Сегодня: Вторник, 17 Января    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Оригинальные подарки на 23 февраля и 8 марта Полититоги года Виртуальные игры в Пскове Для экономных мам Лучшая интерьерная печать в Пскове Купи у фермера «Отпечаталось в сердце»: фразы, которые запомнились в 2016-м



Правда чувствований против правды умствований

09.02.2009 09:21 ПЛН, Псков

XVI Всероссийский Пушкинский Театральный фестиваль. День четвертый

Если окинуть одним взглядом пушкинские постановки Псковского театра драмы за годы существования фестиваля, картина получается весьма внушительная. Это спектакли по Пушкину и о Пушкине, по отдельным произведениям и композиции из нескольких сразу. Редкий фестиваль обходился без Псковской премьеры. Разумеется, спектакли театра шли не только в рамках фестиваля, но и в течение сезона, и в гастрольных поездках по России и за рубежом – в Германии, Голландии, Прибалтике, некоторые из них игрались на открытом воздухе в исторических памятниках. Ретроспективу псковской пушкинианы представил сегодня Лаборатории режиссер Вадим Радун, особо остановившись на проблеме сохранения спектаклей в репертуаре: из-за текучести актерского состава спектакли, даже если они в хорошей сценической форме, приходится либо снимать, либо тратить массу репетиционного времени и сил на вводы новых исполнителей. Что касается слабых технических возможностей псковской сцены, препятствующих участию в фестивале многих театров, Радун предложил решить ее средствами режиссуры:

-  Пусть приезжают, и мы вместе будем искать приемы адаптации к нашей сцене. Профессия режиссера многомерна, и одна из ее задач – подчинение пространства себе и себя пространству. Мы постоянно с ней сталкиваемся, когда играем спектакли «Карусели» - театра в исторических памятниках. Любое препятствие можно преодолеть, но только в том случае, когда есть к тому воля и желание. Надо просто заставить себя подумать, придумать и сочинить.

С режиссером согласилась Наталья Бржозовская, вспомнив, как когда-то Олег Ефремов пошел на значительные купюры в оформлении, чтобы показать здесь своего «Бориса Годунова». Но при этом заметила, что есть театры, которые не могут себе это позволить из-за неподъемных затрат.

Затем Владимир Рецептер предложил перейти к обсуждению уже прошедших спектаклей. Валентин Курбатов, остановившись на необходимости возрождения ценности и значимости произнесенного слова,  поделился впечатлением от представленного накануне Театром-студией «Пушкинская школа» спектакля «Прости, душа…»  

-  Вчерашний спектакль показался мне очень достойным, очень радостным и спасительно пушкинским. Поверилось, что он, Пушкин, своим милосердием вернет нас не к эффекту, не к блеску, не к красоте умозрения, а к земному существованию. Я был счастлив за каждого из участников спектакля. Они играли бунт «бессмысленный и беспощадный», и вчера эту пушкинскую формулу я действительно увидел. Особенно когда они читают «синодики» убиенных, и ты с ужасом слушаешь… Это как в храме, когда списки об упокоении значительно длиннее тех, что о здравии: Россия незаметно умирает и пока этого не слышит. Мы к «Капитанской дочке» несколько привыкли, как истории милосердия и любви, и вдруг она в сочетании с «Историей Пугачева» оборачивается к нам своей беспощадной стороной…

-  Нужен бы какой-то итог разговора, - продолжил Валентин Яковлевич. - О том, что реформы Станиславского и Пушкина, наверное, об одном и том же, - о правде чувствования в предлагаемых обстоятельствах. Но, кажется, в сегодняшнем театре происходит подмена их правды правду умствования в предлагаемых обстоятельствах. Мы все умны необычайно, тонки в стилистике, каждый спектакль смотрим, как кроссворд, думая, сколько я сумею в нем разгадать и сколько останется неразгаданного. А правда чувствований оказывается забытой. Сегодня театр, кажется, только расточает человека, отделяет и отдаляет его друг от друга, не совершая своей спасительной работы. …Нельзя человека лишать права говорить высокие слова. Человек, теряющий высокие слова, постепенно теряет и высокую душу, высокое сердце, высокое понимание и сползает до Ерофеева, Сорокина и других, которых и поминать не буду…

Спектаклю «Прости, душа…» посвятили свои выступления и другие участники Лаборатории, которая на этом завершила свою работу на XVI фестивале.

На Малой сцене Театр-студия «Йорик» из города Резекне (Латвия) представил весьма необычную версию «Моцарта и Сальери» - по Маленьким трагедиям Пушкина и «Моцарту и Сальери» Леонида Филатова в постановке Ларисы Щукиной. Еще до начала зрители ломали голову, что и как это может быть. История знаменитого отравления, которое, кстати сказать, осталось исторически недоказанным, была сыграна дважды. Сначала – по Филатову – веселыми артистами бродячего театра кукол перед вдовой Моцарта (Лариса Волкова), где кукла-Моцарт задумал отравить куклу-Сальери, но кукла-Сальери вовремя поменял местами бокалы и отравился все-таки кукла-Моцарт, который тут же заявил, что, мол, ничего не выйдет, и дальше расстройства живота дело не пойдет. Возмущенная вдова сама переодевается в Моцарта и представляет свою версию гибели мужа, - тут уже все по Пушкину, с настоящим коварным Сальери (Геннадий Воронов). Несмотря на некоторые профессиональные недочеты, хочется поблагодарить самодеятельных артистов за отвагу, за творческое внимание к Пушкину, да и за сам факт приезда в Псков и участия в нашем фестивале.

С нетерпением ждали вечернего спектакля «Ночь перед Рождеством» Московского театра имени Гоголя по его же повести, - музыкальная феерия в  постановке народного артиста России Сергея Яшина. Зрители увидели красочный хоровод в двух частях под пение колядок на стихи лауреата премии «Триумф» Елены Исаевой. Были и актерское озорство, и остроумные ходы в режиссуре, оформлении (чего стоят высокие, под колосники, нарядные чучела, - тоже участники хоровода!) и богатых костюмах. Но было и досадное однообразие в ритме, звуке, уровне веселости, которая скоро стала казаться нарочитой. Жаль, что режиссер, словно не доверяя актерам, их способностям на личный творческий вклад, пошел по пути внешней формы, когда каждый актер в спектакле легко заменим, ибо не важен. Пожалуй, только заслуженному артисту России Александру Бордукову удалось внести что-то свое и живое в образ веселого и лукавого Рудого Панька, которому Гоголь доверил быть вместо себя рассказчиком. Тем не менее, спектакль был встречен весело и в высшей степени благожелательно.

Веселость подхватил и петербургский критик Евгений Соколинский, вышедший благодарить актеров от оргкомитета и Лаборатории:

-  Мы с удовольствием и радостью посмотрели выступление московского ансамбля песни и пляски имени Гоголя (смех, аплодисменты, - на сцене и в зале). Особенно радостно, что Николай Васильевич Гоголь, чье 200-летие мы отмечаем, предвидел сложные отношения между Украиной и Россией (смех, аплодисменты, - на сцене и в зале) и театром имени Гоголя разрубил этот гордиев узел.

И снова – общий веселый смех, переходящий в овацию.

Вик. ЯКОВЛЕВ

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
XVI Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль


 

По вашему мнению, как изменится жизнь псковичей в 2017 году?
















Loading...


Голосование

По вашему мнению, как изменится жизнь псковичей в 2017 году?
















Календарь

«« 2017 г.
«« январь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31