Новости партнеров
Культура

Читаем «Евгения Онегина» наизусть…

05.03.2017 17:51|ПсковКомментариев: 6

В одну из последних февральских суббот в Лингвистической гимназии Пскова (МБОУ «Псковская инженерно-лингвистическая гимназия») произошло необычное для нашего времени событие: девятиклассники читали наизусть «Евгения Онегина».

Решились на это 15 из 30 учеников. Все читали «с чувством, толком, расстановкой», а у многих явно проявлялся незаурядный актёрский дар. Притом читали наизусть не отрывки, рекомендуемые программой, а целые главы: Оля Головина, Влад Русинов и Элина Сергеева – 1 главу, Катя Васильева одна осилила 2-ю, Катя Кодесникова, Амалия Косенкова и Аня Новикова – третью, Даша Головина и Катя Железова – четвёртую, Александра Кузнецова и Диана Арламова – пятую главу.

А ещё раньше своему учителю наизусть декламировали Пушкина Алиса Белова и Диана Орлова (2 главу), Софья Вовнобой и Арина Калинкина (третью).

Субботний литературный вечер собрал достаточно и слушателей: не только родителей, младших братьев и сестёр, бабушек, но и старшеклассников – зрителей был полон зал. Равнодушных не наблюдалось – об этом можно было судить по царящей в зале тишине. Как в настоящем театре. И техника работала отменно – ею «командовал» десятиклассник Руслан Оськин.

История организации этого мероприятия ведёт в… Москву, к Мариэтте Омаровне Чудаковой, историку литературы ХХ века, исследователю творчества и первому биографу М.А. Булгакова, члену Европейской Академии и пр., и пр. регалий обладателю.

В октябре прошлого года в Центральной городской библиотеке (Конная, 6) проходили «Дни Тынянова в Пскове» (Россия – Латвия: Москва – Псков – Резекне). М.О. Чудакова - как председатель Комиссии по творческому наследию Ю.Н. Тынянова и организатор Международных Тыняновских чтений (Резекне – Даугавпилс) - принимала в них участие. Замечу, что это второй приезд Мариэтты Омаровны в Псков: впервые она была здесь в октябре 1989 года, когда вела организованные мною Литературные чтения, посвящённые 95-летию со дня рождения Ю.Н. Тынянова, обернувшиеся в итоге в чтения «Памяти В.А. Каверина» (Вениамин Александрович, поддержавший мою идею проведения в Пскове Тыняновских чтений и планирующий «набраться сил» и самому открыть их, в ночь на 2 мая 1989 года скончался).

… К главной теме «Дней Тынянова в Пскове» М.О. Чудакова добавила лекцию о Булгакове М.А., а в один из дней дарила городским (оставила и для районных) библиотекам книги, и не только свои. И предложила школьным библиотекарям, совместно с учителями литературы, «проверить» ведущуюся в обществе дискуссию: нужно ли заставлять детей учить стихи наизусть или вообще читать книги? Мариэтта Омаровна проводит на эту тему конкурсы старшеклассников (по всей стране), подводит итоги и награждает участников – об этом она пишет и в своих книгах «Литература в школе: читаем или проходим?». Книга для учителя. М.: Время, 2014, и «Не для взрослых (Время читать!)». М., Время, 2014.

Вот выдержки из этих книг «на злобу дня»:

1.Несколько лет назад газета «Вечерняя Москва» обратилась, как обычно, с вопросом к нескольким уважаемым москвичам: «Как, по-вашему, нужно ли заставлять детей учить стихи наизусть?»

И поразили меня совсем не те люди, которые отвечали – нет, не надо, зачем мучить детей. Это было грустно, но не удивительно. Удивили другие – те, кто отвечали: Да. Нужно. Потому что все до одного мотивировали своё мнение так: это развивает память.

Строки «Евгения Онегина» и «Горя от ума» стоит выучивать наизусть только для тренировки памяти!...»

2. Пушкин писал А.А.Бестужеву-Марлинскому (за год до восстания декабристов, переломившего жизнь адресата), впервые знакомясь с «Горем от ума»:

«О стихах я не говорю, половина – должна войти в пословицу».

Так и произошло. Точнее, как сказал как-то один талантливый пушкинист: «Пушкин единственный раз ошибся: вошло – больше».

В январе 1825 года И.И.Пущин привозит в Михайловское А.С.Пушкину «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

Освежив в своей памяти эти строки, скажите сами – разве не ясно из этого, почему Грибоедова надо, во-первых, читать на уроке литературы вслух, по ролям, а во-вторых – учить в школе (а когда же еще?!) наизусть?

3.Знание всеми людьми России строк великих поэтов, возможность перебрасываться ими в разговоре без пояснений…

Повторю: После родного общего для всех языка наша прекрасная русская литература – то, что делает нас единой нацией.

Прочие «национальные идеи» – сомнительны.

4. Образцы классической поэзии, помимо чтения в классе вслух, обязательно учить наизусть, добиваясь результата. Предлагаю наиболее отчаянным словесникам выступить застрельщиками такого почина – каждый выпускник средней школы должен знать наизусть одну главу «Евгения Онегина».

Из присутствующих в Центральной городской библиотеке на «Днях Тынянова» (4 – 6 октября 2016 г.) я хорошо и давно знала Татьяну Васильеву (с нею мы вместе работали в библиотеке №4 в далёком 1968 году), педагога-библиотекаря Лингвистической гимназии, – я и познакомила с нею Мариэтту Омаровну, которая подписала Татьяне одну из своих книг и договорилась с нею об организации чтения наизусть, к примеру, «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Татьяна Павловна, естественно, «подключила» к этому Антонову Ирину Николаевну, учителя литературы старших классов, – и вот праздник состоялся! И теперь Пушкин навсегда в душе и сердце ребят – об этом они говорили и сами по окончании вечера.

Тамара Вересова, член Союза писателей и Союза журналистов России

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 275 человек
Лента новостей