25 октября в Большом концертном зале Псковской областной филармонии в рамках фестиваля Crescendo-2009 состоялся второй концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова.
На состоявшейся воскресным утром пресс-конференции виолончелиста Сергея Суворова спросили о том, как ему работается вместе с Юрием Симоновым. «Я был бы рад, если бы у меня был такой наставник, - ответил молодой виолончелист. - Но у нас была пока всего одна репетиция».
До вечернего выступления оставалось еще полдня. Так что еще одна репетиция Сергею Суворову была гарантирована. Так же, как и остальным участникам концерта, который посвятили 65-летию Псковской областной филармонии.
На историю создания псковской филармонии обратил внимание в своем вступительном слове ведущий концерта Святослав Бэлза. Шел 1944 год, война… Город был полуразрушен. Но музыка в нем уже звучала. Вспомнил Святослав Бэлза и о недавнем пожаре в филармонии, и о последующем восстановлении. «Особенно восхищает в Пскове наличие своего симфонического оркестра», - сказал музыковед. К этому времени на сцену поднялся другой филармонический оркестр - московский. Музыкантам предстояло дать трехчасовой концерт и не опоздать на поезд.
По мнению многих зрителей, воскресное выступление оказалось еще более запоминающимся, чем то, что состоялось накануне. И это притом, что в воскресенье Денис Мацуев отдыхал. Его место за роялем «Yamaha», специально привезенным Мацуевым в Псков, заняла лауреат международных конкурсов Екатерина Мечетина. Рояль марки «Yamaha» ей знаком с детства. Похожий она получила в возрасте 10 лет, когда выиграла Гран-при на конкурсе «Премия Моцарта» в Вероне. Наверное, и Концерт №1 для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена ей тоже хорошо знаком (в 13 лет Екатерина стала лауреатом юношеского конкурса пианистов имени Шопена в Москве). Как и накануне, Юрий Симонов дирижировал без партитуры, в очередной раз продемонстрировав свой класс. Впрочем, это не была демонстрация чего-либо. Симонов живет музыкой. Обсуждая с журналистами фестиваль, он вдруг беспечно произнес: «Я, по-моему, не получу денег за эти концерты в Пскове. Только суточные…» Деньги его мало волнуют.
Когда музыка Шопена смолкла, рояль в течение минуты укатили за кулисы. Еще несколько минут потребовалось, чтобы подготовить площадку для Сергея Суворова и пересадить музыкантов оркестра. Мелодизм Шопена сменился тем, что в раннесоветские годы обозвали бы «сумбуром вместо музыки». Прозвучал Концерт № 1 для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича. Музыка Шостаковича – эмоциональная, резкая, с перепадами…
…Когда кто-то из журналистов спросил Сергея Суворова о том, часто ли он посещает чужие концерты, то виолончелист почти всерьез ответил: «Чаще всего я хожу на свои концерты». То, что Сергей Суворов и на этот раз пришел на свой концерт, сделало воскресное выступление еще более запоминающимся.
Если и может быть у подобных фестивалей недостаток, то он только в том, что артисты мирового уровня выходят на сцену один за другим, солируя меньше, чем хотелось бы. Если бы не фестиваль, приезд из Лондона в Псков альтиста Максима Рысанова вызвал бы у любителей классической музыки почти сенсацию. Но если бы не фестиваль, то он бы вряд ли сюда приехал. Максим Рысанов уже сейчас один из лучших альтистов мира. Однако перед ним выступала Екатерина Мечетина, сразу после – Граф Муржа… Нет, Максим Рысанов был заметен и среди них. Никакой игры в поддавки, никакой позы (несмотря на покрой его одежды)… Не заигрывание, а игра. Высокая техника исполнения, красивый звук. Для выступления в Пскове Максим Рысанов выбрал Концерт для альта с оркестром Белы Бартока. Венгерский композитор написал его в 1945 году. Точнее – не дописал, умер. Завершил начатое Бартоком Тибор Шерли.
Из выступавших на сцене псковской филармонии 25 октября наиболее знаком псковичам скрипач Граф Муржа. Он уже не раз играл в Пскове. В недалеком будущем он снова приедет сюда (с музыкой Николая Капустина). И поэтому неудивительно, что после его выступления часть зрителей приветствовали музыканта стоя. Тем более что исполнял Граф Муржа вещь очень выигрышную, чувственную – вторую и третью части Концерта № 1 для скрипки с оркестром Никколо Паганини.
Завершить концерт доверили «абсолютному чемпиону» среди солистов – участников «Crescendo-2009», обладателю множества международных наград Айдару Гайнуллину (баян). В руках Айдара Гайнуллина этот инструмент звучит по-особенному – изыскано (такие баяны не разрывают в подворотнях). Для неподготовленных слушателей, которые в зале тоже были, выбор Айдаром Гайнуллиным фестивального репертуара принес особую радость. Баянист вместе с оркестром исполнил три знаменитых танго: «Утомленное солнце» Ежи Петербургского, «Oblivion» и «Libertango» Астора Пьяццоллы.
И здесь особое внимание снова надо обратить на оркестр. Юрий Симонов и его музыканты, многие из которых тоже молоды, могут за один вечер сделать то, что другим не сделать и за несколько месяцев. Оркестр словно бы закаляли: бросали в бурный поток музыки Шостаковича, погружали в шопеновскую романтику, предлагали играть с обладателем кинопремий «Ника» и «Кинотавр» Айдаром Гайнуллиным… И всякий раз был успех. И причина этого успеха, во многом, объясняется жесткой позицией дирижера Юрия Симонова, который говорит своим музыкантам: «Забудьте, что у нас демократическое общество. К искусству это не имеет никакого отношения».
Алексей Семенов