Сегодня: Воскресенье, 19 Ноября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Квартиры для счастливых людей Факторинг от Промсвязьбанка Glades.ru Набор в йога студию в Пскове ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Будь в форме-7 Nordman Lumi для псковской зимы МеdEХРО.PRO-SPORT Лучшая интерьерная печать в Пскове



Светлой памяти кумира посвящается

29.03.2013 22:45 ПЛН, Псков

«Опустела без тебя душа…*

или

«Жил на свете человек»…

В феврале 2013 года ушел из жизни известный псковский музыкант и переводчик Александр Мамедов. Многие его помнят по ВИА «Экспромт», самой популярной молодежной группы в 70-80 гг. Не только для него то время было самым счастливым. Своими воспоминаниями делится одна из поклонниц этой группы Елена Петрова.

В юности чаще всего случаются события, которые глубоко западают в душу, либо укрепляя ее иммунитет, либо разрушая. Нам было по 13-14 лет, когда мы впервые увидели выступление «Экспромта»  на концерте художественной самодеятельности ДКС (сейчас ГКЦ) в 1976 году.  Талантливые и артистичные музыканты покорили наши сердца, наполнив нашу жизнь праздником. Гитарист Александр Мамедов был самым ярким, и о нем было больше всего восторгов и вздохов. Запомнился случай, когда одна девушка, заполняя анкету комплексного плана развития личности (такое практиковалось в училищах в советское время), вписала Мамедова как человека, на которого она хочет равняться в жизни. Она позвонила ему домой, чтобы узнать дату его рождения. Удивленный Александр шутливо предложил: «Может быть, еще вписать рост и вес».

«Экспромт» перед «Зонг-митингом». 1978 г.

Мое знакомство с Александром Мамедовым произошло спустя 5 лет. В то время он готовился к сдаче государственных экзаменов в Пятигорском институте иностранных языков, а я собиралась поступать на иняз в наш пединститут, в котором он учился первые три года. Саша считал, что не стоит проводить молодость только за книгами. Утверждая, что идеальных людей не бывает, он все-таки был сторонником гармоничного развития человека не только внешнего, но и внутреннего. И не потому, что эти идеи тогда широко пропагандировались. Это была его жизненная установка, в которой доминировали вопросы нравственного выбора. Он сожалел, что в большинстве своем людям, кроме работы и телевизора, ничего и  не нужно. С 16 лет он точно знал, кем будет, и не представлял свою жизнь без музыки. Для него сцена была главным средством самовыражения, а не самолюбование.

- Если 5-6 человек на танцах слушают нашу музыку, мне этого достаточно. 

Танцевальный сезон в разгаре. На любительском черно-белом снимке не видно зеленого цвета новых костюмов, в которых музыканты выглядели очень эффектно на своем звездном подиуме. Декабрь 1978 г. Н. Усенко, А. Сергеев, А. Мамедов, В. Труханов.

Его слушала не только танцующая молодежь. Люди старшего поколения приходили на праздничные концерты и сопереживали вместе с Александром героям его песен: «Рисуют мальчики войну», «Отец, расскажи мне о прошлой войне», «Отслужил солдат службу ратную…», «Троица» (сл. Петухова, муз. А. Мамедова).

Помню, как сама пробовала тогда играть на гитаре, фальшивила страшно, но очень старалась выразить в звуках то, о чем пела душа. Как я была признательна Саше, когда он находил время, помогал настроить инструмент, терпеливо правил мою доморощенную игру, и вместе с ним антоновская «крыша дома моего» звучала более оптимистично.

Музыкальные пристрастия Мамедова были весьма разнообразны: от лирики А. Пахмутовой и М.Таривердиева до джаза. Но по-настоящему родной и любимой для него была англоязычная стихия в музыкальном контексте легендарной группы «Битлз».

Юный Саша видел мир исключительно в розово-солнечных тонах и его первая детская песня об этом: "Розовый мир вижу, музыку, смех слышу, нет там зла, нет горя, нет обмана, солнце просыпается там рано…"

Уже не юный, барабанщик Мамедов в праздничной колонне на демонстрации 01.05.1982 г. (фото автора). Для музыкантов праздничные дни были самыми напряженными.

Мамедовский голос, очень похожий по тембру на голос Пола Маккартни, в сочетании с природным обаянием и уникальной музыкальной одаренностью создавали особенный, неповторимый образ рок-певца, который сейчас бы назвали «харизматичным». Все западные хиты конца 70-х годов («Квин», «Абба», «Кристи»», «Бони М», Стиви Уандер…) в исполнении «Экспромта» были откровением для моих сверстников. Большинство из нас знакомилось с зарубежной эстрадой, читая  и слушая журнал «Кругозор» с приложением из гибких пластинок.

Свой удачный профессиональный выбор, преподавание английского, я сделала именно тогда, общаясь с Александром и посещая танцевальные вечера в ДКС. До сих пор моя работа приносит мне огромное удовольствие и в сердце остается искренняя благодарность всему «Экспромту».

Творческий и очень теплый вечер А.Мамедова. 1991 год.

Еще у меня сохранилось одно Сашино письмо из Пятигорска, написанное на английском в 1982 г. Вникать в дебри научного коммунизма было для него тогда нелегким испытанием, но он искренне радовался, что получив диплом, сделает приятное родителям и друзьям. Его английский звучал в письме так же красиво и мелодично, как и в его песнях. Он старался думать и сочинять на нем. С сожалением писал, что времени крайне не хватает. «I`m really extremely pressed for time».

Встреча с кумирами 20 лет спустя. А. Мамедов, А. Роор, Е. Петрова, В. Салиев на фоне ДКС (ГКЦ), сентябрь 2002 г.

Можно с уверенностью утверждать, что певец находился в непрерываемом творческом процессе всю свою недолгую жизнь и единственный из псковских рок – исполнителей достиг вершины музыкальной мысли, исполнив песни «Битлз» в сопровождении симфонического оркестра. Спрессованный временем и обстоятельствами он завершил свой музыкальный марафон в 56 лет.

Гражданская панихида все в том же танцевальном зале. 13.02.2013 г. Александр Роор сравнил Сашу с «маленьким кудрявым Моцартом», таким он ему запомнился при первой встрече.

На прощальном концерте в ГКЦ (другое слово намеренно не упоминаю) была исполнена последняя воля музыканта. При звуках одной из его любимых песен В.Высоцкого «Чуть помедленнее кони» (в исполнении М. Родович) невозможно было сдержать слезы, как будто слышался умоляющий Сашин голос: 

Вы на шаг неторопливый,

Перейдите, мои кониХоть немного, но продлите, 

Путь к последнему приюту…

Божественное «Адажио» Т. Альбинони воспарило ввысь с такой тихой грустью, что были ощутимы последние страдания Саши. Это было что-то сродни евангельскому: «Моя душа скорбит смертельно». Хорошо, что в его душе нашлось место для молитвы и покаяния. С видеоэкрана звучал и Сашин голос, трогательный и нежный. Лирическая песня «Feelings» («Чувства») лучше всего выражала нашу боль, смятение, любовь и благодарность. Провожали Александра Мамедова аплодисментами как настоящего народного любимца. А мне вспомнились другие аплодисменты на концерте в том же ГКЦ в 1979 г. День рождение Ленина тогда невероятным образом совпало со светлым праздником Пасхи. Погода стояла какая-то особенно жизнерадостная, в природе и людях чувствовалось какое-то удивительно-мажорное настроение. «Экспромт» только что вернулся с конкурса «Красная гвоздика» в Витебске (сейчас этот конкурс известен как «Славянский базар»). Музыканты получили звание лауреатов, а  Мамедов был тогда признан лучшим вокалистом. Для псковичей они впервые исполнили свою собственную композицию «Жизнь», которая начиналась простыми словами: «жил на свете человек». Переполненный зал, затаив дыхание, слушал песню о матери, которую Александр Мамедов пел так проникновенно и душевно, что слезы подступали к глазам от переизбытка чувств и эмоций. Тогда все музыканты показали наивысший инструментальный и актерский пилотаж, подарив нам и себе праздник. Прошло 34 года, а в памяти сохранились их взволнованно-счастливые лица, финальная песня «Фестиваль» и наши восторженные аплодисменты…

В моей опустевшей душе одно за другим всплывали воспоминания юности, чистые и прекрасные, как Сашина душа, которой я желала легкого восхождения к престолу Божьему. Ведь согласно православному учению душа человека не умирает, а рождается в жизнь вечную, где понятие времени не существует.

Автор благодарит А.П. Роора, художественного руководителя «Экспромт» за помощь в подготовке материала и за предоставленные фотографии.

*«Нежность» А. Пахмутовой была в списке любимых Сашиных мелодий.

 Петрова Елена Аббасовна родилась в Пскове в 1963 году. Училась в средней школе №11, окончила Смоленский педагогический институт, учитель английского языка, имеет опыт внештатной работы в местных СМИ и туризме. Контактный телефон: 75-45-06.

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Loading...


Голосование

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Календарь

«« 2017 г.
«« ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30