Сегодня: Пятница, 22 Сентября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Свободный участок охотхозяйства Сделай подарок любимой учительнице Аренда Фит-модель Театр кукол Ниже не будет! Творог «Прасковья Молочкова» признан лучшим У ребенка мерзнут ноги: что делать? Kia Rio за 444 р. в день Лучшая интерьерная печать в Пскове 26 августа «Авентин-Псков» приглашает на День открытых дверей «Охота на свалки»



Правда чувствований против правды умствований

09.02.2009 09:21 ПЛН, Псков

XVI Всероссийский Пушкинский Театральный фестиваль. День четвертый

Если окинуть одним взглядом пушкинские постановки Псковского театра драмы за годы существования фестиваля, картина получается весьма внушительная. Это спектакли по Пушкину и о Пушкине, по отдельным произведениям и композиции из нескольких сразу. Редкий фестиваль обходился без Псковской премьеры. Разумеется, спектакли театра шли не только в рамках фестиваля, но и в течение сезона, и в гастрольных поездках по России и за рубежом – в Германии, Голландии, Прибалтике, некоторые из них игрались на открытом воздухе в исторических памятниках. Ретроспективу псковской пушкинианы представил сегодня Лаборатории режиссер Вадим Радун, особо остановившись на проблеме сохранения спектаклей в репертуаре: из-за текучести актерского состава спектакли, даже если они в хорошей сценической форме, приходится либо снимать, либо тратить массу репетиционного времени и сил на вводы новых исполнителей. Что касается слабых технических возможностей псковской сцены, препятствующих участию в фестивале многих театров, Радун предложил решить ее средствами режиссуры:

-  Пусть приезжают, и мы вместе будем искать приемы адаптации к нашей сцене. Профессия режиссера многомерна, и одна из ее задач – подчинение пространства себе и себя пространству. Мы постоянно с ней сталкиваемся, когда играем спектакли «Карусели» - театра в исторических памятниках. Любое препятствие можно преодолеть, но только в том случае, когда есть к тому воля и желание. Надо просто заставить себя подумать, придумать и сочинить.

С режиссером согласилась Наталья Бржозовская, вспомнив, как когда-то Олег Ефремов пошел на значительные купюры в оформлении, чтобы показать здесь своего «Бориса Годунова». Но при этом заметила, что есть театры, которые не могут себе это позволить из-за неподъемных затрат.

Затем Владимир Рецептер предложил перейти к обсуждению уже прошедших спектаклей. Валентин Курбатов, остановившись на необходимости возрождения ценности и значимости произнесенного слова,  поделился впечатлением от представленного накануне Театром-студией «Пушкинская школа» спектакля «Прости, душа…»  

-  Вчерашний спектакль показался мне очень достойным, очень радостным и спасительно пушкинским. Поверилось, что он, Пушкин, своим милосердием вернет нас не к эффекту, не к блеску, не к красоте умозрения, а к земному существованию. Я был счастлив за каждого из участников спектакля. Они играли бунт «бессмысленный и беспощадный», и вчера эту пушкинскую формулу я действительно увидел. Особенно когда они читают «синодики» убиенных, и ты с ужасом слушаешь… Это как в храме, когда списки об упокоении значительно длиннее тех, что о здравии: Россия незаметно умирает и пока этого не слышит. Мы к «Капитанской дочке» несколько привыкли, как истории милосердия и любви, и вдруг она в сочетании с «Историей Пугачева» оборачивается к нам своей беспощадной стороной…

-  Нужен бы какой-то итог разговора, - продолжил Валентин Яковлевич. - О том, что реформы Станиславского и Пушкина, наверное, об одном и том же, - о правде чувствования в предлагаемых обстоятельствах. Но, кажется, в сегодняшнем театре происходит подмена их правды правду умствования в предлагаемых обстоятельствах. Мы все умны необычайно, тонки в стилистике, каждый спектакль смотрим, как кроссворд, думая, сколько я сумею в нем разгадать и сколько останется неразгаданного. А правда чувствований оказывается забытой. Сегодня театр, кажется, только расточает человека, отделяет и отдаляет его друг от друга, не совершая своей спасительной работы. …Нельзя человека лишать права говорить высокие слова. Человек, теряющий высокие слова, постепенно теряет и высокую душу, высокое сердце, высокое понимание и сползает до Ерофеева, Сорокина и других, которых и поминать не буду…

Спектаклю «Прости, душа…» посвятили свои выступления и другие участники Лаборатории, которая на этом завершила свою работу на XVI фестивале.

На Малой сцене Театр-студия «Йорик» из города Резекне (Латвия) представил весьма необычную версию «Моцарта и Сальери» - по Маленьким трагедиям Пушкина и «Моцарту и Сальери» Леонида Филатова в постановке Ларисы Щукиной. Еще до начала зрители ломали голову, что и как это может быть. История знаменитого отравления, которое, кстати сказать, осталось исторически недоказанным, была сыграна дважды. Сначала – по Филатову – веселыми артистами бродячего театра кукол перед вдовой Моцарта (Лариса Волкова), где кукла-Моцарт задумал отравить куклу-Сальери, но кукла-Сальери вовремя поменял местами бокалы и отравился все-таки кукла-Моцарт, который тут же заявил, что, мол, ничего не выйдет, и дальше расстройства живота дело не пойдет. Возмущенная вдова сама переодевается в Моцарта и представляет свою версию гибели мужа, - тут уже все по Пушкину, с настоящим коварным Сальери (Геннадий Воронов). Несмотря на некоторые профессиональные недочеты, хочется поблагодарить самодеятельных артистов за отвагу, за творческое внимание к Пушкину, да и за сам факт приезда в Псков и участия в нашем фестивале.

С нетерпением ждали вечернего спектакля «Ночь перед Рождеством» Московского театра имени Гоголя по его же повести, - музыкальная феерия в  постановке народного артиста России Сергея Яшина. Зрители увидели красочный хоровод в двух частях под пение колядок на стихи лауреата премии «Триумф» Елены Исаевой. Были и актерское озорство, и остроумные ходы в режиссуре, оформлении (чего стоят высокие, под колосники, нарядные чучела, - тоже участники хоровода!) и богатых костюмах. Но было и досадное однообразие в ритме, звуке, уровне веселости, которая скоро стала казаться нарочитой. Жаль, что режиссер, словно не доверяя актерам, их способностям на личный творческий вклад, пошел по пути внешней формы, когда каждый актер в спектакле легко заменим, ибо не важен. Пожалуй, только заслуженному артисту России Александру Бордукову удалось внести что-то свое и живое в образ веселого и лукавого Рудого Панька, которому Гоголь доверил быть вместо себя рассказчиком. Тем не менее, спектакль был встречен весело и в высшей степени благожелательно.

Веселость подхватил и петербургский критик Евгений Соколинский, вышедший благодарить актеров от оргкомитета и Лаборатории:

-  Мы с удовольствием и радостью посмотрели выступление московского ансамбля песни и пляски имени Гоголя (смех, аплодисменты, - на сцене и в зале). Особенно радостно, что Николай Васильевич Гоголь, чье 200-летие мы отмечаем, предвидел сложные отношения между Украиной и Россией (смех, аплодисменты, - на сцене и в зале) и театром имени Гоголя разрубил этот гордиев узел.

И снова – общий веселый смех, переходящий в овацию.

Вик. ЯКОВЛЕВ

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
XVI Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль


 

За кого вы проголосовали бы на выборах главы Пскова?








Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах главы Пскова?








Календарь

«« 2017 г.
«« сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30