Четвертое заседание Общественного совета по культурному наследию при губернаторе Псковской области состоялось в братском корпусе Мирожского монастыря, в тесноте, да не в обиде. Кроме губернатора Андрея Турчака, представлявшего светскую власть, в заседании впервые принял участие митрополит Псковский и Великолукский, отстаивающий интересы епархии.
Владыка Евсевий произнес перед советом речь, которую можно назвать программной и в которой он, также впервые, признал, что в борьбе за культурное наследие давно существует противостояние между музейщиками и церковью. И призвал «устранять все наши недоумения».
Роль своего рода третейского судьи в этом старом споре, по-видимому, взял на себя Андрей Турчак, сидевший во главе стола слева от митрополита и демонстративно перебиравшего в руке черные православные четки.
Согласно повестке заседания, члены Совета (из которых семь отсутствовали «по уважительным причинам», а один опоздал) должны были выслушать доклад председателя Государственного комитета по культуре Зинаиды Ивановой об итогах и перспективах деятельности в сфере историко-культурного наследия за прошлый и текущий годы. По сути, это был отчет комитета о проделанной работе и план на год.
Зинаида Иванова подробно рассказала о том, сколько бюджетных денег и на что тратили в минувшем году, и на какие суммы можно рассчитывать в 2010-м. Так, только на реставрацию объектов культурного наследия по федеральной программе выделено 72 миллиона рублей. Это на 2 миллиона 600 тысяч меньше, чем в прошлом году. Вроде разница не катастрофическая, но, допустим, на археологические раскопки в этом году денег не отпустили вообще ни одной копейки. И чем можно объяснить такую экономию, в ходе заседания выяснить так и не удалось, хотя член Совета профессор Анатолий Кирпичников несколько раз всуе посетовал о столь, по его мнению, удручающем раскладе.
Выступление известного реставратора Владимира Сарабьянова было посвящено научно-исследовательским и реставрационным работам на территории Мирожского монастыря. Он, в частности, отметил, что за последние два года в Спасо-Преображенском соборе были проведены огромные исследовательские работы, по итогам которых предложено сразу несколько вариантов реставрации. Какой из них будет выбран, вопрос будущего, но в ближайшие годы необходимо будет решить инженерные проблемы собора, который 120 лет не ремонтировался.
Цокольная часть стены на полтора метра обветшала, и нужно срочно делать вычленку как изнутри, так и снаружи здания, а это значит, что и придется срывать грунт в диаметре как минимум 10-ти метров вокруг собора. То есть необходима долгосрочная программа, согласованная с министерством культуры России.
По поводу нынешнего состояния, точнее говоря, его внешнего вида собора высказался митрополит Евсевий, озабоченный, что в процессе исследований реставраторы обезобразили собор.
- Мне больно смотреть на стены собора. – Заявил владыка. – Я долго жил в Троице-Сергиевой Лавре, но никогда не видел там таких фрагментов, лишенных штукатурки. Почему они остались открытыми? Очень тревожит меня эта ситуация.
На что Владимир Сарабьянов заметил, что, вероятно, просто исследования в Троице-Сергиевой Лавре происходили еще до того момента, как в ней оказался псковский иерарх и пообещал, что весной, в мае, фрагменты будут закрыты.
Настоятель Мирожского монастыря игумен отец Николай и представитель попечительского Совета Виктор Яшин рассказали Совету о том, какие текущие ремонтные работы проходят в монастыре на деньги благотворителей.
В ближайшее время в монастыре будут модернизированы коммуникации и установлено видеонаблюдение, устроена общедоступная автостоянка и благоустроен дендропарк.
Наконец члены Совета и приглашенные добрались до вопроса о соглашении между музеем-заповедником и монастырем, дабы прервать «длительную междоусобицу», которая омрачает отношения общества и церкви.
Как оказалось, вопрос до сих пор требует существенной доработки, и представители комитета по культуре не готовы подписать документ.
- Год был на то, чтобы согласовать все с монастырем. – Выразил свое недовольство Андрей Турчак. – Вопрос завален.
И, обратившись к председателю комитета Зинаиде Ивановой, с досадой прокомментировал: «Холостой выстрел... А мы с митрополитом Евсевием сегодня готовы были подписать договор».
На сие недовольство проволочками член Совета Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) возразил, что документ был предоставлен за 12 часов до заседания, а этого явно не достаточно для того, чтобы подписать документ, не порождающий «новых недоумений». И вообще это вопрос «самоорганизации» работы Совета.
Как бы там ни было, но участники дискуссии решили вернуться к этому принципиальному соглашению через две недели, после чего губернатор покинул заседание Совета. Вслед за ним последовали духовные лица, приглашенные и журналисты. А профессор Кирпичников и немногие члены Совета остались обсуждать другие вопросы местной культуры.
Александр Донецкий