Сегодня: Воскресенье, 23 Апреля    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Присадки для топлива Выставка «Строй-Дом» Мобильное приложение Псков Как правильно сушить детскую обувь? За деталями для подвески - в «Глэдис» Консультирование в Пскове Лучшая интерьерная печать в Пскове День открытых дверей ФВТЭ Тест на протест Псков-ЭКСПО Венедиктов



Испанские страсти - псковский вариант

30.10.2009 09:16 ПЛН, Псков

Актерский дневник

Пушкинский театр готовится к премьере – уже третьей с начала осени. 30-31 октября зрители увидят «Страсти по-испански» (комедия-коррида в двух действиях) по пьесе современного испанского драматурга Альваро Портеса «Дом, где все кувырком». В режиссерской палитре нашего театра новое имя - спектакль поставил заслуженный деятель искусств России Семен Верхградский (Санкт-Петербург). Работа шла в августе-сентябре, довольно напряженно, с максимальным использованием репетиционного времени. Встреча с новой режиссурой – всегда ожидание и надежда на открытия: в себе – новых актерских возможностей, в публике – новых с ней сближений в подтверждение необходимости друг другу театра и его зрителей. Надежды актеров на хороший профессиональный контакт в репетициях, на мой взгляд, оправдались. Остальное покажет премьера.

Рассказывать о спектакле в канун премьеры, а тем более выставлять оценки себе, коллегам, режиссеру, художнику, - последнее дело, решающее слово за зрителем. Но, судя по первым реакциям, - а нас уже увидели студенты педагогического университета и зрители области - спектакль играется и смотрится на одном дыхании, как и должно быть в веселой и остроумной комедии положений с ее неизменной путаницей и неожиданными поворотами. Актерское свойство увлекать и увлекаться востребовано здесь в полной мере. Но, думается, есть прямой смысл познакомить читателей Актерского дневника с режиссером-постановщиком, беседа с которым состоялась в дни генеральных прогонов, в перерыве между репетициями.

Псков

- Семен Яковлевич, в театральном мире вы достаточно известны, но для нас человек новый, и псковским театралам интересно будет познакомиться с вами поближе: где и у кого учились, какие творческие принципы исповедуете. Что вы скажете о самом себе?

-  Биография довольно обширная. Владею, как минимум шестью профессиями, включая каменщика, токаря, врача-хирурга, режиссера-постановщика… В 18 лет поступил в Первый медицинский институт в Ленинграде. Но уже был «болен» театром и после четырех с лишним лет врачебной практики поступил к Георгию Александровичу Товстоногову в ЛГИТМИК, нынешнюю академию, на режиссерский и параллельно все пять курсов работал по ночам на «скорой» в травмпункте. Это, конечно, великое везение – учиться у такого замечательного мастера. Наша с ним связь не прерывалась никогда, и потом, уже работая в театре, я был постоянным участником его творческой лаборатории. Но тогда, по окончании института, по предложению Георгия Александровича уехал работать очередным к Леониду Савельевичу Белявскому в Норильский Заполярный театр и проработал там шесть лет. Замечательный был театр. Поскольку там платили втрое больше, чем везде, можно было собрать хороших артистов. Отстроить труппу, сформировать театр – дело кропотливое, и Белявский это делал. Он был мастер и собрать, и научить, и воспитать, и удержать.  Слава Богу, он еще жив и ставит спектакли в Риге.

И вот шесть лет практики в Норильске и учеба у Товстоногова и Белявского (он умел учить и дипломированных специалистов) привели к тому, что я стал главным режиссером последовательно в нескольких крупных театрах России – В Хакассии, Новосибирске, Петрозаводске. Кроме того, ставил спектакли в Кемерово, Новгороде, питерской Александринке. Зарубежные гастроли – Япония, Швеция, Восточная Европа – проходили в основном с Новосибирским театром «Старый дом», где я был 12 лет главным режиссером. Т.е. поначалу это был областной театр, я приехал, и мы с директором придумали такую программу – «Старый дом». В итоге так стал называться театр, так называется и сейчас, и уже никто не помнит, что он был областной. Последний театр, где я был главным в течение трех лет – Петрозаводский. Там был очень сильный директор, и за три года нам удалось сделать, по-моему, очень интересный театр, включающий в себя и драму, и оперу, и музыкальную комедию. Но его закрыли на бесконечный ремонт. Это как раз тот случай, когда ремонт здания разрушает театр как творческий организм: когда негде работать, часть увольняют, другие увольняются сами, уезжают…

- Вот уже четыре года, как вы, не работая в конкретном театре, ставите спектакли в разных городах. Как часто, как много?

-  По-разному. Поначалу был простой - практически год. Потом - обвал звонков и приглашений. Сейчас параллельно с постановкой в Пскове - огромный проект в Краснодаре, сказка плюс новогоднее шоу. Поэтому, к сожалению, не смогу быть на псковской премьере 30 октября.

-   У вас есть драматургические предпочтения?

-  Во-первых, я всегда предпочитаю хорошую драматургию и хорошую литературу. Кроме того, очень люблю произведения с элементами мистики. Но не Стивена Кинга, а вот, к примеру, мы играли в Японии по повести классика мистической литературы Саньюте Интё «Пионовый фонарь», спектакль назывался «Проклятие меча». Еще был очень интересный, по-моему, спектакль по пьесе Анатолия Иванова, который назывался  «Бесконечное путешествие в приятной компании в сопровождении козлиного голоса», - там полно мистики. Много мистики у Бернарда Шоу в «Доме, где разбиваются сердца», - очень интересно было над ним работать, и спектакль вышел удачный.

-  При постановке одного названия, одной пьесы в разных театрах что приходится преодолевать, какие возникают главные трудности?

-  Главная трудность - уйти от предыдущей постановки. Я крайне редко ставлю одно и то же название. Сейчас - третий случай. Пьеса «Дом, где все кувырком»  прошла три сезона в академическом Ташкентском театре. Шла бы и дальше, но уехали артисты, все русские уезжают, и артисты тоже. И каждый раз, когда приходится дважды ставить одну пьесу, я пытаюсь придумать новый спектакль. Во-первых, потому, что попытка переносить постановку - занятие бездарное, во-вторых - другие артисты, другое время, я другой. Хотя какие-то вещи, которые кажутся актуальными и сегодня, конечно, сохраняются.

-   Если продолжить о предпочтениях, что вы цените в актерах?

-  Я выпустил два актерских курса в Новосибирском институте, могу сказать, как я их набирал. Главный критерий, когда я брал кого-то учиться, - НЕПОХОЖИЙ. Нестандартный. Нестандартность может проявляться в разных качествах…

-  Оригинальный?

-  Нет, нестандартный! Вот, скажем, пришла девушка - 28 лет (!) Казалось бы, куда вы лезете, берут девочек до 23 лет максимум. А я беру. Она сейчас в Москве замечательная артистка. Другая пришла - пятнадцати не было. Я ее брать не мог, потому что без аттестата. Я ее взял - артистка выросла сказочная.

- Но это курс, где, если вы мастер - вы и набираете; если вы главреж - формируете труппу. А если приходите в театр на постановку и выбирать приходится из того, что есть?..

- Если формирую - ищу непохожих артистов. Если прихожу в театр, где только ставлю, исхожу из того, что есть, но пытаюсь найти в артистах вот эту непохожесть. При этом чаще всего пытаюсь избежать амплуа. Хотя это удается не всегда, конечно, но что делать… Но когда в артисте есть какая-то жила, какое-то личностное начало, какая-то непохожесть, всегда есть возможность его использовать в каком-то новом, непривычном для него качестве. Вот это я и пытаюсь делать. У вас, например, в силу причин объективных, не такой богатый выбор, почти нет молодежи… Но в артисте уже сформировавшемся я люблю, прежде всего, личностное начало. Когда есть личность - все  можно сделать.

-  И - если захотите, конечно, сказать - какое впечатление сложилось у вас о нашем театре?

-  Ну, отчего же не сказать, тем более если это чем-то сможет помочь… Если уж откровенно - театр в очень тяжелом положении. И это ни в коем случае не упрек тем, кто им руководил раньше, это - вполне объективная ситуация, просто объективно театр оказался в таком положении. Полгода назад (это, конечно, не срок) пришел энергичный директор, который хочет что-то сделать. Для этого нужно разбиться в лепешку и быть… ну, я не знаю… танком, наверное. И - три года упорной работы, как минимум. Если ей это удастся - в течение трех лет тащить на горбу театральное дело, по чуть-чуть, но вверх, то может быть, начнется новый подъем. Но это напрямую зависит и от региональной власти, которую я здесь не знаю. Например, в бытность мою в Новосибирске губернатор Виктор Александрович Толоконский не был театралом, но раз в сезон он посещал каждый театр, которых в Новосибирске несколько. И менее чем за год он сделал две стопроцентных надбавки творческим работникам - артистам, режиссерам, преподавателям консерватории, - не помню всех. Тоже небогато, но на это уже можно жить. Он это сделал, и в итоге не было проблемы удержать артиста в театре. Они с удовольствием приезжали, если их приглашали из другого города. Было театральное училище, сейчас институт, и там были замечательные театры, такие как «Красный факел», например. Если руководство активно не хочет или противодействует, если губернатор скажет «не нужен мне ваш театр» - а я таких не одного могу назвать - что можно сделать? Если оно «ни да, ни нет», - его еще можно подтолкнуть, подвинуть, убедить, а если только «нет» - нет и перспектив ни у театра, ни у культуры в целом.

- Сейчас существует расхожее мнение, что времена главных режиссеров прошли. Вы согласны?

- Да, абсолютно. По двум причинам. Во-первых, главный режиссер не владеет финансами, а сейчас это принципиально.

-  Всегда был тандем директора и главного.

-  Нет, тандема не было никогда. Было какое-то равновесие, не везде, но бывало. При коммунистах главный режиссер формировал художественную программу, но у директора было право вето. Потом пришло безвластие, и в основном были худруки и главные режиссеры плюс директора-распорядители кредитов, которые и доставали финансы. А потом пришла эра директоров, потому что, - и это во-вторых, - чтобы театр был жив, чтобы шел зритель, чтобы были фестивали, гастроли, зарубежные контакты, - для этого нужны деньги, спонсоры, умение договориться с руководством региона, чтобы и там найти… И это умеют менеджеры-финансисты, директора.

-  Но согласитесь, что лицо театра, его творческое направление…

-  Определяет художник.

-  Именно режиссер.

-  Абсолютно не обязательно. Например, в Питере двумя театрами руководят бывшие завлиты, и это очень хорошие театры, - в Комиссаржевке Виктор Новиков - бывший завлит Агамирзяна, и театром на Литейном Гетман Володя - тоже бывший завлит. Они сами не ставят, но формируют позицию, художественные принципы театра и соответственно приглашают главного режиссера, либо без главного обходятся, как Гетман, например. Институт главных режиссеров практически умер по той причине, что главный режиссер потерял рычаги влияния.

Псков

-  Наши  «Страсти по-испански» - спектакль, по сути, откровенно кассовый...

-  Да.

-  Так что, будущее театра за этим?

-  Нет! Но вот я посмотрел репертуар вашего театра, просто афишу, и - один подобный спектакль. А необходимо три кассовых спектакля - сразу. Пусть это будут Рацер и Константинов, мои друзья покойные, которые, грубо говоря, не были гениальными драматургами. Пускай это будет Софронов, - «Стряпуху» я бы поставил очень смешно, - что угодно! Но - три спектакля, на которые пойдет зритель. А вот четвертый должен быть бомбой, и он не должен быть кассовой комедией. Другое дело, что нельзя на этом строить политику. Тот же Новиков: у него пять спектаклей в сезон, четыре из них - кассовый шлягер. Зато на пятый он приглашает Александра Морфова из Болгарии, и тот ставит такой спектакль, что я сижу и не знаю, как это сделано, хотя я много лет на театре. Но спектакль, который мы сейчас делаем, «Страсти по-испански», он в любом случае нужен, и пускай зритель порадуется.

Что ж, здесь интересы режиссера и зрителей сходятся. И, конечно, актеров. В спектакле играют Нина Семенова, Владимир Свеколькников, Марго Арчибасова (псковский дебют!), Максим Плеханов, Карина Облакова, Эдуард Золотавин, Вячеслав Евсеев и ваш покорный. Спектакль оформил московский художник Федор Архипов. А еще будут поставленные Ольгой Тюшевой испанские танцы в исполнении Сергея Пропажина, Михаила Гаврилова и всех действующих лиц. Будем надеяться, что порадуемся.

Вик. Яковлев

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Какой оценки заслуживает работа псковских муниципальных чиновников, ответственных за состояние городского хозяйства?












Loading...


Голосование

Какой оценки заслуживает работа псковских муниципальных чиновников, ответственных за состояние городского хозяйства?












Календарь

«« 2017 г.
«« апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30