Сегодня: Вторник, 17 Января    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Оригинальные подарки на 23 февраля и 8 марта Для экономных мам Полититоги года Легкий переход Купи у фермера Лучшая интерьерная печать в Пскове «Отпечаталось в сердце»: фразы, которые запомнились в 2016-м



Голограммы - голографические наклейки

center-tot.ru

В Доме Сафьянщикова презентовали плащаницу Александра Донецкого

22.02.2012 09:26 ПЛН, Псков


Февраль огрызался последней бессильной метелью. За окном злобствовали предвыборные страсти, бездорожье и тотальное недофинасирование. А в старинном доме на набережной собралась компания единомышленников, творческих людей. Собрались, чтобы отметить открытие первой в Пскове галереи Современного искусства. Встречали уютно, при горящем камине и Вивальди в живом исполнении.

Попытки отвоевать у классиков свой кусочек жизненного пространства абстракционисты предпринимали уже давно. И, честно говоря, понять их можно, ибо при всей любви к родным пенатам, пресные щи с луковицами псковских церквей да бесконечные оды княгине не то, чтобы приелись… просто стали остро нуждаться в здоровой антитезе.

Эдуард Шарипов – главный идеолог выставки – под автопортретом Анатолия Жбанова 

Однако, если индивидуальные выставки Анатолия Жбанова были своего рода кавалерийскими наскоками на повседневность, то теперь удалось построить первый относительно прочный бастион абстрактного искусства. В физическом пространстве он представляет собой два отремонтированных зала, где картины ждут своих зрителей. А в художественном – подборку автопортретов. Почему выбрали именно такую тему для первого раза? Теоретик «Псков-Арт» Эдуард Шарипов поясняет:

­­– Выставка получилась тематическая, узконаправленная. Это жёсткий срез в стиле автопортрета. Именно тот жанр, когда художник заглядывает себе в душу, ведёт откровенный разговор с самим собой. А первым автопортретом была Плащаница Иисуса Христа.

В словах главного «куратора-диктатора» выставки, как сам себя называет Эдуард Амирович, сквозит откровенный пессимизм. По его мнению, двадцатый век не принёс новых идей в живопись. И если чему-то и радоваться, так это не прорывам в искусстве, а живым художникам, нашим современникам. Людям, в гости к которым иногда заглядывает дама в пеплуме и с венком. Ну, а что нужно художнику? Да много чего нужно. Но прежде всего, конечно, нужен зритель. Потому более опытные мастера мольберта и кисти решили не обижать младших коллег – не стали устраивать жёсткий отбор, а принимали от каждого по способностям. Не обошлось и без милого провинциального апломба. Москва с Питером, дескать, продолжают давиться жвачкой двадцатого века, а Псков – он другой, он город образов.

В учёной среде бытует поговорочка, что чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии. У абстракционистов с набережной эксперимент получился далёк от примелькавшихся псковских стандартов. Но вот к чему близок? Сразу и не скажешь… По крайней мере, в приятном разнообразии экспонатам не откажешь.

Эдуард Шарипов пытается объединить пространство и время

Вот напротив входа диптих Эдуарда Шарипова – две страховидного образа доски с пронзительными глазами. И это, как поясняют гостям, не просто так, а символ единства пространства и времени. Доски были написаны в разный период, вначале одна, потом вторая. Затем автор совмещает их, и вот уже автор, как астральный серфингист, может рассекать по континууму.

Экклезиаст на новый лад

Вот Анатолий Жбанов на автопортрете выныривает из омута, с бутылкой и обглоданной селёдкой. Над ним полыхает кровавый закат (или рассвет?). В общем, этакое купание красного Жбанова в Чудских пучинах. Смотрится монументально.

Здесь и загадочный камень, и разбитые зеркала, и нежные женские абрисы, и строительная тачка, на которую свалены кисти да тюбики – инструменты живописца. Здесь и расписной совок от Шарипова (казалось бы, при чём здесь политика?) и чёрно-белый фоторяд от Николая Владимирова, протянувшего свою пальмовую ветвь мира между цивилизациями художников и фотографов.

Автопортрет Александра Донецкого – топор против «Ундервуда»

Но изюминкой, несомненно, стал креатифф от Александра Донецкого, который решил, наконец-таки, добавить в привычную палитру из 33-х букв немного красок, камней и кубиков с буквами Х и У. Немного хулиганства, немного цитаты Энди Уорхолла – и вот мы видим Сашин автопортрет. Разрубленная топором зачугуневшая печатная машинка, недопитый вискарь, детские кубики, которые всё разваливаются и никак не хотят сложиться в статью. И вечное «суета сует» на выходе, изрядно переформатированное под запросы века.

Интеллектуальную планку мероприятию задал искусствовед Владимир Галицкий. Начал он с рассказа о том, что немного испугался, получив приглашение на открытие галереи Современного искусства.

– Понятие «современное искусство» очень случайное и расплывчатое. Собственно, любой предмет, помещённый в экспонационное пространство, может быть назван сегодня произведением искусства. Вот у нас сейчас в музее ремонт идёт. Видел стул заляпанный краской, присмотрелся – а ведь эстетично смотрится. Чем не произведение?

И дальше в таком же стиле. Похвалил организаторов за смелость. Автопортретом, мол, обычно не начинают, а заканчивают. Не карьеру свою, а какой-то этап, на котором можно сказать, что художник уже состоялся. Маститым художникам предлагают нарисовать автопортрет, а они всё взвешивают, думают. Айвазовский, например, так и не решился. А псковичи молодцы, они смелые.

Смельчаки слушали и аплодировали. А что тут ещё скажешь? Речь как-то невольно получилась в том стиле, что аристократы в XIX веке называли «персифле» – похвала, искусно маскирующая собой иронию. Что поделаешь, люди искусства – они такие. Поди, пойми, когда хвалят, а когда посмеиваются.

А вообще-то, молодцы художники. Собрались, сами, на свои деньги отремонтировали помещения, организовали хорошую выставку, которую можно посоветовать посетить каждому, кого заедает «суета сует». Если же кто из гостей почувствует в себе силы перейти по ту сторону мольберта – тоже нет ничего невозможного. По словам председателя «Псков-Арта» Ирины Жбановой, общество открыто для новых участников. Высокохудожественные навыки иметь не обязательно, главное – свежий взгляд, идеи, творческие планы.

Кстати, у самих художников с творческими планами всё в полном порядке. Следующая выставка под названием «Русское поле» будет посвящена 150-летию отмены крепостного права в России. Куда уж актуальнее.

Адрес Дома Сафьянщикова: ул. Советская набережная, 9. 

 Галерея открыта по субботам с 16.00 до 20.00. Вход свободный.

Илья Петров

Источник: Псковская Лента Новостей





 

По вашему мнению, как изменится жизнь псковичей в 2017 году?
















Loading...


Голосование

По вашему мнению, как изменится жизнь псковичей в 2017 году?
















Календарь

«« 2017 г.
«« январь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31