Новости партнеров
Культура

Игорь Шаймарданов: Жизнь художника не может быть ограничена лишь некой «творческой средой»

24.02.2012 23:08|ПсковКомментариев: 4

В Псковской городской библиотеке на Конной сегодня прошла презентация альбома «Александру Сергеевичу хорошо!», в котором воспроизведены пять оригинальных графических и живописных пушкинских циклов Игоря Шаймарданова – известного художника, которого своим равно считают и Псков, и Петербург.

Выпущенная силами Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» при поддержке губернатора Псковской области Андрея Турчака книга – своего рода итог почти двенадцатилетней работы Игоря Шаймарданова. Первую серию, своего «Ситцевого Пушкина», написанного маслом не на холстах, а на ситцах (точнее даже – в набивные ситцы вписанного), художник датирует 2001 годом. Последний из представленных в книге циклов – «Арина Родионовна и Александр Сергеевич» – сделан в 2010 году и также в совершенно оригинальной, разработанной Игорем Шаймардановым технике: работа масляными красками по листу с процарапанным на нём рисунком. Собственно над книгой, как рассказал Игорь Дмитриевич на встрече, работа шла  в течение года (год «разминалась»).

Отпечатанный тиражом в 3000 экземпляров альбом раскупают стремительно. 30 книг, которые привезли в библиотеку специально к презентации, «разлетелись» меньше чем за два часа.  Дело даже не в том, что альбом красив, оригинально свёрстан (идея сделать книжку с квадратными, 24 х 24 сантиметра, листами, и на краешек страницы вынести отдельным «акцентом» какой-то фрагмент картинки, трогательную или забавную деталь, – тоже принадлежит Игорю Шаймарданову) и при этом достаточно дешёвый.  Главное, что привлекает в книге, – она безусловно светлая и позитивная, при том, что на самом-то деле… очень грустная.  

Печально-лирический настрой – и в названии альбома, для которого Игорь Шаймарданов выбрал строку одного из самых щемящих стихотворений Окуджавы «Счастливчик Пушкин». Сквозит он и в самих сюжетах: каждая из картинок (так называет свои работы художник), по большому счёту, написана о бесконечном одиночестве поэта, художника, да любого человека думающего. Усилен этот мотив ещё и… пушкинскими «комментариями». Дело в том, что каждый рисунок в альбоме получил цитату-комментарий: иногда это несколько фраз из письма Пушкина или Пушкину, иногда – строфа из его стихотворения или небольшой фрагмент прозы, а то – какие-либо анекдоты об Александре Сергеевиче из многочисленных мемуаров, оставленных его современниками… Иногда сочетание легкомысленной на первый взгляд картинки с подписью (рассказ, например, о внезапном явлении фельдъегеря в Михайловское; или пушкинская фраза о смертельной петербургской тоске, а через пару страниц – упоминание о том, как Наталья Николаевна, наоборот, плакала оттого, что не хотела ехать в деревню, столь любезную сердцу Александра Сергеича…) открывает смыслы просто трагические. Самое удивительное, что при этом художник не позволяет себе «нагружать» зрителя, являя в каждой из работ образец того, что Пушкин бы назвал comme il faut.

– Сложно назвать Пушкина любимым поэтом, – признаётся Игорь Шаймарданов. – Дело с том, что, как бы банально это ни прозвучало, в какой-то момент я просто понял, что ответы на все вопросы, которые меня мучают, я могу найти в его книгах, в его письмах. Чем больше я его читал – тем более хотелось поделиться прочитанным с другими.  В какой-то момент Пушкин-человек стал мне понятен, как понятны друзья детства. Да, все мы знаем, что характер у него был очень сложным, но мне он всё равно по-человечески нравится… И я глубоко убеждён, что в этой книге самое ценное – не мои рисунки, но именно эти «комментарии» к ним из Пушкина.

Впрочем, альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» каждый из его читателей оценивает по-своему и любит за то, что именно ему (может быть – только ему) дорого. Литератор Валентин Курбатов, например, особо оценил «не парадность» и сердечность книги: точно такие у нас у всех домашние альбомы, где с фотокарточек улыбаются родные нам лица. Музейщики «Михайловского» говорят, что книга помогает им отвечать на очень странный, но тем не менее регулярно в том или ином виде возникающий у экскурсантов вопрос: «А чем здесь Пушкин сейчас занимается?» А один из режиссёров – коллега Игоря Шаймарданова, который себя ощущает прежде всего художником театральным и картины свои режиссирует как спектакль! – даже высказался в том плане, что альбом этот должен стать настольной книгой режиссёров массовых представлений, и этот отзыв Игорю Шаймарданову, главному художнику Всероссийской масленицы в Пскове, услышать было лестно. Тем более, сам он твёрдо убеждён:

– Художник должен быть социально адаптирован! Его жизнь не может быть ограничена только некой искусственной «творческой средой». Острее всего это, наверное, чувствуют именно театральные художники. Когда идёт премьерный спектакль, и ты видишь, что декорации, которые ты придумал, работают, и актёры одеты, как ты их «нарисовал» – ты понимаешь, что ты нужен, твоя работа нужна. А вообще, настоящий художник, как мне кажется, – тот, чьи картины висят в домах, на кухнях у домохозяек, пусть даже в виде репродукций из журнала «Огонёк»… Мне странно от коллег слышать, что вот, дескать, искусство гибнет, кризис, я теперь живописью не занимаюсь, а вынужден евроремонт в квартирах делать. Я вообще не понимаю, какая связь между евроремонтом, кризисом и живописью.  Как-то не выдержал, спросил: «Что, ты из-за кризиса цвет перестал чувствовать?» – чем, наверное, коллегу очень обидел… Пока есть карандаш, клочок бумаги, и я могу работать – для меня искусство не погибло.

В альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» вошли репродукции 160 живописных и графических работ, – в пяти пушкинских сериях Игоря Шаймарданова их несколько больше. Почти все «ситцы», равно и «Михайловские царапки»,  хранятся сейчас в государственных и в частных коллекциях в России и за рубежом, счастливее всего оказались собрания Государственного музея Пушкина, которому сегодня принадлежит большая часть серии «Александру Сергеевичу хорошо!» – шуточной хроники пребывания Пушкина на Пушкинском празднике поэзии, и Пушкинскому Заповеднику, в коллекции которого весь цикл «Арина Родионовна и Александр Сергеевич» и многие работы из других серий.

Книга вышла в год столетия первого музея в сельце Михайловском, но к этой круглой дате ни художник, ни издатель её не «подгадывали» – просто так уж совпало. На вопрос о том, последует ли продолжение – книги и темы – Игорь Шаймарданов отвечает просто:  

– Я же специально эти картинки не делаю, и сюжеты специально не придумываю – они сами рождаются…

 

Алина Егорова специально для Псковской Ленты Новостей

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 83 человека
Лента новостей