Сегодня: Среда, 29 Марта    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
 Участки на берегу реки Великой Для женщин-автомобилистов Псков-ЭКСПО Форум предпринимателей Черное молоко Конкурс на звание лучшей Лучшая интерьерная печать в Пскове



Экс-хранительница псковских фресок: Власть совершает чудовищную ошибку

27.07.2012 17:57 ПЛН, Псков

Известный псковский искусствовед, экс-хранительница монументальной живописи псковского музея-заповедника Тамара Шулакова заявила, что передача Собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря от музея церкви является чудовищной ошибкой, которая перечеркнет все хорошее, что сделал для псковской культуры губернатор Андрей Турчак.

Как она пояснила корреспонденту Псковской Ленты Новостей, фрески собора Снетогорского монастыря в рейтинге ценностей Пскова занимают, пожалуй, одно из первых мест - в культурно-историческом плане они даже более ценны, чем Троицкий собор, архитектура многих псковских церквей и т.д. Искусствовед отметила, что именно фрески дают наиболее полное, живописное представление о мировозреннии псковичей XIV века и вообще о той эпохе.

Кроме того, особая ценность снетогорских фресок заключается в том, что именно в них впервые предстала чисто псковская школа монументальной живописи. «Это памятник, с которого Псков начинается. И это редкий случай в искусстве, когда сразу первый памятник - гениальный, без ученических черт», - отметила Тамара Шулакова. Также она добавила, что в снетогорском соборе псковские мастера по силе художественной экспрессии заметно «переплюнули» своих учителей - греков, полутора веками ранее расписавших собор Мирожского монастыря (например, как писал один из исследователей, «псковичи пишут не глаза, а взгляды»).

Кроме того экс-хранительница псковских фресок напомнила, что даже в соседнем Новгороде фрески местной школы появились почти на полвека позже.

«Снетогорские фрески - это абсолютный шедевр», - резюмировала Тамара Шулакова.

Тамара Шулакова

Она также добавила, что такого небрежного отношения к подобным памятникам нет нигде в мире: фресковые ансамбли этого уровня уже сами по себе являются мощнейшим культурно-историческим объектом, привлекающим интерес туристов, и потому внимание государства к ним огромно. В пример она привела расписанную великим Джотто ди Бондоне тогда же, когда и снетогорский собор - в начале XIV века - капеллу дель Арена в Падуе. (Джотто, подобно псковским мастерам, прославился тем, что за несколько веков до мастеров Возрождения сумел преодолеть византийскую иконописную традицию и стал подлинным основателем итальянской школы живописи).

В снетогорских фресках, написанных местными красками, по уникальной технологии, также прослеживается становление самобытной экспрессивной школы с подчас немыслимым до этого нарушением канонов.

И такие уникальные экспонаты требуют особого обращения, а оно невозможно в условиях церковного использования по прямому назначению в принципе, подчеркнула искусствовед. Тем более, что в снетогорском соборе – особый случай. «Любой фресковый памятник, который был забелен когда-то, затем - как зуб без эмали. Поэтому он не может отвечать ключевой задаче церкви – то есть проведению в ней служб. А зачем тогда его передали цервки? Насколько я понимаю, в нем должны идти службы – и не раз в год. А это полностью противоречит задачам сохранения фресок!» - убеждена Тамара Шулакова.

Она отметила, что собор ни при каких обстоятельствах нельзя использовать для проведения церковных служб – исключением при допустимой влажности воздуха, теоретически, может быть максимум один день в году - на Рождество.

«Там нет кальциевой подоплеки. Если бы его не забеливали, он бы жил спокойно и его, наверное, можно было бы передавать. Но если он больной и старый, то реставраторы в нем должны быть постоянно в качестве «скорой помощи». Служба с любыми свечами в таком храме исключается во-о-бще», - добавила она.

Искусствовед считает, что в данной ситуации наблюдаются три крупные ошибки.

В первую очередь есть ошибка музея, который своевременно не создал качественных цифровых копий фресок и не выставлял их на публике, не пропагандировал это наследие.

От этого, считает г-жа Шулакова, ситуация с передачей Собора Рождества Богородицы и не вызывает в обществе такого негодования, как та же реконструкция набережной – «и власть этим нагло пользуется, и сама не очень вникает, потому что совершает чудовищную ошибку».

Возможно, добавила она, необходимы были ограниченные, раз в полгода или раз в несколько месяцев, экскурсии в собор для его популяризации.

Но оттого, что памятник видели немногие, «не значит, что в последующем этому не будет дана соответствующая оценка», - заявила собеседница.

Еще одной ошибкой Тамара Шулакова назвала то, что церковь пытается забрать этот памятник, тогда как ей же самой, церкви, он необходим не как место для проведения служб, а как вероучебный объект, на шедеврах которого должны учиться современные иконописцы. «Направили бы свои усилия на другие памятники, которые также переданы церкви – на ту же Козмодемьянскую церковь возле Гремячей башни, которая находится в запустении», - добавила она.

И, наконец, третьей ошибкой в этом скандале Тамара Шулакова назвала позицию областных властей. «Почему наш губернатор, молодой, продвинутый, допускает такой чудовищный провал. Да, хочется дружить с церковью - да, я тоже воцерковленная. Но неизученный, неопубликованный, непонятый нами памятник мы вот так под сурдинку сразу после набережной передаем? Никаких уроков не извлекли? Губернатор потом уедет, а эта слава останется за ним и перекроет все хорошее, что он сделал. Потому что это большая подлость против мировой культуры в целом, - заявила искусствовед. - Мне кажется, мы плюнули в историю против ветра – у нас сейчас есть шанс самый главный памятник Пскова потерять».

Она добавила, что не понимает, почему в данной ситуации все было сделано скрытно, за спиной общественности – почему не была применена та же практика, которую выработали в ходе совместного обсуждения всех заинтересованных сторон в процессе реконструкции набережной реки Великой?

Напомним, как сообщили в Территориальном управлении Росимущества по Псковской области Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря  с фресками XIVвека передают Русской православной церкви в соответствии с федеральным законом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

В настоящее время местной религиозной организацией Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря Псковской епархии совместно с областным комитетом по культуре оформляется охранное обязательство на объект культурного наследия, в котором будет отражена вся ответственность пользователя  не только при сохранении памятника, но и при его восстановлении.

Также в Росимуществе сообщили, что после оформления охранного обязательства Псковской епархией  Территориальное управление Росимущества по Псковской области согласно распоряжению о предоставлении объекта культурного наследия федерального значения в пользование подпишет договор и передаст по акту приема-передачи Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря Псковской епархии.

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря отдают РПЦ


 

Ваше отношение к митингам оппозиции?














Loading...


Голосование

Ваше отношение к митингам оппозиции?














Календарь