Культура

«Травиата» - это не история болезни, а история любви - Неэме Кунингас

19.01.2010 18:39|ПсковКомментариев: 0

6 февраля жителей Пскова ожидает большой и интересный проект - опера Джузеппе Верди «Травиата». Она состоится в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. О том, чем интересно предстоящее событие и о его уникальности псковским журналистам 19 января рассказали заместитель директора филармонии Александр Царкозенко и режиссер-постановщик оперы, главный режиссер Национальной оперы Эстонии Неэме Кунингас.

Псков

А. Царкозенко отметил, что постановка «Травиаты» - это международный проект, в котором задействованы музыканты трех стран - России, Финляндии и Эстонии. В частности, Псковский симфонический оркестр, главным дирижером которого является Геннадий Чернов, а также несколько солистов из Санкт-Петербурга, представляет Россию. Финляндия будет представлена оперой города Вааса. В опере будет задействована финская хоровая группа и ряд солистов. Между тем, Эстонию в проекте постановки оперы представляет господин Кунингас - на нем лежит вся режиссура «Травиаты». Кстати, он сделал небольшую поправку, сказав о том, что в международном проекте участвует еще одна страна - Белоруссия, которую представляет студент одного из музыкальных вузов Петербурга.

Начиная с декабря 2008 года «Травиата» станет пятым крупным оперным проектом Псковского симфонического оркестра. Неэме Кунингас считает предстоящую оперу положительным культурно-политическим примером того, как надо продвигать оперный жанр в массы. И пример этот нам подает Финляндия, где помимо основных оперных площадок, таких как Финская Национальная Опера и Оперный Фестиваль в Савонлинне, имеются многочисленные региональные оперные труппы, малые антрепризы и фестивали. Опера присутствует во всех крупных финских городах и активно субсидируется со стороны государства.

«Травиата» уже ставилась в Пскове в 2006 году, но это была концертная версия. Сейчас же жители Пскова увидят ее в сценическом исполнении. Билеты уже в продаже. Цена на оперу удивит всех меломанов - всего 150-350 рублей. Солисты будут петь на родном языке Джузеппе Верди - на итальянском. Кстати, 8 и 9 января успешно состоялась финская премьера «Травиаты». Она прошла в городской опере города Вааса и продолжает исполняться до конца января. В Псков финские солисты, равно как и солисты из петербургских оперных театров приедут за несколько дней до представления и начнут сводные репетиции.

Стоит напомнить сюжет знаменитой «Травиаты». Он заимствован из драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини, Виолетты, явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, а главного героя, Армана Дюваля, безнадежно влюбленного в нее, - сам автор произведения. «Дама с камелиями» не сразу получила доступ к сцене, но вскоре получила ошеломительный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал композитор Джузеппе Верди. Плененный сюжетом, он вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был один из лучших либреттистов того времени Франческо Марии Пьяве.

Итак, Париж, середина 19 века. Молодой Альфред влюбляется в куртизанку Виолетту, признается ей в своих чувствах и призывает ее изменить свой образ жизни. Она объясняет Альфредо, что не умеет любить. К слову, уже в первом действии становится понятно, что куртизанка серьезно больна. Спустя три месяца Альфред и Виолетта живут в загородном доме. Альфред возвращается в Париж, чтоб улучшить финансовое положение. В период его отсутствия Виолетту навещает отец Альфреда Жорж Жермон и требует прекратить любовные отношения с его сыном. Виолетта знает, что больна туберкулезом и в скором времени умрет, поэтому соглашается на уговоры отца. Она уезжает, оставив Альфреду прощальное письмо, в котором сообщает о своем решении вернуться к прежнему образу жизни. Спустя время Виолетта и Альфред встречаются на балу-маскараде. Виолетта в обществе барона Дуфоля. Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта просит Альфреда покинуть бал, опасаясь за его жизнь, но он готов согласиться уйти только вместе с ней. Она отказывается и говорит, что любит Дуфоля. Альфред публично оскорбляет Виолетту, бросив ей в лицо выигранные деньги в качестве платы за любовь. Виолетта падает без сознания на пол. Дуфоль вызывает соперника на дуэль. Альфред вынужден на некоторое время уехать за границу. В это время его отец не выдерживает угрызений совести и признается, что это он вынудил Виолетту покинуть Альфреда. Внезапно приезжает Альфред, влюбленные счастливы, строят планы на будущее. Но вдруг силы покидают Виолетту, спустя какое-то время она уходит в мир иной.

Как отметил сегодня господин Кунингас, режиссер «Травиаты», эту оперу выбрала для постановки финская сторона. Это произведение сплошь состоит из хитов - узнаваемых вокальных партий, которые невозможно не полюбить. Лично для него сюжет «Травиаты» - это «не история болезни, а история любви». В противном случае, смотреть на то, как главная героиня, куртизанка Виолетта, входит на сцену и кашляет, как будто говоря: «Смотрите, какая я больная, сочувствуйте мне, я умру в четвертом акте», зрителю было бы просто неинтересно. Поэтому, как пообещал режиссер оперы, Виолетта кашлять на псковской сцене не будет, ну если только чуть-чуть.

В «Травиате» много трагизма, это наша жизнь. Сто лет назад этот сюжет считался тем же, что в наши дни так называемые телевизионные «мыльные оперы». В современном контексте опера дает возможность стереть эту мыльную пену и клише, полагает Неэме Кунингас. Он убежден, что смерть в наши дни не может быть наказанием за образ жизни. Также он полностью понимает и оправдывает Виолетту, которая, будучи куртизанкой, все-таки не такая уж и куртизанка. В течение оперы мы ни разу не увидим, как она «работает» и какие трюки применяет, чтоб очаровывать богатых мужчин. Ну, если только в первом акте, когда она вместе с бароном Дуфолем. Еще стоит задуматься, почему она вместе с бароном Дуфолем. В трактовке Неэме Кунингаса между Виолеттой и бароном ничего нет. Он вместе с ней только ради престижа: кому не приятно выйти в свет вместе с красивой, умной женщиной, которая прекрасно поет. Но по вечерам барон обречен оставаться перед ее закрытыми дверями…

Неэме Кунингас убежден: Виолетта вела образ жизни куртизанки лишь потому, что у нее не было настоящего мужчины, а тут она встречает Альфредо и все меняется. Одной из самых замечательных сцен «Травиаты» режиссер считает сцену, когда отец Альфредо просит Виолетту своим реноме не портить репутацию сына и уйти из его жизни. «И она приносит эту жертву. Разве сделает это пустой человек, женщина без души?», - отмечает режиссер оперы. В его трактовке Виолетта в конце оперы не умирает, а «уходит», и это является для нее не наказанием, а освобождением.

В его «Травиате» не будет большого количества декораций, не будет кринолиновых платьев «а ля 19 век». Да и зачем? Ведь, когда человек приходит посмотреть на полотна Ван Гога в современных интерьерах музея, он все равно уйдет в Ван Гога…

Татьяна Иванова

 

 
опрос
Как может быть решена проблема с мусором в Псковской области?
В опросе приняло участие 526 человек
Лента новостей
Последние новости