Новости партнеров
Культура

Культобзор: труба золотая

02.07.2013 22:04|ПсковКомментариев: 7

При должном уважении ко всякого рода площадным концертам и фестивалям, в сферу влияния которых попадают тысячи людей, возьму на себя смелость заявить, что самое значимое художественное событие этой недели в Псковской области собрало порядка тридцати человек. Потому как в двух деревнях — в Колесниково Невельского района и в Устиново Новоржевского района такая прорва народу бывает только летом…

Очень личное

Инициаторами фотовыставки, размещённой в буквальном смысле слова на заборе, стали два псковских журналиста фотокорреспондент  Николай Боднарчук и корреспондент Владимир Фёдоров, уроженцы здешних мест.

Устиново. Перед вернисажем.

Назвали выставку «Встретились две деревни» и решили её арифметически просто: на пятнадцати монохромных фотографиях Николая Боднарчука — Колесниково, ещё на пятнадцати — Устиново. Колесниковские снимки в своей массе — постарше, есть даже сделанные в 1970-х, устиновские — по большей части последних лет. Портреты, пейзажи, жанровые картинки, — не просто мастерски и со смыслом сделанные, но ещё и наполненные светом и любовью к запечатлённым местам и людям. Светом и любовью, которых сегодня в подавляющем большинстве случаев не хватает человеку на многотысячных фестивалях и прочих художественно-коммерческих и художественно-пропагандистских акциях, где всякий зритель/слушатель поневоле — всего лишь потребитель культуры (или даже искусства), а художник — всего лишь этой культуры (искусства) поставщик, ничего личного.

Николай Боднарчук. Надежда. Устиново.2012.

Выставку подгадали в день без дождя. Каждый её гость получил специальный каталог — на память. «Эпиграфом этой выставки, — написал в каталоге Николай Боднарчук, — я выбрал стихи, написанные петербуржским поэтом и журналистом Юрием Нешитовым. Он в своё время тоже побывал в Устиново. С Юрием  более сорока лет назад  автор выставки учился в Ленинграде. И уже тогда занимался фотографией. Собственно,  занимался ею всегда — даже, когда не фотографировал...»

Николай Боднарчук.Зимние сны деревни Колесниково. 1982.

На вернисаже из ведёрного, на щепках самовара выпили десять литров чая. Местный поэт, вдохновлённый увиденным на фотографиях, спросил разрешения прочесть стихотворение. Его выступление приняли благосклонно, а когда подошли запоздавшие зрители, даже попросили повторить. Тогда поэт попросил разрешения прочесть на бис не это же, а другое стихотворение. А когда вечер, казалось бы, вовсе подошёл к концу и автор стал снимать однодневную экспозицию, подоспела совсем уж припозднившаяся зрительница и, объяснив своё опоздание, попросила дать и ей возможность полюбоваться. И пришлось снова всё развесить, как было…

Устиново. На выставку пришли и стар, и млад, — вообще все пришли.

Уже потом Николай Боднарчук, у которого только за пару последних лет случилось с десяток выставок, в том числе и несколько больших, персональных в разных залах Пскова и в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», признается, что давно так не волновался перед вернисажем. Хотя, казалось бы, давно почувствовал, а сейчас уже и сформулировал: «Именно там, в Колесниково, где родился, случились лучшие фотографии моей жизни…»

Псковский сбор

А вот петербургский художник Ивана Несветайло в Колесникове, равно и в Устинове, ещё не бывал. Но в Псков приезжал не единожды, и всегда — с добрым чувством. Доказательство тому — два листа из интересной графической серии, которую в конца прошлой недели можно увидеть в Центральной городской библиотеке на Конной.  «Мелодия небесной линии» — так называется выставка.

—  Мне захотелось запечатлеть не просто города, где я побывал, — рассказал на вернисаже художник-монументалист, большой любитель дальних и ближних путешествий. — Не просто города, но музыку, которую они  рождают во мне.

Так и появились эти «картинки на чёрном»: не портреты музыкантов, не натюрморты с инструментами, и уж тем более — не архитектурные пейзажи, так или иначе отражающие пресловутые проблемы городской застройки, но именно музыка города, тембр его голоса, мелодический контур крыш и улочек…

Благородная скрипка— Венеция. Она же рояль, где чёрные клавиши — всего лишь отражение белых. А вот цыганско-азиатская Москва с дутаром да с бубном вруках— впрочем, только ленивый сегодня не иронизирует над столицей,превращающейся в гигантский аул. Вольно русскому человеку иронизировать и над Парижем. Совсем иное дело — родная русская провинция.Здесь всё серьёзно — до барабанного боя. Барабаны Несвитайло — это южно-русский Орёл. Здесь художник долго жил — учился в художественном училище! —и несколько лет, по собственному признанию, отстучал на ударной установке в некой команде музыкальных сверстников-единомышленников…

Псков попал в этот музыкально-географический атлас дважды. На одном он —мелодия вальяжного, медлительного саксофона. На другом —труба золотая. Просто давным-давно, когда студент факультета декоративно-монументальной живописи был в Пскове на практике, здесь случился фестиваль духовых оркестров. Музыка, да, и музыка была разная: военные оркестры играли своё, джаз-банды им элегантно возражали. Но первое о чём говорит сейчас художник, — это было восхитительное зрелище: медно горящие на солнце валторны, матово отливающие серебром флейты, и капельмейстеру хочется взлететь…

Иван Несветайло. Псков.

Потом уже, конечно, добавились и другие настроения и смыслы: вечно стоящий на страже город-воин. Или трубач, играющий сбор, например.

Не обязательно даже — военный сбор. Для петербургских художников-монументалистов своего рода «сигналом трубы» в начале нынешнего года послужило приглашение псковских коллег провести в необустроенном до конца зале Псковского отделения Союза художников свою выставку. Она, по сути, стала дружеской «монументальной поддержкой» позиции псковских художников в их диалоге с местными властями о выставочном зале. Тогда же петербуржцы пообещали Пскову и серию  выставок  уже не монументальных, а камерных, поддержав идею устроить «Сезоны графики на Конной». Выставка не чуждого графических пристрастий художника-монументалиста, члена правления секции монументального искусства Санкт-Петербургского отделения СХ РФ Ивана Несветайло — уже вторая в этой серии.

Не монументальным же искусством единым мы живы, и совсем не тысячами — самый верный счёт. Тот самый, который и есть — большой счёт.

Лидия Токарева, специально для Псковской Ленты Новостей

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 228 человек
Лента новостей