Новости партнеров
Культура

Эксперимент – рутина, традиция – бунт

08.03.2014 14:05|ПсковКомментариев: 14

8 марта в 19.00 в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина пройдет второй показ спектакля «Танго» по пьесе Славомира Мрожека от московского театра А.Р.Т.О.

Судя по сайту бронирования, на него еще есть пять билетов.

Вчера я даже размышляла не пойти ли еще раз, но решила не расплескивать… Да и вдруг со второго раза будут видны какие-то «косяки»? Сейчас-то мне всё кажется безупречным. Поэтому искренне рекомендую.

Да, возможно, после просмотра тизера, вы уже решили, что на «Танго» ни ногой. Но поверьте: это очень интересный, очень смешной, очень, как говорили советские футбольные комментаторы, техничный спектакль. И только местами страшный. Ну, например, когда Стомил (Игорь Булгаков) железным ломом... Нет, нет, об этом нельзя рассказывать. Иначе не будет того эффекта, который так здорово освежает зрителя.

Одно могу раскрыть (и то потому, что в тизере это есть и производит пугающее впечатление): ни один зритель в ходе спектакля не пострадает. Водой там никого не обольют, несмотря на то, что групповая сцена в ванной играется с полной самоотдачей.

Ну, будут неприятные моменты: я сама не люблю металлического звона, но, всё-таки, режиссер Андрей Калинин, несмотря на железную во всех смыслах сценографию Николая Рощина, создает весьма уютный абсурд.

Уютный не потому, что семейный, хотя именно внутри одной семьи всё и происходит. Просто одна из главных идей (если не единственная идея) спектакля уже настолько освоена и обжита, что зритель чувствует себя внутри нее как дома. Как дома у Артура (Глеб Иванов), чье безумное семейство превратило эксперимент в рутину. Да так, что Артуру не остается ни малейшей возможности для бунта против традиций, для ниспровержения авторитетов. Его бабушка (Юлия Шимолина) давно всё ниспровергла и наэкспериментировала на три поколения вперед, хотя его отцу Стомилу и матери Элеоноре (Екатерина Ефимова) это ничуть не помешало. А у Артура – всё. Бунтом может быть только возвращение к традиции. Например, через свадьбу с Алей (Мария Денкова). Нормальную, традиционную, человеческую свадьбу! На которой папа с мамой, бабушка с дядей (Борис Перцель) и даже сомнительный друг семьи Эдик (Артем Манукян), наконец-то, будут не в трусах, а в застегнутых на все пуговицы фраках. А Аля и того традиционнее – в кимоно и с комплектом самурайских мечей. Сам Артур, разочарованный в своем методе, в рыцарских латах – в них очень удобно прошибать стену головой…

Это действительно очень смешно. Чаще и громче раздавался в зале такой узнаваемый смех художественного руководителя псковского театра Василия Сенина. Порой казалось, что его просто смешит слово «традиция» - он смеется после него, как после слова «лопата» в известном анекдоте. Именно художественному вкусу Василия Георгиевича мы обязаны знакомству с прекрасным театром «А.Р.Т.О.», который и в Москве считается… очень экспериментальным. Но нельзя не признать, что Василий Сенин – очень талантливый зритель. И это внушает серьезные опасения. Боюсь, что именно по этой причине мы рискуем так никогда и не узнать – какой же он режиссер. «Пять вечеров» не в счет, там ему удалось настолько качественно «прикрутить» себя как режиссера, что получился очень володинский спектакль. «Граф Нулин» опять перенесен – возможно, до середины апреля. Беда в театре с артистами: если кто заболел, то замене не подлежит, никого на его место не вводят…

Но пока-то зритель в выигрыше: художественный руководитель театра старается щедро делиться с Псковом лучшим, что он видел. А спектакль «Танго» от «А.Р.Т.О.» журнал «Сноб» признал одним из 25 спектаклей, ради которых стоит приехать в Москву! Так что нам очень повезло – Москва сама приехала со своим событием.

И вот еще что: в спектакле есть антракт. Вчера, во всяком случае, был. Было очень жаль видеть, как уходят из театра группа седовласых мужчин со своими дамами. Многих из ушедших зрителей журналисты узнавали в лицо, это ветераны силовых структур.

Я не знаю, какой злодей рекомендовал им Мрожека. И вообще, как получилось, что люди, ожидавшие от предпраздничного вечера совсем других удовольствий, оказались так жестоко разочарованы. Но, думаю, что это серьезная проблема или просчет в работе со зрителем, в том числе потенциальным. А еще уже в полный рост встает репертуарная проблема – и она не только собственно в отсутствии репертуара. Отставной генерал с супругой тоже хочет ходить в театр – на спектакли, соответствующие его запросам (они не лучше и не хуже, чем, например, у меня или Василия Сенина, просто другие). Ребенку 12-14 лет пока перепали только Драгилёв со своими сказками и снами (я не говорю, что это были детские спектакли, просто это были единственные спектакли, на которые МОЖНО было привести детей среднего школьного возраста). И как-то уже пора бы шевелиться во всех этих направлениях. Как бы мне и другим «друзьям нового театра» не хотелось бы видеть только своё.

А на «Танго» постарайтесь попасть (только учтите мои замечания по работе со зрителем – кроме желания должна быть и некоторая готовность). Если билетов не достанется, можно как-то напроситься – там, правда, рассадка зрителей хитрая, но пристроить стараются всех.

За этот гуманизм по отношению к зрителю – отдельное спасибо.

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 241 человек
Лента новостей