Вы думаете, что музеи - это тишь, благодать и пыль? Да вокруг них такие страсти могут разгораться, что впору экшн снимать! За примерами далеко ходить не надо: в Пскове набирает обороты история с закрытием для посещения экскурсионными группами музейного фондохранилища - Дома Массона. В соцсетях даже начался сбор подписей за возобновление допуска туристов и горожан к коллекциям, размещенным в красивом особняке в экс-Златоустовском, а ныне Комсомольском переулке.
Мы выяснили, что происходит с Домом Массона, насколько обоснована обеспокоенность псковичей его судьбой и что ждет здание в далекой перспективе.
Место, где свет
Говорить о Доме Массона и его коллекциях можно часами. Интересующихся отсылаем к информации, которую можно найти на соответствующей странице Псковского музея-заповедника, а также здесь. За 15 лет работы пространство этого дома завоевало своего посетителя. Говорят, по старой памяти и рекомендациям в двери Массона до сих пор стучатся приезжие, несмотря на то, что еще месяц назад здесь появилось объявление «Временно закрыто для посещения».
Восхищенные отзывы можно встретить на самых разных Интернет-ресурсах. «Мы в очень большом восторге от музея. Даже не предполагали, что так интересно..., - пишет москвичка Татьяна. - Коллекции интересные и разнообразные. Не понятно, почему музейное объединение Пскова и другие государственные организации, ответственные за этот музей, не выделяют ресурсы для развития. О таком шикарном музее - и не известно». «Даже сыну подростку очень понравился музей и экскурсия», - удивляется увиденному в Доме Массона Ольга. Еще один турист вторит на Яндекс-картах: «Очень интересный частный музей. Даже для тех, кто плохо знает историю, факт открытия музея будет не лишним. Коллекция самоваров просто завораживает. Каких только нет))) не пожалейте денег. С собой обязательно документы».
Интерес к Дому Массона был связан не только с постоянными экспозициями (это более 60 000 предметов из коллекций «Золотая кладовая», «историческое» оружие, фарфор и стекло), но также с временными выставками и встречами единомышленников, которые проходили здесь.
Вот что вспоминает об этом директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров: «Дом Массона - замечательный исторический памятник, где был и есть замечательный выставочный зал. Он помимо экспонирования фондов играл роль своеобразного культурного центра. Часто именно там мне приходилось видеть Валентина Яковлевича Курбатова, Александра Григорьевича Стройло. Там были интереснейшие выставки современных псковских художников, уже ушедших: Александра Силина, Александра Шершнева, петербургских мастеров - Любови Костенко, Валентины Аноповой, сюда для показа привозили работы Александра Бенуа ди Стетто». По мнению Юрия Викторовича, Дом Массона - это место, вписанное в культурную историю региона.
Добрым словом вспоминают лекции и встречи, которые проходили в Доме Массона, и многие псковичи, для которых это пространство стало одним из важных центров культурной жизни города. Решение Псковского музея-заповедника временно закрыть фондохранилище «имеет губительные последствия, тем более очевидные в разгар туристического сезона», по мнению авторов письма, направленного в адрес полпреда президента в СЗФО Александра Гуцана, губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, председателя комитета по культуре Госдумы Елены Ямпольской и члена Совета Федерации Елены Бибиковой.
От Массона - Постникову
Директор Псково-Изборского музея-заповедника Александр Голышев охотно откликнулся на нашу просьбу разъяснить, что сейчас происходит с Домом Массона.
«Музей и возникает, и живет до тех пор, пока у него есть музейные фонды, - подчеркнул он. - Их надо особо хранить, в особых помещениях - фондохранилищах. Пройти туда с улицы нельзя. Доступ открыт обычно только для исследователей, по соответствующему запросу от того или иного института». Решение о том, что Дом Массона будет принимать экскурсантов, было временной мерой: группы принципиально формировались небольшие, по 5-10 человек (не 40, как в картинной галерее), а стоимость экскурсии была выше, чем в основных зданиях музея. Открытые фонды Дома Массона стали своего рода «палочкой-выручалочкой» для псковских музейщиков в период реставрационных работ, которые начались в марте 2019 года сразу на нескольких объектах (разработка и согласование научно-проектной документации велись с 2013 года).
Но время идет: планируется, что в сентябре-октябре этого года будут завершены работы в Доме Фан-дер-Флита - в Картинной галерее музея. В цоколе этого здания, по словам Александра Ивановича, тоже находятся фонды, что противоречит всем регламентам фондовой службы. Была создана специальная комиссия, которая приняла решение переместить музейные предметы в Дом Массона - площади позволяют это сделать. Так и ошибку устранят, и освободят пространство для обновленной экспозиции картин. При этом в фондохранилище проведут переоборудование, установят новую систему стеллажей, наладят температурно-влажностный режим, проверят функционал всей коммунальной инфраструктуры и работу системы безопасности.
Как говорит Александр Голышев, многое из того, что прежде можно было увидеть в Доме Массона, теперь экспонируется во Дворе Постниковых. Например, в Большом Мешке работает выставка «Лики прошлого. Возвращение», которая укомплектована деревянной полихромной скульптурой, лицевым шитьем и иконами из Дома Массона. Переезд пошел на пользу: по сведениям директора музея, если за пять месяцев 2021 года фондохранилище посетило порядка 500 человек, то выставку во Дворе Постниковых за полтора месяца - более тысячи.
Открыть нельзя закрыть
Сложно сказать, вернется ли когда-нибудь фондохранилище Псковского музея к открытому режиму работы. Сложившаяся за последние годы мировая практика склоняется как раз к тому, чтобы не держать фонды закрытыми.
Юрий Мудров рассказывает, что на сегодня этого тренда придерживаются многие музеи - и в России, и за рубежом. Открывают даже реставрационные мастерские: любой экскурсант имеет возможность понаблюдать за тем, как работают специалисты.
«Это нормальная практика, - объясняет Юрий Витальевич. - Никакой музей с любыми возможностями никогда не сможет выставить все, что у него есть. Нет такого музея и не будет. Постоянная экспозиция открытых фондов - это замечательная новая современная форма работы, которую можно только приветствовать... Сейчас только в очень дремучих музеях нет открытых фондов - по причине отсутствия такой возможности. А если есть возможность - их надо показывать. Сейчас это просто веяние времени. Главное - посетителям это нравится».
Об этой тенденции говорят и критики решения о закрытии Дома Массона, ссылаясь на практику доступного для посетителей фондохранилища Эрмитажа (РХЦ «Старая Деревня»). Комментируя этот пример, Александр Голышев рассказывает: «Открытое хранение требует специального оборудования, специальных площадей. Огромные анфилады, все под стеклами, сигнализация, все аннотировано - вот открытое хранение, организованное Эрмитажем. Но если просто ты разрешил войти в помещение, - это не открытое хранение, это, простите, головотяпство».
Фондохранилище Эрмитажа, фото: kuda-spb.ru
Директор Псковского музея-заповедника напоминает: сейчас у музея появились новые площади, которые активно используются под экспозиции, подходит к завершению реставрация, после которой вернутся в поле зрения горожан и туристов знакомые пространства на улице Некрасова. Он заверяет, что возможность посещения Дома Массона останется. Но для специалистов.
«В фондохранилище будут храниться только фонды, экскурсии там проводиться не будут, - говорит Александр Голышев. - Почему? Потому что основную часть фондов, которые там представлены, мы будем показывать в экспозициях: в Поганкиных палатах, в Картинной галерее, в Доме Ксендза. Ну а если специалисты соберут небольшую группу до пяти человек - да Бог с вами, смотрите при определенной охране».
Музей книги
В каком-то смысле Дом Массона сейчас стал заложником своего почетного статуса фондохранилища. Изначально его масштабная реставрация проводилась под эгидой создания Музея книги.
Как вспоминает Александр Иванович, туда должно было переехать древлехранилище. В то время музейщики думали, что параллельно с этим будет создано фондохранилище - на участке земли рядом с музеем. Была проработана документация, создан проект. Тогда этим планам не суждено было сбыться. Однако буквально на днях в музей пришло письмо из Министерства культуры с запросом о необходимости фондохранилища. Если все вопросы будут решены положительно, и у музея появится здание, отвечающее всем требованиям современного музейного дела, тогда, возможно, Дом Массона вновь станет экспозиционной площадкой.
Но о сроках реализации этих перспектив говорить пока крайне преждевременно. Музей готовится к открытию зданий, где проводились реставрационные работы, а вскоре предстоят новые заботы: комплексная реставрация и музеефикация Псковского Кремля и Покровской башни.
Александр Голышев подчеркивает: планами Псковского музея-заповедника, в том числе в том, что касается судьбы Дома Массона, он готов поделиться с неравнодушной общественностью, которая, по его словам, изначально руководствуется правильным настроением. Однако до сих пор никто из активистов не обратился за разъяснениями к нему лично.
«Величайшее историко-культурное наследие, музейные коллекции должны формировать единый гражданский мир, единство позиций, но у нас всегда это выступает почему-то причиной разночтений, споров, требований, - считает Александр Голышев. - Я совершенно открыт - приходите и давайте поговорим... Неужели у кого-то складывается впечатление, что музейщикам, которые жизнь посвятили своему делу, все равно, что они хотят навредить?»
Думается, если бы Дом Массона был рядовым музейным объектом третьего сорта, вряд ли его закрытие для экскурсионных групп вызвало бы такой общественный резонанс в культурной среде Пскова. Вместе с тем, в позиции Псковского музея-заповедника тоже есть своя логика. Возможно, попытка выйти на диалог спасла бы уникальное во всех смыслах пространство, которое точно заслуживает того, чтобы здесь продолжалась жизнь.
Елена Никитина