Новости партнеров
Культура

Держи меня, соломинка…

23.04.2010 10:58|ПсковКомментариев: 0

Актерский Дневник  23.04.10.

Сегодня у нас в театре премьера. Позади первая встреча с пьесой, с ролью, когда, как в начале любого пути, вопросов больше, чем ответов, и пункт назначения рисуется лишь в воображении. Спектакль о войне. В дни юбилея Победы выбор театра оправдан, понятен, мотивирован. Но как отыскать живое слово там, где нагромождение дежурных фраз и стандартных формул упрямо не дает пробиться к сути того, что произошло в те «сороковые-роковые»? Вот и сейчас напрашивается стереотип: о войне уже, кажется, сказано всё. А может, всё, да не всё? Остается одно – постараться, хотя бы для себя, заново осознать, что есть для человека война, - для меня, для другого - такого же, как я. И что есть Победа в такой войне для такой страны.

Псков

Взять, к примеру, то, как в прошедшие 65 лет менялось отношение к празднику Победы. Молодым судить трудно, а я помню, как в 70-е, в годы учения в театральном институте в Москве, мы каждое 9 мая ходили к Большому театру – традиционному месту встречи ветеранов. Веселье, смех, радость встречи людей в гимнастерках, кителях, пилотках, бескозырках, блеск майского солнца на медалях, обвал цветов. Мы тоже шли с цветами, чтобы раздать их этим веселым, открытым, здоровым людям. Под написанными от руки табличками с номерами и названиями дивизий, соединений и проч. собирались довольно большие группы, встречались друзья. Военных парадов в День Победы в ту пору еще не было. Это был праздник тех, кто эту Победу сотворил, и мы их поздравляли. Постепенно, с открытием мемориала у Кремлевской стены, праздник становился все более государственным. Но главные перемены начались с распадом СССР, когда рухнула, как рушится всякая ложь, идеология построения коммунизма, ничего не оставив взамен. Тогда-то и стало возрастать значение Дня Победы до национальной объединяющей идеи, без которой ни государству, ни обществу не жить, - значение, достигшее теперь своего апогея. Сейчас Победа 45-го – это вершина взлета национального духа, единства, светоч и надежда: смогли тогда – сможем и сейчас, и завтра, и всегда, - несмотря ни на какие провалы – экономические, социальные, моральные, - коих не миновала нынешняя Россия. Сейчас Победа – спасательный круг нации. И все же нет-нет, а забредет с опаской мысль: а не обратится ли она в соломинку? Способна ли национальная идея выжить, опираясь только на прошлое? Ведь должно быть еще что-то незыблемое, на все времена…

В одном из последних интервью Александр Исаевич Солженицын, говоря о национальной идее, процитировал графа Шувалова, который на вопрос Екатерины о смысле государства ответил: «А смысл государства, Ваше Величество, один – сбережение народа». Человеческая жизнь – вот та незыблемая ценность на все времена, которая и должна быть главным ориентиром для всех и каждого. Которая и стала главной звенящей темой нашего посвященного Победе спектакля – «Не покидай меня» по пьесе белорусского писателя Алексея Дударева.

Сценическое изложение отстроено режиссером Вадимом Радуном так, что зритель невольно всматривается, какими они были живыми и как могли бы жить эти четверо совсем юных девчонок, одевших гимнастерки, принесенных в жертву началу Белорусской наступательной операции: Вероника Кремис (Валентина Банакова), Аля Ладысева (Наталья Бульканова), Зинаида Батян (Ксения Хромова), Ядвига Гурская (Наталья Петрова). Потому и превращается  из жесткого командира разведгруппы в родного отца капитан Михасёв (Сергей Попков), ведя их и идя вместе с ними на смерть: «Девочки, родные!.. Мы выживем, выживем!.. Я за вас всей Германии, всем гансам и фрицам глотки перегрызу!..»

Самое глубокое и, на мой взгляд, вполне обоснованное режиссерское вмешательство претерпел мой персонаж – Полковник (автор не дает ему собственного имени). Собственно Полковника зритель и не увидит. Увидит вполне сегодняшнего человека (историка, журналиста, писателя, - назовите, как хотите), который, роясь в реликвиях, оставшихся после этого самого Полковника, наткнется на его дневник, начинающийся странными словами: «Каждый раз при воспоминании о тех днях меня не оставляет чувство вины…» И – почти в самом начале – послевоенное шестистишие Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Стихи из дневника Полковника (их нет в пьесе) еще будут звучать в спектакле, расширяя контекст повествования, придавая ему объемность осмысления событий, заставляя моего героя с каждой новой страницей дневника все глубже ощущать себя в шкуре начальника разведотдела, отправившего группу на страшное задание:

Земля прозрачнее стекла,

В ней видно всё – кого убили

И кто убил: на мертвой пыли

Горит печать добра и зла…   /А. Тарковский/

Так, благодаря Дню Победы, который пока еще держит нас на плаву,  от «за ценой не постоим» мы, через осознание этой цены, вырастаем до самых непреходящих ценностей.

Вик. Яковлев

 

 
опрос
Подаете ли вы деньги «на благотворительность» молодым людям с прозрачными ящиками на улицах Пскова?
В опросе приняло участие 403 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.