Культура

Сергей Попков: У каждого актера своя судьба...

28.03.2010 12:16|ПсковКомментариев: 28

27 марта псковичи отметили Международный День Театра бенефисом заслуженного артиста России Сергея Попкова «Вздохнем, и снова в путь...». Таким, чисто театральным обычаем, артист решил отпраздновать свой пятидесятилетний юбилей. Попков - один из немногих оставшихся еще в областном центре профессиональных актеров.

К сожалению, для зрителей далеко не секрет, что академический по титулу театр, все больше деградирует в нечто вроде самодеятельной студии и, похоже, пока этот процесс объективен, как распад мертвой материи. Когда в 80-ые Сергей приехал в Псков, то застал пик творческого расцвета театра имени Пушкина. Затем, в 90-ые, пережил драму упадка, когда месяцами не платили зарплату, а зритель стремительно менялся, требуя не духовного поиска, а развлечений. Тогда-то актер и был вынужден уйти из театра. Он работал в областной филармонии и диктором на радио, но сумел сохранить себя в профессии и, как оказалось, уходил, чтобы вернуться.  

Сегодня Сергей Попков – ведущий актер псковской сцены, занятый в главных ролях во всех последних премьерах.

Псков

- В 1987-м году я впервые приехал в Псков, так же в марте, когда так же, как сегодня, капала капель и ходили по улицам улыбчивые девушки. – Вспоминает Сергей. – Был показ, не очень удачный, правда, потому что я был уставший и задерганный. Но все равно Вадим Радун за меня тогда зацепился, и так вышло, что моя артистическая судьба связалась с Псковом. Я сразу начал играть в массовке и выходил на маленькие роли. А уже в следующем сезоне мне дали роль Вити в «Дорогой Елене Сергеевне». Но премьеру сыграть не удалось. Потому что прямо во время репетиций меня забрали в армию, на переподготовку. И я два месяца во владимирских лагерях кантовался. Ну, а потом я вошел в основной репертуар. За эти годы 60 ролей сыграно. Из них главных ролей полтора десятка наберется.

- А почему пришлось уйти из театра?

- Судьба актерская тяжела. Конец 90-х был очень сложен, и в стране, и в театре. Когда ты 5 месяцев не получаешь зарплату, а у меня образовалась семья, и родился ребенок, мне нужно было элементарно думать о пропитании. И я стал работать диктором на областном радио, параллельно – в филармонии, где я делал поэтические программы, с которыми объездил всю область и север России. Можно сказать, я был свободным художником на вольных хлебах.

- И как получилось вернуться?

- С театром я связи не прерывал. И иногда по приглашению играл в старых спектаклях. Или - заменял актеров. Кроме того, все эти годы занимался педагогикой в своей актерской студии. Преподавал мастерство актера и сценическую речь. Участвовал в городских праздниках вместе со своими студийцами. Все это позволило мне сохранит себя в профессии. Работая с ребятами, я держал свой тонус на нужном уровне. Они шли за знаниями. А я за тренингом. Ведь это обязательно, а как же? Музыкант неделю гаммы не поиграет, и у него уже пальцы не те. То же самое и актер. Нужен регулярный эмоциональный и речевой тренинг. Очень много примеров того, как актеры уходили из театра, и потом им приходилось начинать с нуля. И мне удалось 10 лет продержаться без театра. А потом, - это случилось в 2008-м, - я решил вернуться. Вот такая вот судьба.

- Разве сейчас стало лучше, чем в 90-ые?

- Время совершенно изменилось. Когда я начинал в 80-ые, была совершенно другая страна, другое отношение к культуре. Другие стимулы у нас были. Мы думали только о творчестве. Когда я начинал работать в Волгограде, у меня была зарплата 90 рублей. 25 рублей я платил за гостиницу. И мне хватало! Я не думал о том, что поесть или что надеть. Даже на книжки хватало. Сегодня такого позволить себе нельзя. Все прекрасно знают, как мы живем.

- Как?

- Театр тесно связан с жизнью. Наши руководители говорят об образовании, здравоохранении. Это понятно. Но никто о культуре даже не вспоминает. А ведь культура – это основа основ. Религия и культура. Без них нет народа как самостоятельной единицы. А уже потом начинаются энергетики, заводы, фабрики и так далее. У нас же культуру вообще забросили. Я 30 лет в профессии, и могу сравнивать разные времена, разное отношение власти. И сейчас отношение, увы, не из лучших. Я вернулся и вижу, что происходит...

- Что?

- Отношение к театру, и власти той же, и зрителя – совсем другое. Все очень изменилось. Зритель стал менее требовательным. Клиповое мышление торжествует. Посмотрел и побежал дальше. Нет времени, чтобы остановиться и задуматься. А конец-то один, куда бы мы не бежали.

- Юбилей – хороший повод подвести предварительные итоги?

- Я считаю, что пока не сделал ничего великого. Но к профессии своей всегда относился честно, бескомпромиссно. Что-то мне удавалось более ярко, а что-то, может быть, было проходным. Но роли у меня все любимые. Потому что ко всем ним я искал ключик. И когда происходила обратная связь со зрителем, то роль удавалась. Когда – нет, то удовольствия не получаешь, роль получается горькой. Без любви, без удовольствия выходить на сцену нельзя.

- Перспективы на псковской сцене – мрачные? Многие, как Виктор Бабич или Иван Криворучко, уехали в столицы. Почему не уехал Сергей Попков?

- Это нужно было делать раньше. В 90-ые, когда я ушел из псковского театра, но был на пике физических сил. Тогда можно было попробовать. Но тогда с финансами было сложно, и не было возможности ездить по театрам и себя показывать. Потом, ведь я это уже проходил, когда ушел из Волгоградского театра и приехал в Псков. Дело еще в том, что Москва и Петербург – это два театральных центра, которые, с одной стороны, притягивают к себе творческие личности, а с другой, высасывают их. Столицы относятся очень потребительски к нам, к актерам. Ехать сейчас в Москву и начинать все заново, с нуля? Каким бы ты ни был, заслуженным ли, народным, как сложится судьба, неизвестно. Лично я не нахожу в себе тех психологических сил, чтобы вновь переживать столь травматичный опыт. Я предпочитаю работать в Пскове с возможностью гастролей. Так у меня в последние годы получалось частным порядком с фестивалями в Голландии, в Латвии, в Петербурге, на севере России. Очень большой минус, что театр не выезжает на гастроли. Актеру нужны свежие впечатления, новый город, другой зритель. Мы, в Пскове, к сожалению, этого давно лишены. Вот уже полтора десятка лет мы варимся в собственном соку. И, конечно, это плохо. Возвращаясь к разговору о нынешнем состоянии театра, должен признать, что нам критически не хватает творческих поездок. Не знаю, от кого это зависит, - от наших властей или спонсоров. И это картина, характерная вообще для провинциального театра. У меня многие однокурсники работают в провинциальных театрах, и они тоже в основном сидят в своих городах. А выезжают только те актеры, которые способны сами что-то инициировать и организовать.

- И все же, если сравнивать с другими провинциальными городами, сравнение не в нашу пользу?

- Я люблю сравнивать с Вологдой, потому что масштабы города сопоставимы с псковскими. Представьте, там 5 театров – драматический, юного зрителя, камерный, театр кукол, музыкальный. А у нас, кроме театра кукол, - всего один, наш, Пушкинский. Поэтому у нас нет конкуренции между театрами, нет альтернативы, - ни для артистов, ни для зрителей. Там, вообще, культурная аура другая. Там губернатор, насколько я слышал, доплачивает работникам культуры еще одну зарплату из регионального бюджета, понимая, что зарплаты в этой сфере очень маленькие. У них очень мощная интеллигенция, например, сильная писательская организация, интересные художники. Дом актера у вологодских театралов есть, они там собираются, делают капустники. На всего этого не хватает в Пскове.

- Печально.

- Да. Взять даже молодых актеров. Из столичных актерских школ к нам не едут. Приезжают из провинциальных – из Нижнего Новгорода или Ярославля. Вот селят молодого актера в общежитие, зарплата мизерная. Он только-только становится на ноги, творчески не окреп, а тут такое испытание. И, увы, никакой поддержки. Быт не обустроен, творчество – под вопросом. Что ему делать? Поэтому молодежь из профессиональных училищ у нас не держится. Один сезон в лучшем случае, и все уезжают. Приходится брать людей случайных, без образования, или с неполным образованием колледжа искусств. В результате мы культивируем дилетантизм на псковской сцене. Люди привыкают к этому дилетантизму, не ставят перед собой высоких художественных задач. Молодые это понимают и уезжают. И лично я не знаю, как с этим бороться.

- И при этом на некоторых псковских сайтах появляются анонимные статейки неких «инсайдеров» из театра.

- Вот это очень горько и обидно. Была в Интернете полемика, дурацкая, циничная и похабная. Она раздевает весь уровень этой публики. Ненароком задумаешься: «А для кого ты работаешь?». Неужели, для этих, кто грязь льет. Если ты хочешь помочь театру, а не навредить, так ты приди, - сядем в гримерке и поговорим.

- Ну да, хочет он помочь...

- Да, это не помощь, а какое-то циничное выпячивание себя. Самоутверждение себя за счет обгаживания других. Я никогда в эти полемики не лез, потому что актер должен быть доказателен на сцене. Мы должны укрупнять свою профессию, дорожить ее, а не сводить к грязному базару.

- Используя старое выражение, можно сказать, что Сергей Попков - это «последний из могикан» на псковской профессиональной сцене.

- Увы, осталось несколько старичков, на которых мы молимся, дай им Бог здоровья, чтобы они дольше протянули. Когда я был молодым актером, то за кулисами ходил на цыпочках. Смотрел, как работают Порошин, Крамер, Новохижин. Я подсматривал, анализировал, старался понять, буквально - как они дыхание распределяют, фразу кладут, чем берут и зрителя цепляют, как они темперамент свой включают? Сейчас у нас этой школы нет. На пальцах можно пересчитать актеров среднего поколения, а молодежь... Я не хочу никого обижать, но хороший человек – это не профессия. У нас даже самообразованием никто не занимается, видно, что никто ничего не читает, все пустые ходят.

- И все же, как привлечь зрителя в псковский театр?

- Число людей, которые ходят в театр у нас в Пскове, не так велико. И чтобы этого зрителя привлечь, мы должны кормить его премьерами. Получается, что мы обслуживаем небольшую часть зрителя, а в итоге есть опасность, что получится своего рода конвейер, а искусство уйдет. Парадоксальная ситуация, но это так. Сейчас торжествует потребительское отношение к театру: ну, давай-давай, развлекай! Какая-нибудь столичная антреприза приезжает, без декорации, чистый чёс, а у нас аншлаг. А даже на премьере своего театра – неполный зал. Серьезных психологических спектаклей никто не везет, одни водевильчики. И вот получается такой перекос в сторону чистого развлечения.

- И что дальше?

- Дальше – жить, а там посмотрим. Мы ведь не знаем, как завтра жизнь повернется? Может, ангажементы из кино. Не все же начинают сниматься в двадцать лет. Многие приходят в кино в зрелом возрасте, как тот же наш псковский Валерий Порошин. У каждого актера своя судьба.        

Беседовал Александр Донецкий       

 

 
опрос
В России вновь спорят о возможности захоронения тела Ленина. Ваше мнение на этот счет?
В опросе приняло участие 915 человек
Лента новостей
Последние новости