Как это получается, что улитка, направляясь в правую сторону, идёт домой, а поворачивая назад, то есть, налево, тоже идёт домой? Ответ про круглую землю и про то, что идущий прямо да прямо пешеход непременно вернётся в исходную точку, не правильный - ну где вы видели таких скучных пешеходов, которые идут, никогда и никуда не сворачивая?
Совсем другая история
Всё намного проще: просто домик, в который можно в любую минуту спрятаться, у улитки всегда при себе. Там прекрасно (по меньшей мере, так явствует из текста, звучащего со сцены). Там испечён пирог и блестят фарфоровыми боками чайные чашки, там настроен рояль, а для желающих и барабан припрятан - в дальнем углу. Правда, гостям там всегда «не время», но это уже совсем другая история.
И ведь со счета можно сбиться, если начать считать, сколько этих самых «совсем других историй» в спектакле, который на афише, между прочим, обозначен, как спектакль для самых маленьких!..
«Три медведя» - мартовская премьера Псковского театра кукол. Сказку Сан Саныч (режиссёр спектакля и главреж театра, заслуженный артист Российской Федерации Александр Заболотный - для тех, кто не в курсе) в лучших своих традициях пересочинил до неузнаваемости. Нет, формально, все три медведя и девочка Маша - все в наличии. Но рядом с ними на сцену «вписались» ещё и Машины бабушка с дедушкой - не смотрите, что пожилые, они вполне себе гопники и всегда готовы расколотить мячом часы в чужой квартире и устроить чемпионат по метанию немытых тарелок из дома во двор на дальность. А ещё весь спектакль по сцене-лесу, сцене-дому и сцене-шоссе бродят неприкаянная гусеница-зануда (точнее даже гусениц, очень одинокий молодой человек) и улитка-красавица, которая, впрочем, орёт - когда достанут - басом.
И все типажи, вещи и ситуации замечательно узнаваемы. Интеллигентные деревянные ходики с кукушкой по утрам оглушительно дребезжат, что твой жестяной будильник. Блестящий, уютно-округлый и лёгкий жёлтый автобусик раз за разом подбуксовывает всё на той же самой кочке. Мишутка отказывается есть кашу без мёда. Плюс все сорок пять минут на сцене почти беспрерывно стоит оглушительный, хотя и очень позитивный гвалт, как в детсадовской игровой, когда воспитательница вышла «на минуточку» к заведующей. И вроде бы смешно, а «зацепочка» остаётся. И есть, ох как много чего есть обсудить с подрастающим умником и самым благодарным зрителем по дороге домой…
Симпатичных кукол, декорации и вообще всё, что нужно для оформления спектакля «Три медведя» придумал народный артист РФ, он же и художник Евгений Бондаренко.
Собственно, формально - как бы ничего нового. Всё про этот спектакль Сан Саныч в разных интервью по самым разным, совсем не «трёх-медведевым» поводам, уже объяснял. И про то, что он в душе - клоун, но грустный. И про то, что терпеть не может «умные спектакли», где зрителя чему-то «по определению» учат, потому как зрителю в театре (и в первую очередь - в театре детском) должно быть не столько «познавательно» и «воспитательно», сколько весело и интересно, а воспитательный момент, он всегда приложится, было бы к чему. И про то, что спектакль, теоретически рассчитанный на трёхлетку, должен быть интересен и взрослому, который этого самого трёхлетку в театр привёл. Потому что, придёт ли ребёнок сюда ещё раз, в конечном счёте, решает взрослый.
И, в результате, всё у «непедагогичного» Сан Саныча, получается как надо, - в который раз. То есть, ну совершенно ничего нового: опять классно!
«Любовь такая …глупость большая»
Вообще всякого театрального на минувшей неделе, «центром тяжести» которой стал профессиональный праздник всех «людей играющих», было много. И, это были, по счастью, не только проблемы и конфликты, которыми, за практически отсутствием собственных спектаклей, вероятно, так и запомнится псковичам этот сезон псковского академического театра драмы.
В Псковской областной филармонии, например, солисты петербургских театров (Михайловского, Музыкальной комедии, театра «Петербургский ангажемент») на этой неделе давали красавицу «Сильву» - оперетту блистательного Имре Кальмана.
В Великих Луках состоялось сразу две премьеры. Одна из них - сложносочинённый детектив «Английская рулетка, или Миллион по контракту (Ловушка для двойника)». Спектакль этот - дипломная работа выпускницы Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств, будущего режиссёра Татьяны Семёновой, сделанная силами работников Дома культуры имени Ленина.
Вторая великолукская премьера этой недели - спектакль «Отелло» в Великолукском драмтеатре.
Фото с сайта luki.ru.
Мавританские страсти и ревность, предательство доверившихся, за которое в Дантовом аду будут казнить суровее всего, а ещё неумение услышать ближнего, - словом, все причины бед человечества от Шекспира и до наших дней здесь инсценировали к 450-летию со дня рождения величайшего из драматургов. Этот юбилей театральный мир намерен отмечать 26 апреля (опускаем все замечания скептиков по поводу сомнительности не только даты рождения, но и самого существования человека по имени Шекспир, которое, к тому же даже неизвестно как пишется - только в стратфордских документах найдены двадцать вариантов…).
Отелло, благородный мавр, на службе Венецианской республики - артист Максим Лачков. Фото с сайта luki.ru.
Спектакль идёт при минимуме декораций, зато в мощном, постоянно меняющемся, «комментирующем» действие, а то и «вмешивающемся» в него свете. Бóльшая часть трагедии разворачивается на авансцене, выдвинутой далеко в зрительный зал, а то и собственно в зале, среди публики. Поставил «Отелло и к тому же взял на себя неблагодарную роль Яго заслуженный артист России Павел Сергеев.
Яго - Павел Сергеев. Фото с сайта luki.ru.
Театр из широких штанин
Несправедливо будет не упомянуть и ещё одно, пусть коротенькое, всего-то на четверть часа, представление, которое дал в канун Международного для театра единственный в Псковской области семейный театр «Лялька». На спектакль в зал Псковской областной научной библиотеки были приглашены ученики 1-й, 7-й и 15-й псковских школ, а Оля Никитина - главная и единственная актриса «Ляльки» - была в этот день и пушкинским Балдой, и тремя попами-толоконными лбами, и всеми чертями из синего пушкинского моря разом…
«Балда» - второй спектакль в репертуаре маленького театра. До него была ещё пушкинская же постановка «У лукоморья», а готовится и вот-вот увидит свет «Золушка», детали и подробности которой семьёй пока не разлашаются.
Оля Никитина - внучка известного театрального режиссёра, создателя и бессменного руководителя псковского «Театра слова» Леонида Изотова. Пока она школьница, ученица той самой псковской школы № 1, но очень хочет стать артисткой, когда вырастет. Галину Никитину, Олину маму, город знает, как замечательного художника, мастера-кукольника. Папа Оли, Игорь - композитор и музыкант.
Театр в своё время, собственно, и вырос вокруг Оли, и даже назван её детским именем-прозвищем. Вокруг Оли в буквальном смысле устроен и спектакль «Балда» - Галина сшила дочери эдакие клоунские штаны-ширму, во внутренних карманах которой прячутся почти все занятые в спектакле куклы-артистки.
Куклы, кстати, очень разные. Два «меньших братца» Балды, зайцы-близняшки - просто мягкие шарики с вышитыми на низ лукавыми и печальными мордочками. Мизинцем, безымянным и большим пальцами Оля шарик обхватывает, средним и указательным шевелит, будто ушками. Убежал зайка - шарик летит в сторону счастливых зрителей. «Когда кто-то из ребятишек подбирает его, мы не просим отдать, дарим», - говорит Галина Изотова.
Театр начинается с зайчика… Четырёхлетней псковичке Соне спектакль про Балду очень понравился.
«Показывают» пушкинскую сказку и куклы пальчиковые (шарик-голова на среднем пальце) и куклы перчаточные. Один из попов - тот что «выходит» в Олиным ногам и испуганно поглядывает на мир снизу вверх - простенькая тростевая кукла. Главный герой, Балда - тантамареска (в «Золушке» Оля осваивает сложную технику вождения марионеток, но это пока, опять-таки, большой-большой секрет).
В качестве «музыкального» и текстового воплощения пушкинской сказки Игорь с Олей неожиданно выбрали рэп, и это тоже смешно. Публике из первых-третьих классов, по крайней мере - точно нравится.
Не раз театр семьи Никитиных участвовал (и побеждал!) во всякого рода фестивалях. Спектакль «У Лукоморья», например, сначала показывали на открытом областном фестивале «Затея сельской остроты», который проводят в музее-заповеднике «Михайловское». И там, в пушкинской деревне Бугрово, в большом гумне, которое замечательно выполняет роль большого театра для самодеятельных артистов, Оля-Лялька сразу стала лауреатом. Потом были конкурсы в Москве - тоже победные.
- Жалко, что всё, что на эти конкурсы привозят со всей России, не увидеть широкому зрителю, - искренне огорчается Игорь Никитин и вспоминает представления семейного театра из Кирова, или вдохновенных артистов из Ханты-Мансийска, которые «…чуть ли не живых оленей с собой притащили». И делится своим опытом. Как славно, говорит, что приходишь ты домой, а там не просто - диван, кресло и «вон тот угол, что посвободнее», а закулисье и сцена; а кухня и не кухня вовсе, а театральная мастерская и гримёрка заодно… Сегодня, к сожалению, богатейшая русская традиция совместного творчества, тем более - семейного театрального творчества - почти полностью утрачена. И на домашних праздниках, даже если их и проводят не в кафе, а действительно дома, уже не инсценирую пьес «собственного маменькиного сочинения», не представляют в шарады или в «живые картины». Нет театра теней перед волшебным фонарём, и в этом плане наши дети стали несопоставимо беднее тех, крестьянских и дворянских ребятишек из «золотого» русского XIXстолетия или «серебряного порубежья».
Ну и совсем-совсем последнее, если мы уж так сложилось всё сегодня - только про театр. В псковской художественной школе на этой неделе тоже прикоснулись к платью Мельпомены, правда современному её наряду: конца ХХ - начала нашего, XXI столетия. В ДХШ открыли выставку театрального плаката. Правда не русского, а шотландского, то есть, на чужом языке, и, что ещё острее, не в нашей, а в западной театральной традиции сформировавшегося и западными же (шотландскими, по большей части) дизайнерами сделанного.
Очень интересно всматриваться в эти театрально-дизайнерские работы и проверять себя: угадаю ли, не читая всякую латиницу, на какую из всем известных пьес приглашает эта афиша?..
Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.