соответственно на еду жители Пскова (плюс туристы и жители ближайших к Пскову районов, которые покупают часть продуктов питания в областном центре) тратят  в торговых сетях, гипермаркетах, продуктовых магазинах минимум 2,76 млрд. руб. в год. Структура и тенденции рынка представлены в таблице:

Псков

Источник: Росстат
На начало 2010 года метраж всех торговых центров Пскова в 2 с лишним раза меньше чем, скажем, открывшейся на Лиговском в Санкт-Петербурге МФК Galeria (общая площадь - 192 000кв.м., торговая - 94 000). «В течение 2010 года общий объем торговых площадей в Санкт-Петербурге увеличился на 9% - было введено около 277,9 тыс. кв. м.», - говорит руководитель отдела проектов и аналитических исследований Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН)  Зося Захарова.

На фоне относительно небольшого числа торговых комплексов, гипермаркетов, открытие в 18 декабря 2010 года гипермаркета «Лента», общей площадью более 12 тыс. кв. метров (из них на торговую площадь приходится порядка 8 000 кв.м.), стало для Пскова событием. Интерес подтверждается числом посетителей. «В декабре за две недели нас посетили свыше 100 тысяч человек. В первый день работы магазина мы обслужили около 9 000 клиентов. Доля ночных продаж в псковском гипермаркете находится на уровне Санкт – Петербурга – 16%», - рассказывают представители «Ленты».

Много или мало?

Потребительский рынок Пскова -  динамично развивающийся сектор экономики с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью, считают разработчики Программы социально-экономического развития города Пскова на 2011-2015 годы [версия от 28.12.2010 г.]. «В 2010 году открыто дополнительно 38 объектов потребительского рынка, в т.ч. – 24 предприятий  торговли,  14 предприятий общественного питания, 2 ярмарочные площадки. В настоящее время в городе функционирует  105 сетевых магазинов, включающих в себя федеральные и региональные торговые сети, а также местные торговые сети и магазины предприятий-производителей».
Интересен и другой вывод авторов указанной выше Программы, номинально «обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей превышает нормативы по продовольственной и непродовольственной группе товаров более чем в 3 раза». Он переводит вопрос, «достаточно ли Пскову предприятий торговли?»  в другую плоскость, а именно, устраивает ли псковичей уровень и предложение товаров?

«Рынок розничной торговли Пскова только начинает развиваться», - пояснили нам в компании «Лента» (сеть включает в себя 39 гипермаркетов в различных регионах России). «Уровень числа супермаркетов на 1000 жителей довольно низкий. Однако, в Пскове довольно высокий уровень благосостояния и низкий уровень безработицы, что в будущем по нашим прогнозам привлечет новых игроков рынка. Мы ожидаем усиления конкуренции». Иными словами, специалисты не исключают появление в Пскове новых гипермаркетов.

Стоит отметить, что структура розничной торговли Пскова отличается от областной, где велика доля индивидуальных предпринимателей, и  пятую часть покупок товаров жители области осуществляют на розничных рынках. Доля потребкооперации по данным Псковстата на 2008 год – 10,2%  оборота розничной торговли области. Вероятно, вся емкость рынка розницы составляет более 60 млрд. руб (индексируем показатель  2008 года -  50,9 млрд. руб.).

Псков

Источник: Псковстат

В районах области также с интересом относятся к развитию новых форматов, часть жителей райцентров, посещают гипермаркеты Пскова (помимо «Ленты» в формате гипермаркета работают «Империал» и «Тележка»). До открытия «Ленты»,  жители   Псковского, Гдовского, Печорского районов, давали часть выручки двум последним. Насколько сильно перераспределился рынок с открытием нового гипермаркета сказать сложно, территориально «Лента» находится на Завеличье, как и «Империал»,  однако учитывая, небольшую протяженность Пскова и высокую обеспеченность автомобилями, покупатели  любого из этих трех гипермаркетов могут проживать как в разных частях города, так и за городом.

Настоящее, будущее

Итак, в настоящее время формату гипермаркета в Пскове, на наш взгляд, соответствуют (даются по времени открытия):  «Империал» (ул. Коммунальная, 41),  «Тележка» (ул. Труда, 54).  «Лента» (Рижский проспект, дом 69б).

«Империал» стал первым знакомством с форматом гипермаркета для жителей города (естественно, за исключением тех, кто посещал магазины данного формата за границей и в российских мегаполисах). Его отличительной особенностью является нахождение в одноименном торговом комплексе, что позволяет покупателю помимо посещения собственно торгового зала гипермаркета сделать покупки в различных отделах, а также  перейти в другой торговый комплекс «ПИК 60», не выходя на улицу.

Вероятно, при проектировании и строительстве гипермаркета «Караван» (ныне «Тележка») не последнюю роль сыграли планы застройки Запсковья, по соседству с гипермаркетом уже тогда планировалось строительство двух больших микрорайонов: напротив областного ГИБДД  и в границах Сиреневого бульвара, ул. Линейной и Старотекстильной.  Вследствие кризиса темпы строительства первого замедлились. На другом участке, по нашим данным, ничего не строится.  Очевидно, все это сказалось и на выручке «Каравана». Полагаем, если бы первоначальные планы девелоперов и застройщиков были реализованы именно так и в те сроки, как было задумано до кризиса, выручка гипермаркета была бы иной. С 26 ноября 2009 года гипермаркет функционирует как торговый объект компании «Ритм 2000» под названием «Тележка» (также в Пскове функционируют супермаркеты  этой компании под торговой маркой «Вольный купец»). Это единственный гипермаркет в районе Запсковья.

Гипермаркет «Лента» расположен на Завеличье, т.е. в наиболее густо населенном районе города, как и «Империал», но ближе к выезду из города, что делает его привлекательным для тех жителей районов, кто живет в северо-западной части области и  делает покупки в магазинах Пскова. Впрочем, в «Ленте» не исключают появления магазинов сети и в других районах города.  «Мы посмотрим на работу нашего первого магазина, насколько он оправдает наши ожидания. На основании результатов примем решение о дальнейшем развитии в городе и регионе в целом. Но подчеркну, что потенциал у города большой и наличие одного гипермаркета почти на 200 тысяч населения недостаточно», - говорит Менеджер по PR компании «Лента» Яна Могилева.

К вопросу о конкуренции

Есть ли конкуренция между гипермаркетами или одни и те же люди посещают их все одновременно? Посмотрим на рекламу торговых сетей за рубежом: выбирается  небольшая группа товаров, на них снижаются цены и их активно рекламируют. Чтобы приобрести весь набор, покупателю надо либо объехать все сети, либо наряду с товарами по сниженным ценам  приобрести и все остальное. Вопрос,  где дороже, где дешевле, спорен. Нередко при открытии нового магазина цены снижаются, а затем следуют общим тенденциям цен. Скорее есть конкуренция за доли объема рынка как такового, иными словами, если емкость рынка не меняется, то открытие нового магазина приводит к ее перераспределению, если потребительские расходы (а это примерно ¾ расходов псковича) растут, то новый магазин не приводит к ощутимым потерям доли уже работающих на рынке.
С другой стороны, во время кризиса заметно активизировались федеральные продуктовые торговые сети, в Пскове открылись новые «Пятерочки», «Магниты» и «Дикси». Работая в другом формате, магазины эконом-класса, тем не менее, аккумулируют часть средств, которые тратят те, кто предпочитают делать покупки в гипермаркетах. При меньшем (площади торговых залов не позволяют) ассортименте, но конкурентных ценах, их вполне можно отнести к конкурентам гипермаркетов. То же верно и в отношении рынков,  которые востребованы преимущественно людьми пожилого возраста (они также посещают гипермаркеты) и предпочитающими продукты «с огорода».

Программа социально-экономического развития города Пскова на 2011-2015 годы не делает перекосов в сторону какого-либо одного формата торговли. Приоритетом заявлено «обеспечение жителей города качественными товарами, работами, услугами», что можно реализовать через «сбалансированное развитие всех элементов торгового комплекса, начиная с оптового звена и заканчивая мелкой розницей, обеспечивающей равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности  и повышение территориальной доступности торговых объектов».

Вопрос «сколько гипермаркетов нужно Пскову?» отнюдь не риторичен, его ответ находится в социально-экономической плоскости. Компании соотносят число гипермаркетов с населением города.  Количество гипермаркетов в расчете на численность населения заметно отличается в разных странах. «Если в Норвегии на 1 млн населения приходится более 240 магазинов современного формата - порядка 9 гипермаркетов, 71 крупный супермаркет и более 360 мелких супермаркетов, - то в России это всего 1 гипермаркет и порядка 20 супермаркетов обоих форматов на 1 млн населения. Российские города очень сильно отличаются по степени развития торговли. Если во всей России на долю супер - и гипермаркетов приходится 37% в общем обороте товаров повседневного спроса, то в Москве это уже 56%, в Санкт-Петербурге -76% (высочайший показатель!)», - пишет Ирина Нистулей (статья «В магазин как на праздник»,  Торговое оборудование в России, ноябрь 2008).  «По словам Дуайта Уотсона, генерального директора российского представительства Nielsen, на конец 2007 - начало 2008 года гипермаркетов в России насчитывалось около 214, что в шесть раз превышает показатели 2002 года. Хотя количество гипермаркетов пока и незначительно, достаточно посмотреть на ту долю, которую они занимают в общем обороте розничной торговли сегодня: на начало 2008 года эта цифра приравнивалась к 37%».

По словам заместителя директора Института регионального развития Сергея Дамберга, «сетевой гипермаркет – это оптимальный формат торговли для Пскова, полагаю, при наличии трех-четырех таких гипермаркетов можно рассчитывать на серьезную конкуренцию за покупателя, которая будет стимулировать местных предпринимателей заниматься качественным ритейлом, открывать специализированные мясные, кондитерские магазины и магазины шаговой доступности, где продавщицы здороваются с каждым покупателем».

Максим Голиков  

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31