«Сейчас время вседозволенности, - считает художественный руководитель и главный дирижер Академического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов. - Можно взять оперу, начать с последней картины и закончить первой. Публика побежит смотреть, потому что интересно, как это так будет. Можно голыми всех выпустить, тоже побегут смотреть… Это паразитирование на классическом искусстве».
Об этом дирижер говорил на пресс-конференции, состоявшейся в Пскове 25 октября в рамках фестиваля Crescendo. По мнению Юрия Симонова, «делая новое, совершенно не обязательно разрушать старое».
По словам другой участницы пресс-конференции - пианистки Екатерины Мечетиной, «во всем виновато телевидение», но «дурновкусию необходимо противостоять».
Скрипач Граф Муржа добавил: «Все начинается с самого начала, то есть - с нефти. Кучка людей в нашей стране распоряжается нефтью, кучка - телевидением. На первых двух каналах освободились от культуры».
По мнению Юрия Симонова, происходящее - не случайно. Подобная политика проводится для того, «чтобы не было восстаний». Есть мнение, что если «народу нравится попса и водка, то их надо дать… Если заставлять народ слушать классическую музыку, то будет бунт».
Юрий Симонов считает, что «эта тенденция губительна для народа и искусства. Коррупция в стране - на всех уровнях, в том числе и в искусстве».
Но вступать в конфликт с государством Юрий Симонов не готов, «это бесполезно», «страна должна объесться всего этого, отрыгнуть и очиститься. Возможно, на это уйдут десятилетия». Дирижера, 15 лет руководившего оркестром Большого театра, спросили: «А если не отрыгнет, а переварит?» Юрий Симонов ответил: «А если впитает, то мы потеряем индивидуальность, станем как все».
Разумеется, разговор касался не только культурной политики. Граф Муржа рассказал о том, как любит играть на стадионе «Красная Пресня» в футбол вместе с Денисом Мацуевым. Виолончелист Сергей Суворов (правнук виолончелиста Святослава Кнушевицкого, в 40-60-е годы выступавшего в трио вместе пианистом Львом Обориным и скрипачом Давидом Ойстрахом), отвечая на вопрос о деньгах, сказал: «Только тогда, когда мне платят – я понимаю, что то, чем я занимаюсь – работа». О том же самом говорил и Юрий Симонов, отвечая на вопрос: «Кто уходит из оркестра?» - «Уходят те, кому важно зарабатывать деньги». Об этих потерях дирижер не жалеет, потому что для таких людей игра – «работа в пошлом смысле слова», «это – несчастные люди». Для себя Юрий Симонов вывел свою формулу счастья: «Счастливый человек тот, у которого работа и хобби максимально совпадают».
Отдельно обсуждалась дирижерская трактовка произведений Чайковского, прозвучавших в Пскове (оркестр под управлением Юрия Симонова накануне открыл фестиваль Crescendo симфонией №4 и Концертом №1). Юрий Симонов сказал, что не хочет сейчас своих музыкантов «травмировать ошибками, которые они вчера допустили». Об ошибках он расскажет им 28 октября в Москве.
Вряд ли кто-нибудь из задававших вопросы догадывался, что на концерте 24 октября, состоявшемся в Большом концертном зале Псковской областной филармонии, кто-то допустил ошибки. Это был один из лучших симфонических концертов, прошедших в Пскове за последние годы.
В завершении Юрий Симонов поблагодарил присутствующих за разговор, отметив: «Я никогда не видел такой пресс-коференции. В некоторых городах журналисты не знают о чем спрашивать».
«Не знаю, приеду ли я к вам с концертами… Но приглашайте хотя бы на пресс-конференцию», - пошутил дирижер напоследок.
Алексей Семенов