Сегодня: Четверг, 24 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
За школьные парты со здоровой спиной! Знаем проблемы - видим решение! Руки вверх! Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Консультации врача бесплатно У ребенка мерзнут ноги: что делать? Шансон Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Вся правда о подкупе избирателей Стадион в Острове Шок-цена на новостройку Фестиваль Аренда Выставка «Здравствуй, школа!» Непогода нынче в моде



Александр Шершнев: Знаки судьбы

11.08.2010 13:41 ПЛН, Псков

Все подтвердилось, как встарь. Чтобы пропеть талантливому человеку осанну, нужно его сперва угробить. И угробили. Вольно или невольно. Потому что жизнерадостный и не склонный к черной меланхолии Александр Шершнев по всем жизненным показателям должен был жить долго. А получилось, что прожил до обидного мало, уйдя в самом расцвете творческого дара.

Псков

Хотя он многое успел. Работая вслед за своим любимым учителем Валентином Васильевым в технике гравюры, изготавливал великолепные серии на любые темы, предпочитая городской, разумеется, псковский пейзаж, Пушкина и фривольные мотивы, всех этих пышнотелых дамочек, щедро демонстрирующих свои прелести.

А еще – искусство экслибриса, в котором Шершнев поистине достиг совершенства. Гениальные миниатюры поражают емкостью и оригинальностью замысла.

И всякому профессионалу понятно, что суть здесь не только во всемирной отзывчивости таланта, но и в скрупулезном внимании к чужому, в пристальном отслеживании самых актуальных тенденций. Самородок был не так прост, как хотел бы казаться. И это притом, что традиционная гравюра постепенно уходила и уходит из практики художников, подменяясь достижениями современной полиграфии и фотошопа.

Псков

Мне лично понятна приверженность Александра Валентиновича к гравюре: ведь это, если вдуматься, сразу и произведение искусства, и публикация, причем в авторском тираже. Кто из нас не мечтал быть сразу и автором и собственным издателем? А граверу дана подобная свобода. Что касается тонкостей этого древнего искусства, то об этом написаны тома, и повторять общеизвестные штампы не будем.

Важно, что 10 августа Александру Валентиновичу Шершневу исполнилось бы 56 лет, и по этому радостно-скорбному поводу Псковский музей-заповедник (не без деятельного участия дочери художника Варвары Пааль) организовал в уютном зале Дома Массона небольшую, но шикарную выставку.

К выставке был выпущен симпатичный каталог (что в наше время редкость) со статьей Натальи Богомоловой. Искусствовед и друг Владимир Галицкий эксклюзивно представил свое эссе о Шершневе «Цвет серебра». А знаменитый московский художник Анатолий Кулинич (увы, с двухгодичным запозданием) привез Шершневу знак профессионального признания – Диплом Российской Академии художеств, которым награжден Шершнев за вклад в искусство. Получается, посмертно.

Псков

- Художник-то на самом деле хороший, замечательный, но мало того, он еще и человек чудный, – Сказал Анатолий Кулинич в интервью Псковской Ленте Новостей. – Прошло практически два года, и когда появляешься в городе, Саши явно не хватает. Чувствуется, что нету Саши. Эта вечная улыбка, направо-налево со всеми здоровается, весь город его знает, все любят его, он любит всех. Это была, конечно, сказка! Я до того, как он стал председателем Псковского Союза художников его лично не знал, и познакомился сразу после инаугурации. Саша был немного «тяжеловат», но все равно все как-то легко завертелось: общение, совместные проекты... Все было просто замечательно, и, прежде всего потому, что он ко всему человек – открытый. И это видно даже по его работам, где нет этой модной сейчас мудрености, замысловатости. Не было у Шершнева мудрствования, которого на самом деле нет в природе, и не понятно, необходимо ли оно самому художнику, людям или искусству. У Шершнева все четко, конкретно, понятно. То, что он пользовался различными приемами и техниками, свидетельствовало, что он очень грамотный, образованный человек, и так и должно было быть, потому что без нужного знания он никогда не сделал бы своих этих остроумных и изящных вещей в искусстве. И жаль только, что так рано все закончилось. И думаю, что он еще много чего напридумывал бы и наделал бы! Но даже за то короткое время, пока он был председателем, абсолютно изменилась выставочная жизнь Союза. И в силу своей душевной открытости ему удавалось то, чего другим редко удается. И весь цвет московской графики был здесь. А почему? Потому что Саша был здесь. – Подчеркнул Анатолий Кулинич и добавил: - Ну, а то, что он оставил нам, совершенно замечательно, что и отмечено специальным Дипломом Президиума Академии художеств России. А это очень серьезная награда, знак признания «аксакалов» от искусства.

Псков

- Выставка задумывалась давно, но так получилось, что сложилась только сейчас. – Отметила дочь художника Варвара Пааль, день рождения которой, кстати говоря, тоже приходится на 10 августа. – Отец – график уникальный. Таких немного, особенно в Пскове. Человек, которого, наверное, знал каждый пскович. Поэтому выставка должна была состояться, и вот, благодаря музею-заповеднику, она состоялась. В интересе к выставке сказывается и личность автора, и абсолютный профессионализм человека, который формально не имел профессионального образования, а был талантливым самоучкой. И потом я еще хотела, чтобы это была все-таки по преимуществу выставка экслибрисов. Потому что экслибрис – это личный знак человека, книжный знак. А он никогда не работал на заказ. Когда человек приходил и говорил: «сделай меня красивым, великим и могучим», то он всегда делал экслибрисы людей такими, какими он их видел, порой для них же самих эти экслибрисы были неожиданны и удивительны. Сейчас, когда прошли годы, смотришь на эти экслибрисы и удивляешься, насколько точно переданы люди, их характеры и судьбы.       

Вообще церемонии открытия часто изобилуют пышными, но пустыми, формальными фразами, однако на сей раз на вернисаж пришли люди далеко не случайные, и фальшивых речей почти не звучало, даже из уст чиновников.

Но особенно проникновенно и искренно высказались, разумеется, близкие друзья:

Псков

- Я часто вспоминаю Шершнёва, проходя мимо его дома на улице Горького. В его окна всегда можно было постучать. - Поделился воспоминаниями и размышлениями искусствовед Владимир Галицкий, собравший в своей коллекции ценную часть наследия художника. – Саша позволил мне познавать процесс создания гравюры. Он был консервативным художником, в том смысле, что превыше всего ценил техническое совершенство. Конечно, на экслибрисы лучше смотреть, держа их в руках, при свете мерцающей свечи или забытой керосиновой лампы, но и так тоже можно. – Закончил свое выступление Владимир Галицкий, показав на стены, на которых под стеклом притаились по-настоящему неизъяснимые знаки людских судеб.

Неизъяснимые - потому, что если в искусстве не содержится какой-то загадки, даже тайны, то это не совсем искусство, а простое ремесленничество. Шершнев же владел энигматичностью изображений, на первый взгляд, самых элементарных, направленных в лоб или к живому инстинкту. Но даже его обнаженные фемины всегда имеют в свих формах и складках какую-то загадочность Моны Лизы.

Что до экслибрисов, то от некоторых иногда просто немеешь, чуть не оторопь берет: как возможно такое? На столь маленьком пространстве и столь минималистскими средствами достичь такого потрясающего эффекта?

И это ли не знак истинного таланта, который, как говорится, навсегда?

Саша Донецкий   

Источник: Псковская Лента Новостей





 

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Loading...


Голосование

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31