Сегодня: Четверг, 24 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
За школьные парты со здоровой спиной! Выставка «Здравствуй, школа!» Стадион в Острове Аренда Знаем проблемы - видим решение! Шок-цена на новостройку Руки вверх! Непогода нынче в моде Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Вся правда о подкупе избирателей Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября У ребенка мерзнут ноги: что делать? Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Фестиваль Консультации врача бесплатно Шансон



В Доме Сафьянщикова презентовали плащаницу Александра Донецкого

22.02.2012 09:26 ПЛН, Псков


Февраль огрызался последней бессильной метелью. За окном злобствовали предвыборные страсти, бездорожье и тотальное недофинасирование. А в старинном доме на набережной собралась компания единомышленников, творческих людей. Собрались, чтобы отметить открытие первой в Пскове галереи Современного искусства. Встречали уютно, при горящем камине и Вивальди в живом исполнении.

Попытки отвоевать у классиков свой кусочек жизненного пространства абстракционисты предпринимали уже давно. И, честно говоря, понять их можно, ибо при всей любви к родным пенатам, пресные щи с луковицами псковских церквей да бесконечные оды княгине не то, чтобы приелись… просто стали остро нуждаться в здоровой антитезе.

Эдуард Шарипов – главный идеолог выставки – под автопортретом Анатолия Жбанова 

Однако, если индивидуальные выставки Анатолия Жбанова были своего рода кавалерийскими наскоками на повседневность, то теперь удалось построить первый относительно прочный бастион абстрактного искусства. В физическом пространстве он представляет собой два отремонтированных зала, где картины ждут своих зрителей. А в художественном – подборку автопортретов. Почему выбрали именно такую тему для первого раза? Теоретик «Псков-Арт» Эдуард Шарипов поясняет:

­­– Выставка получилась тематическая, узконаправленная. Это жёсткий срез в стиле автопортрета. Именно тот жанр, когда художник заглядывает себе в душу, ведёт откровенный разговор с самим собой. А первым автопортретом была Плащаница Иисуса Христа.

В словах главного «куратора-диктатора» выставки, как сам себя называет Эдуард Амирович, сквозит откровенный пессимизм. По его мнению, двадцатый век не принёс новых идей в живопись. И если чему-то и радоваться, так это не прорывам в искусстве, а живым художникам, нашим современникам. Людям, в гости к которым иногда заглядывает дама в пеплуме и с венком. Ну, а что нужно художнику? Да много чего нужно. Но прежде всего, конечно, нужен зритель. Потому более опытные мастера мольберта и кисти решили не обижать младших коллег – не стали устраивать жёсткий отбор, а принимали от каждого по способностям. Не обошлось и без милого провинциального апломба. Москва с Питером, дескать, продолжают давиться жвачкой двадцатого века, а Псков – он другой, он город образов.

В учёной среде бытует поговорочка, что чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии. У абстракционистов с набережной эксперимент получился далёк от примелькавшихся псковских стандартов. Но вот к чему близок? Сразу и не скажешь… По крайней мере, в приятном разнообразии экспонатам не откажешь.

Эдуард Шарипов пытается объединить пространство и время

Вот напротив входа диптих Эдуарда Шарипова – две страховидного образа доски с пронзительными глазами. И это, как поясняют гостям, не просто так, а символ единства пространства и времени. Доски были написаны в разный период, вначале одна, потом вторая. Затем автор совмещает их, и вот уже автор, как астральный серфингист, может рассекать по континууму.

Экклезиаст на новый лад

Вот Анатолий Жбанов на автопортрете выныривает из омута, с бутылкой и обглоданной селёдкой. Над ним полыхает кровавый закат (или рассвет?). В общем, этакое купание красного Жбанова в Чудских пучинах. Смотрится монументально.

Здесь и загадочный камень, и разбитые зеркала, и нежные женские абрисы, и строительная тачка, на которую свалены кисти да тюбики – инструменты живописца. Здесь и расписной совок от Шарипова (казалось бы, при чём здесь политика?) и чёрно-белый фоторяд от Николая Владимирова, протянувшего свою пальмовую ветвь мира между цивилизациями художников и фотографов.

Автопортрет Александра Донецкого – топор против «Ундервуда»

Но изюминкой, несомненно, стал креатифф от Александра Донецкого, который решил, наконец-таки, добавить в привычную палитру из 33-х букв немного красок, камней и кубиков с буквами Х и У. Немного хулиганства, немного цитаты Энди Уорхолла – и вот мы видим Сашин автопортрет. Разрубленная топором зачугуневшая печатная машинка, недопитый вискарь, детские кубики, которые всё разваливаются и никак не хотят сложиться в статью. И вечное «суета сует» на выходе, изрядно переформатированное под запросы века.

Интеллектуальную планку мероприятию задал искусствовед Владимир Галицкий. Начал он с рассказа о том, что немного испугался, получив приглашение на открытие галереи Современного искусства.

– Понятие «современное искусство» очень случайное и расплывчатое. Собственно, любой предмет, помещённый в экспонационное пространство, может быть назван сегодня произведением искусства. Вот у нас сейчас в музее ремонт идёт. Видел стул заляпанный краской, присмотрелся – а ведь эстетично смотрится. Чем не произведение?

И дальше в таком же стиле. Похвалил организаторов за смелость. Автопортретом, мол, обычно не начинают, а заканчивают. Не карьеру свою, а какой-то этап, на котором можно сказать, что художник уже состоялся. Маститым художникам предлагают нарисовать автопортрет, а они всё взвешивают, думают. Айвазовский, например, так и не решился. А псковичи молодцы, они смелые.

Смельчаки слушали и аплодировали. А что тут ещё скажешь? Речь как-то невольно получилась в том стиле, что аристократы в XIX веке называли «персифле» – похвала, искусно маскирующая собой иронию. Что поделаешь, люди искусства – они такие. Поди, пойми, когда хвалят, а когда посмеиваются.

А вообще-то, молодцы художники. Собрались, сами, на свои деньги отремонтировали помещения, организовали хорошую выставку, которую можно посоветовать посетить каждому, кого заедает «суета сует». Если же кто из гостей почувствует в себе силы перейти по ту сторону мольберта – тоже нет ничего невозможного. По словам председателя «Псков-Арта» Ирины Жбановой, общество открыто для новых участников. Высокохудожественные навыки иметь не обязательно, главное – свежий взгляд, идеи, творческие планы.

Кстати, у самих художников с творческими планами всё в полном порядке. Следующая выставка под названием «Русское поле» будет посвящена 150-летию отмены крепостного права в России. Куда уж актуальнее.

Адрес Дома Сафьянщикова: ул. Советская набережная, 9. 

 Галерея открыта по субботам с 16.00 до 20.00. Вход свободный.

Илья Петров

Источник: Псковская Лента Новостей





 

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Loading...


Голосование

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31