Новости партнеров
Экономика

Сколько гипермаркетов нужно Пскову?

04.02.2011 09:06|ПсковКомментариев: 145

Открытие «Ленты» в Пскове  заставило еще раз задуматься над вопросом, который периодически обсуждается в прессе: сколько торговых комплексов, гипермаркетов, сетевых магазинов и мини-рынков необходимо Пскову, чтобы жители чувствовали себя комфортно, а шопинг в соседних Санкт-Петербурге, Тарту и Риге был скорее дополнением к экскурсии, чем основной целью поездки.

Торговый регион, торговый город

Псковская область  по сути  торговый регион. И с каждым годом число работающих в отрасли  возрастает:  в 2000 году в торговле работало 35,4 тыс. чел, в 2008 – уже 52,1 тыс.  Влияние численности работающих в экономике на показатель, указанный в ниже помещенной таблице,  относительно невелико, она с небольшими колебаниями находилась в этот период на примерно одном уровне.

Источник: Росстат

Еще больше вклад торговли в ВРП региона – фактически его пятая часть, что выше, чем у большинства регионов СЗФО. Согласно данным Управления федеральной налоговой службы Псковской области (в открытом доступе на официальном сайте) по итогам первого полугодия 2010 года торговля дала в бюджет 16,5% поступлений (розничная – без торговли автотранспортными средствами 7%).

Доля торговля, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования торговли в структуре ВРП, %

Источник: Росстат

Оборот розничной торговли и общепита Пскове без малого предпринимательства  согласно данным федеральной службы государственной статистики составляет за первые девять месяцев 2010 года 4567,6286 млн. руб., если рассматривать эту цифру как ¾, т.е. по минимуму (традиционно перед новым годом происходит всплеск покупок), минимальный годовой оборот - от 6,1 млрд.руб. Эту цифру можно считать минимальной емкостью рынка, необходимо добавить к ней малое предпринимательство. Статистический сборник «Торговля в Псковской области» Псковстата,  дает цифру оборота розничной торговли Пскова по крупным и средним организациям в 2008 году в 8,5 млрд.руб. Учитывая, что в динамике роста товарооборота наиболее высокие темпы роста были характерны именно в 2008 году, можно предположить, что в кризисном 2009 и в 2010 он сохранился на данном уровне или снизился. В соседнем Санкт-Петербурге, по данным специалистов АРИН, «в 2009 году в результате кризиса и уменьшения покупательской способности населения оборот розничной торговли существенно снизился».

Форматы торговли

В структуре оборота розничной торговли по Пскову (данные 2008 года) продовольственные товары занимают 45,3%. Соответственно на еду жители Пскова (плюс туристы и жители ближайших к Пскову районов, которые покупают часть продуктов питания в областном центре) тратят  в торговых сетях, гипермаркетах, продуктовых магазинах минимум 2,76 млрд. руб. в год. Структура и тенденции рынка представлены в таблице:

Источник: Росстат
На начало 2010 года метраж всех торговых центров Пскова в 2 с лишним раза меньше чем, скажем, открывшейся на Лиговском в Санкт-Петербурге МФК Galeria (общая площадь - 192 000кв.м., торговая - 94 000). «В течение 2010 года общий объем торговых площадей в Санкт-Петербурге увеличился на 9% - было введено около 277,9 тыс. кв. м.», - говорит руководитель отдела проектов и аналитических исследований Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН)  Зося Захарова.

На фоне относительно небольшого числа торговых комплексов, гипермаркетов, открытие в 18 декабря 2010 года гипермаркета «Лента», общей площадью более 12 тыс. кв. метров (из них на торговую площадь приходится порядка 8 000 кв.м.), стало для Пскова событием. Интерес подтверждается числом посетителей. «В декабре за две недели нас посетили свыше 100 тысяч человек. В первый день работы магазина мы обслужили около 9 000 клиентов. Доля ночных продаж в псковском гипермаркете находится на уровне Санкт – Петербурга – 16%», - рассказывают представители «Ленты».

Много или мало?

Потребительский рынок Пскова -  динамично развивающийся сектор экономики с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью, считают разработчики Программы социально-экономического развития города Пскова на 2011-2015 годы [версия от 28.12.2010 г.]. «В 2010 году открыто дополнительно 38 объектов потребительского рынка, в т.ч. – 24 предприятий  торговли,  14 предприятий общественного питания, 2 ярмарочные площадки. В настоящее время в городе функционирует  105 сетевых магазинов, включающих в себя федеральные и региональные торговые сети, а также местные торговые сети и магазины предприятий-производителей».
Интересен и другой вывод авторов указанной выше Программы, номинально «обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей превышает нормативы по продовольственной и непродовольственной группе товаров более чем в 3 раза». Он переводит вопрос, «достаточно ли Пскову предприятий торговли?»  в другую плоскость, а именно, устраивает ли псковичей уровень и предложение товаров?

«Рынок розничной торговли Пскова только начинает развиваться», - пояснили нам в компании «Лента» (сеть включает в себя 39 гипермаркетов в различных регионах России). «Уровень числа супермаркетов на 1000 жителей довольно низкий. Однако, в Пскове довольно высокий уровень благосостояния и низкий уровень безработицы, что в будущем по нашим прогнозам привлечет новых игроков рынка. Мы ожидаем усиления конкуренции». Иными словами, специалисты не исключают появление в Пскове новых гипермаркетов.

Стоит отметить, что структура розничной торговли Пскова отличается от областной, где велика доля индивидуальных предпринимателей, и  пятую часть покупок товаров жители области осуществляют на розничных рынках. Доля потребкооперации по данным Псковстата на 2008 год – 10,2%  оборота розничной торговли области. Вероятно, вся емкость рынка розницы составляет более 60 млрд. руб (индексируем показатель  2008 года -  50,9 млрд. руб.).

Источник: Псковстат

В районах области также с интересом относятся к развитию новых форматов, часть жителей райцентров, посещают гипермаркеты Пскова (помимо «Ленты» в формате гипермаркета работают «Империал» и «Тележка»). До открытия «Ленты»,  жители   Псковского, Гдовского, Печорского районов, давали часть выручки двум последним. Насколько сильно перераспределился рынок с открытием нового гипермаркета сказать сложно, территориально «Лента» находится на Завеличье, как и «Империал»,  однако учитывая, небольшую протяженность Пскова и высокую обеспеченность автомобилями, покупатели  любого из этих трех гипермаркетов могут проживать как в разных частях города, так и за городом.

Настоящее, будущее

Итак, в настоящее время формату гипермаркета в Пскове, на наш взгляд, соответствуют (даются по времени открытия):  «Империал» (ул. Коммунальная, 41),  «Тележка» (ул. Труда, 54).  «Лента» (Рижский проспект, дом 69б).

«Империал» стал первым знакомством с форматом гипермаркета для жителей города (естественно, за исключением тех, кто посещал магазины данного формата за границей и в российских мегаполисах). Его отличительной особенностью является нахождение в одноименном торговом комплексе, что позволяет покупателю помимо посещения собственно торгового зала гипермаркета сделать покупки в различных отделах, а также  перейти в другой торговый комплекс «ПИК 60», не выходя на улицу.

Вероятно, при проектировании и строительстве гипермаркета «Караван» (ныне «Тележка») не последнюю роль сыграли планы застройки Запсковья, по соседству с гипермаркетом уже тогда планировалось строительство двух больших микрорайонов: напротив областного ГИБДД  и в границах Сиреневого бульвара, ул. Линейной и Старотекстильной.  Вследствие кризиса темпы строительства первого замедлились. На другом участке, по нашим данным, ничего не строится.  Очевидно, все это сказалось и на выручке «Каравана». Полагаем, если бы первоначальные планы девелоперов и застройщиков были реализованы именно так и в те сроки, как было задумано до кризиса, выручка гипермаркета была бы иной. С 26 ноября 2009 года гипермаркет функционирует как торговый объект компании «Ритм 2000» под названием «Тележка» (также в Пскове функционируют супермаркеты  этой компании под торговой маркой «Вольный купец»). Это единственный гипермаркет в районе Запсковья.

Гипермаркет «Лента» расположен на Завеличье, т.е. в наиболее густо населенном районе города, как и «Империал», но ближе к выезду из города, что делает его привлекательным для тех жителей районов, кто живет в северо-западной части области и  делает покупки в магазинах Пскова. Впрочем, в «Ленте» не исключают появления магазинов сети и в других районах города.  «Мы посмотрим на работу нашего первого магазина, насколько он оправдает наши ожидания. На основании результатов примем решение о дальнейшем развитии в городе и регионе в целом. Но подчеркну, что потенциал у города большой и наличие одного гипермаркета почти на 200 тысяч населения недостаточно», - говорит Менеджер по PR компании «Лента» Яна Могилева.

К вопросу о конкуренции

Есть ли конкуренция между гипермаркетами или одни и те же люди посещают их все одновременно? Посмотрим на рекламу торговых сетей за рубежом: выбирается  небольшая группа товаров, на них снижаются цены и их активно рекламируют. Чтобы приобрести весь набор, покупателю надо либо объехать все сети, либо наряду с товарами по сниженным ценам  приобрести и все остальное. Вопрос,  где дороже, где дешевле, спорен. Нередко при открытии нового магазина цены снижаются, а затем следуют общим тенденциям цен. Скорее есть конкуренция за доли объема рынка как такового, иными словами, если емкость рынка не меняется, то открытие нового магазина приводит к ее перераспределению, если потребительские расходы (а это примерно ¾ расходов псковича) растут, то новый магазин не приводит к ощутимым потерям доли уже работающих на рынке.
С другой стороны, во время кризиса заметно активизировались федеральные продуктовые торговые сети, в Пскове открылись новые «Пятерочки», «Магниты» и «Дикси». Работая в другом формате, магазины эконом-класса, тем не менее, аккумулируют часть средств, которые тратят те, кто предпочитают делать покупки в гипермаркетах. При меньшем (площади торговых залов не позволяют) ассортименте, но конкурентных ценах, их вполне можно отнести к конкурентам гипермаркетов. То же верно и в отношении рынков,  которые востребованы преимущественно людьми пожилого возраста (они также посещают гипермаркеты) и предпочитающими продукты «с огорода».

Программа социально-экономического развития города Пскова на 2011-2015 годы не делает перекосов в сторону какого-либо одного формата торговли. Приоритетом заявлено «обеспечение жителей города качественными товарами, работами, услугами», что можно реализовать через «сбалансированное развитие всех элементов торгового комплекса, начиная с оптового звена и заканчивая мелкой розницей, обеспечивающей равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности  и повышение территориальной доступности торговых объектов».

Вопрос «сколько гипермаркетов нужно Пскову?» отнюдь не риторичен, его ответ находится в социально-экономической плоскости. Компании соотносят число гипермаркетов с населением города.  Количество гипермаркетов в расчете на численность населения заметно отличается в разных странах. «Если в Норвегии на 1 млн населения приходится более 240 магазинов современного формата - порядка 9 гипермаркетов, 71 крупный супермаркет и более 360 мелких супермаркетов, - то в России это всего 1 гипермаркет и порядка 20 супермаркетов обоих форматов на 1 млн населения. Российские города очень сильно отличаются по степени развития торговли. Если во всей России на долю супер - и гипермаркетов приходится 37% в общем обороте товаров повседневного спроса, то в Москве это уже 56%, в Санкт-Петербурге -76% (высочайший показатель!)», - пишет Ирина Нистулей (статья «В магазин как на праздник»,  Торговое оборудование в России, ноябрь 2008).  «По словам Дуайта Уотсона, генерального директора российского представительства Nielsen, на конец 2007 - начало 2008 года гипермаркетов в России насчитывалось около 214, что в шесть раз превышает показатели 2002 года. Хотя количество гипермаркетов пока и незначительно, достаточно посмотреть на ту долю, которую они занимают в общем обороте розничной торговли сегодня: на начало 2008 года эта цифра приравнивалась к 37%».

По словам заместителя директора Института регионального развития Сергея Дамберга, «сетевой гипермаркет – это оптимальный формат торговли для Пскова, полагаю, при наличии трех-четырех таких гипермаркетов можно рассчитывать на серьезную конкуренцию за покупателя, которая будет стимулировать местных предпринимателей заниматься качественным ритейлом, открывать специализированные мясные, кондитерские магазины и магазины шаговой доступности, где продавщицы здороваются с каждым покупателем».

Максим Голиков  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 107 человек
Лента новостей