Сегодня: Среда, 26 Апреля    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Выставка «Строй-Дом» Присадки для топлива Консультирование в Пскове За деталями для подвески - в «Глэдис» Мой Псков Как правильно сушить детскую обувь? День открытых дверей ФВТЭ Лучшая интерьерная печать в Пскове Тест на протест Псков-ЭКСПО Венедиктов
В Пскове торжественно открыт XIV Международный книжный форум «Русский Запад»

В Пскове торжественно открыт XIV Международный книжный форум «Русский Запад»

18 апреля в Псковской областной универсальной научной библиотеке состоялась торжественная церемония открытия XIV Международного книжного форума «Русский Запад», передает корреспондент Псковской Ленты Новостей...



Интернет радиостанции

Возможность подписаться на рассылку новостей. Новости гаражного рока.

radiostyle.ru

Игорь Шаймарданов: Жизнь художника не может быть ограничена лишь некой «творческой средой»

24.02.2012 23:08 ПЛН, Псков

В Псковской городской библиотеке на Конной сегодня прошла презентация альбома «Александру Сергеевичу хорошо!», в котором воспроизведены пять оригинальных графических и живописных пушкинских циклов Игоря Шаймарданова – известного художника, которого своим равно считают и Псков, и Петербург.

Выпущенная силами Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» при поддержке губернатора Псковской области Андрея Турчака книга – своего рода итог почти двенадцатилетней работы Игоря Шаймарданова. Первую серию, своего «Ситцевого Пушкина», написанного маслом не на холстах, а на ситцах (точнее даже – в набивные ситцы вписанного), художник датирует 2001 годом. Последний из представленных в книге циклов – «Арина Родионовна и Александр Сергеевич» – сделан в 2010 году и также в совершенно оригинальной, разработанной Игорем Шаймардановым технике: работа масляными красками по листу с процарапанным на нём рисунком. Собственно над книгой, как рассказал Игорь Дмитриевич на встрече, работа шла  в течение года (год «разминалась»).

Отпечатанный тиражом в 3000 экземпляров альбом раскупают стремительно. 30 книг, которые привезли в библиотеку специально к презентации, «разлетелись» меньше чем за два часа.  Дело даже не в том, что альбом красив, оригинально свёрстан (идея сделать книжку с квадратными, 24 х 24 сантиметра, листами, и на краешек страницы вынести отдельным «акцентом» какой-то фрагмент картинки, трогательную или забавную деталь, – тоже принадлежит Игорю Шаймарданову) и при этом достаточно дешёвый.  Главное, что привлекает в книге, – она безусловно светлая и позитивная, при том, что на самом-то деле… очень грустная.  

Печально-лирический настрой – и в названии альбома, для которого Игорь Шаймарданов выбрал строку одного из самых щемящих стихотворений Окуджавы «Счастливчик Пушкин». Сквозит он и в самих сюжетах: каждая из картинок (так называет свои работы художник), по большому счёту, написана о бесконечном одиночестве поэта, художника, да любого человека думающего. Усилен этот мотив ещё и… пушкинскими «комментариями». Дело в том, что каждый рисунок в альбоме получил цитату-комментарий: иногда это несколько фраз из письма Пушкина или Пушкину, иногда – строфа из его стихотворения или небольшой фрагмент прозы, а то – какие-либо анекдоты об Александре Сергеевиче из многочисленных мемуаров, оставленных его современниками… Иногда сочетание легкомысленной на первый взгляд картинки с подписью (рассказ, например, о внезапном явлении фельдъегеря в Михайловское; или пушкинская фраза о смертельной петербургской тоске, а через пару страниц – упоминание о том, как Наталья Николаевна, наоборот, плакала оттого, что не хотела ехать в деревню, столь любезную сердцу Александра Сергеича…) открывает смыслы просто трагические. Самое удивительное, что при этом художник не позволяет себе «нагружать» зрителя, являя в каждой из работ образец того, что Пушкин бы назвал comme il faut.

– Сложно назвать Пушкина любимым поэтом, – признаётся Игорь Шаймарданов. – Дело с том, что, как бы банально это ни прозвучало, в какой-то момент я просто понял, что ответы на все вопросы, которые меня мучают, я могу найти в его книгах, в его письмах. Чем больше я его читал – тем более хотелось поделиться прочитанным с другими.  В какой-то момент Пушкин-человек стал мне понятен, как понятны друзья детства. Да, все мы знаем, что характер у него был очень сложным, но мне он всё равно по-человечески нравится… И я глубоко убеждён, что в этой книге самое ценное – не мои рисунки, но именно эти «комментарии» к ним из Пушкина.

Впрочем, альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» каждый из его читателей оценивает по-своему и любит за то, что именно ему (может быть – только ему) дорого. Литератор Валентин Курбатов, например, особо оценил «не парадность» и сердечность книги: точно такие у нас у всех домашние альбомы, где с фотокарточек улыбаются родные нам лица. Музейщики «Михайловского» говорят, что книга помогает им отвечать на очень странный, но тем не менее регулярно в том или ином виде возникающий у экскурсантов вопрос: «А чем здесь Пушкин сейчас занимается?» А один из режиссёров – коллега Игоря Шаймарданова, который себя ощущает прежде всего художником театральным и картины свои режиссирует как спектакль! – даже высказался в том плане, что альбом этот должен стать настольной книгой режиссёров массовых представлений, и этот отзыв Игорю Шаймарданову, главному художнику Всероссийской масленицы в Пскове, услышать было лестно. Тем более, сам он твёрдо убеждён:

– Художник должен быть социально адаптирован! Его жизнь не может быть ограничена только некой искусственной «творческой средой». Острее всего это, наверное, чувствуют именно театральные художники. Когда идёт премьерный спектакль, и ты видишь, что декорации, которые ты придумал, работают, и актёры одеты, как ты их «нарисовал» – ты понимаешь, что ты нужен, твоя работа нужна. А вообще, настоящий художник, как мне кажется, – тот, чьи картины висят в домах, на кухнях у домохозяек, пусть даже в виде репродукций из журнала «Огонёк»… Мне странно от коллег слышать, что вот, дескать, искусство гибнет, кризис, я теперь живописью не занимаюсь, а вынужден евроремонт в квартирах делать. Я вообще не понимаю, какая связь между евроремонтом, кризисом и живописью.  Как-то не выдержал, спросил: «Что, ты из-за кризиса цвет перестал чувствовать?» – чем, наверное, коллегу очень обидел… Пока есть карандаш, клочок бумаги, и я могу работать – для меня искусство не погибло.

В альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» вошли репродукции 160 живописных и графических работ, – в пяти пушкинских сериях Игоря Шаймарданова их несколько больше. Почти все «ситцы», равно и «Михайловские царапки»,  хранятся сейчас в государственных и в частных коллекциях в России и за рубежом, счастливее всего оказались собрания Государственного музея Пушкина, которому сегодня принадлежит большая часть серии «Александру Сергеевичу хорошо!» – шуточной хроники пребывания Пушкина на Пушкинском празднике поэзии, и Пушкинскому Заповеднику, в коллекции которого весь цикл «Арина Родионовна и Александр Сергеевич» и многие работы из других серий.

Книга вышла в год столетия первого музея в сельце Михайловском, но к этой круглой дате ни художник, ни издатель её не «подгадывали» – просто так уж совпало. На вопрос о том, последует ли продолжение – книги и темы – Игорь Шаймарданов отвечает просто:  

– Я же специально эти картинки не делаю, и сюжеты специально не придумываю – они сами рождаются…

 

Алина Егорова специально для Псковской Ленты Новостей

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Какой оценки заслуживает работа псковских муниципальных чиновников, ответственных за состояние городского хозяйства?












Loading...


Голосование

Какой оценки заслуживает работа псковских муниципальных чиновников, ответственных за состояние городского хозяйства?












Календарь