Новости партнеров
Культура

«Чтобы понять глубину души народа, нужно подняться на вершину его страданий»: В Пскове открылась выставка памяти жертв Спитакского землетрясения

10.04.2018 17:38|ПсковКомментариев: 1

В малом зале Картинной галереи Псковского музея-заповедника 10 апреля открылась выставка петербургского художника Виктора Сиренко, посвященная памяти известного армянского художника Минаса Аветисяна и трагическим событиям Спитакского землетрясения 1988 года. Выставка «двух юбилеев», как окрестили ее в музее - в 2018 году исполнится 90 лет Аветисяну и 30 лет катастрофе в Армении.

Художник Виктор Сиренко - большой поклонник творчества Минаса Аветисяна. Он работает в разных техниках, поэтому и в экспозиции живопись, графика и даже арт-объект. Работы, наполненные глубочайшими переживаниями, болью и скорбью. Несмотря на яркость красок, сюжеты картин, искореженные в муках душевных и физических тела их героев живо описывают страдания целого народа. Среди работ затесался листок А4 с фразой: «Чтобы понять глубину души народа, нужно подняться на вершину его страданий». Сам художник уверял, что это не его рук дело.

Приветствуя гостей, и. о. директора Псковского музея-заповедника Сергей Сарченков подчеркнул, что открытие этой выставки для музея - большое событие. Примечательно, что именно этой экспозицией закрывается на реставрацию Картинная галерея Псковского музея-заповедника.

Куратор выставки Николай Москалев отметил, что Виктор Сиренко - удивительный и неординарный художник. «Это очень активный человек, активный художник. Он весь в искусстве. У каждого художника есть свои ориентиры и поклонники. У Виктора это Минас Аветисян - не просто армянский художник, а представитель советского искусства, работавший на грани соцреализма. И я понимаю, почему Виктор им увлекался: он писал от души, от сердца, очень эмоционально», - отметил Н. Москалев.

Минас Аветисян - автор около 500 холстов и рисунков, 20 больших фресок и художественных проектов для более чем десятка театральных представлений. Его искусство заняло почетное место в истории мировой живописи. Часть фресковых работ Минаса Аветисяна и дом-музей художника в его родной деревне Джаджур уничтожило землетрясение, произошедшее 7 декабря 1988 года, эпицентром которого стал город Спитаки Армянской ССР. Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около 1 млн человек.

За трагическими событиями тех лет наблюдал весь мир. «Мы с Виктором из того поколения художников. Мы всегда откликались на события, которые нас потрясали. Этот цикл буквально создан в этот период. Это отклик его души и его размышления на тему Армении и армянского народа», - сказал Николай Москалев.

Выставка действительно очень эмоциональная, впечатляющая. Виктор Сиренко и не скрывает, что в его работах отголоски армянского искусства и даже некое подражание великому Минасу Аветисяну. За популяризацию имени армянского художника гостя благодарил председатель армянской диаспоры в Пскове Меружан Вермишян.

Петербургский художник, кстати, псковичам уже знаком. В «красном зале» музея выставлена его работа, которая находится в коллекции Псковского музея-заповедника. Кроме того, в прошлом году на выставке во дворе музея были представлены его скульптуры. Теперь он открылся для псковичей совсем с иной стороны.

Сам Виктор Сиренко вспомнил, как родились эти работы. Когда случилась трагедия, он был на севере, на «шабашке», как называют это художники, - «оформлял ресторан». Каждый день по телевидению показывали страшные последствия землетрясения, ужасающие картины стертых с лица земли городов, тысячи искалеченных жизней. В одной из таких программ Виктор Сиренко увидел кадры с сохранившейся стеной столовой в Армении с фресками Аветисяна. Единственная уцелевшая из четырех стен. Это и произвело на художника неизгладимое впечатление. «Зрелище знаковое - одна стена среди руин. На меня это подействовало очень сильно. Мне захотелось сделать что-то в благодарность художнику. Так и родился этот цикл», - рассказал Сиренко.

Под рукой у мастера оказались только пастель и шариковая ручка. Буквально за 2 недели родились 70 графических листов. Позже цикл дополнили живописные полотна.

Эта трагедия не отпускает художника и по сей день. Сейчас уже он пишет картины под общим названием «Память». «Именно память отличает нас от тех, кто населяет Землю. Если мы забываем то, что нас родило, что нас сформировало - это очень печально», - убежден художник.

Виктор Сиренко отметил, что многие его работы - арт-объекты и скульптуры - уже «разошлись» по музеям, но он старался привезти в Псков максимально раскрывающее тему количество картин. «Я к вашему музею питаю самые теплые чувства, - признался он. - Псковчанам повезло с музеем, его сотрудники работают на самом высоком уровне. Искренне переживающие за собрание музея сотрудники. Мне доставляет удовольствие сюда приезжать».

Художник выразил надежду, что строители при реставрации Картинной галереи ничего «не порушат», а сделают еще лучше. Он в таком случае готов привезти в отреставрированный выставочный зал «что-то более радостное и радужное». «Будем радоваться жизни. Аветисян был человеком, который умел это делать. Это художник большого масштаба. Не меньше Матисса. Мы просто не умеем его так брендить и раскручивать», - уверен Виктор Сиренко.

Выставка проработает в Псковском музее-заповеднике до 20 мая, а это значит, что у псковичей будет возможность увидеть ее на традиционной «Ночи музеев», которая намечена на 17 мая.

Светлана Аванесова

 

 
опрос
Каким должен быть проектируемый «Народный парк» в Пскове (в границах берега Великой, застройки по ул. Подвишенской, ул. Кузбасской дивизии и стадиона «Электрон»)?
В опросе приняло участие 384 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.