Новости партнеров
Культура

Игорь Макеев: Все умрут, а он останется

21.01.2010 13:45|ПсковКомментариев: 3

Речь здесь о мире, который создал художник. Игорю Макееву 55 ныне, и это, как говорится, повод. Чтобы устроить персоналку. Чтобы выпить. Чтобы произнести тосты и комплименты.

Их и произнесли публично или тет-а-тет все, кто пришел на вернисаж Игоря Макеева в выставочный зал Союза художников на Ленина, 1. Редко там в последнее время бывает так тесно. А все потому, что талант Макеева - это, прежде всего, удивительная открытость миру. И явление этого мира в уже преображенном состоянии.

Вот ничто не вызывает напряжения или раздражения. Даже то, что обычно ставят Макееву в упрек: некоторую однообразность манеры, повторяемость образов, подчеркнутую декоративность.

Ну и что? Зато его картины узнаешь сразу. А узнаваемость - это первый признак класса, яркой художественной индивидуальности. Даже подпись не нужна, когда имеется почерк. Свой, а не заимствованный.

Что до вариаций на как бы заданную тему, так это тоже несомненный признак мастерства: пусть молодые ищут, мастер давно нашел. Что, впрочем, не отменяет эксперимента. Ведь и поискам Игорь Макеев не чужд, всегда балансируя на какой-то едва уловимой грани. Скажем, между фигуративностью и абстракцией. Получается нечто неожиданное. Вроде кадра из мультфильма. Смотришь на пейзаж, где рядом с домом сохнут половики, а из двери выглядывает обнаженная девушка, и чувствуешь, что до и после стоп-кадра есть что-то еще. А именно: какая-то житейская история, движение сюжета. А такое движение дорого стоит, свидетельствуя не о банальном воспроизведении натуры, а о сущностном постижении природы вещей. И все это по-макеевски легко, непринужденно, как будто не затрачивая особых усилий. Сущность является, как сюрприз, как нечаянная радость. А поди ж ты, откуда она взялась? Вроде бы ничто не предвещало.

Легкость, поэтичность - еще одно качество художника. И, условно говоря, разноцветных и монохромных изображений. И, опять же, нежданным подарком  является глубина. Зритель недоумевает: «Как так у него получилось? Ведь был только намек на перспективу...» А вот так! Из невесомой игры планами и плоскостями рождается вдруг пространство, внутри которого хотелось бы оказаться, задержаться на несколько минут, чтобы погулять по этим мультяшным улочкам и встретить этих соблазнительных макеевских фемин.

Женщины, цветы, пейзажи – любимые образы-конструкты, с полотна на полотно созидающие как бы параллельную реальность. Все умрут, а она останется.  

И чтобы там не наворотили критики, а присутствует в этом какая-то загадка. Если сразу не распознать, как добивается автор столь действенного эффекта, значит, его задача решена. Не важно - прикладная или с приставкой «сверх». Зритель недоумевает, удивляется, и радостно готов украсить свой интерьер.

Рискну выразиться даже замысловатей. Всякая картина Макеева рано или поздно займет свое эксклюзивное местечко и отдельную функцию. Служить окошком в какую-то другую жизнь, в занятные подробности. О которых мы вряд ли бы даже догадывались, не будь с нами Игоря Макеева.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей