Сегодня: Вторник, 22 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Непогода нынче в моде Выставка «Здравствуй, школа!» Шансон Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Аренда Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Вся правда о подкупе избирателей Руки вверх! Квартиры от муниципального застройщика Стадион в Острове Фестиваль За школьные парты со здоровой спиной! «Лошадиное дело». Без масок и хлыстов Жаркие дебаты



«Край»: Баня, бабы, запотевший пузырь

26.09.2010 23:18 ПЛН, Псков

А еще лесоповал, мордобой и паровозы. У модного Бегбедера в его романе о России под поезд, следующий из Москвы в Петербург, то и дело попадают медведи и мужики в каракулевых шапках, что простительно для француза, изучающего русскую экзотику из окна вагона.

Псков

Но когда медведя делает символом дремучести и заброшенности отечественный режиссер, сразу прочитывается желание угодить стереотипам западного зрителя. Этеншн, плиз! Русские «экзоты» на экспорт.

Обойтись без медведя никак нельзя, как и без огромных бутылей с мутной самогонкой, без бани с дерущимися голыми бабами, без сексуальной сцены, где любить по-русски, значит рычать зверем и насиловать, но такова уж Русь, вернее, Сибирь, поселок с символическим названием «Край».

Последнее творение Алексея Учителя вполне может взять премию «Оскар», потому что, пожалуй, «Край» одна из самых удачных попыток (если не единственная) сделать настоящий русский «блокбастер», в том особом смысле, в каком у нас понимают этот термин: то есть кино так называемого «большого стиля» с закосом под Голливуд.

Здесь есть все от американского кино: крутой герой-одиночка, любовь и страсть, острый конфликт, дух соперничества, суровая природа, преодоление невыносимых обстоятельств, драма и смерть. Плюс к тому какой-никакой хэппи-энд. И все это перенесено в 1945-й год, в бескрайнюю Сибирь, заповедную глушь, на край земли, где даже железнодорожные рельсы кончаются, а из обитателей только медведь, спившийся абориген, не то эвенк, не то чукча (неподражаемый Александр Башаров), да ссыльные «враги народа» под присмотром однорукого начальника станции (комиковатый Алексей Горбунов).

«Враги народа» живут в бараке, сообща хлебают свою баланду, глушат самогон и валят лес, который отправляют на большую землю единственным видом транспорта - железнодорожным. И вот в это гиблое место приходит солдат-победитель, танкист, оставивший свою подпись на стенах Рейхстага, бывший машинист поезда Игнат (харизматичный и мускулистый Владимир Машков), у которого по жизни одна мечта - работать «водителем паровоза».

Псков

Мачо Игнат тут же уводит у нерадивого Степана (рефлексирующий Вячеслав Крикунов) не только паровоз, но и любимую, с пятым размером бюста, женщину Софью (органичная Юлия Пересильд), по легенде нажившую своего ребенка Пашку в плену от немца, и за этот «проступок» сосланную в Сибирь.

Сцена любви между Игнатом и Софьей решена в брутальной манере: выпив самогонки и потушив свет в каморке, где находится еще и ребенок, пара предается любовным утехам, больше похожим на сношение диких зверей или изнасилование, но такова уж, повторимся, Русь.

Несмотря на то, что у Игната из-за контузии случаются мозговые припадки наподобие эпилептических, чертей в нем, по признанию героини, все равно больше, потому она и дает отставку предыдущему хахалю. 

Степан, желая отомстить сопернику, сворачивает в кабине Игнатова паровоза какой-то важный вентиль, и, когда Игнат, на спор, выходит на «встречку», соревнуясь в скорости с паровозом армянина Саркисяна, колоритно жарящего яичницу прямо на железе топки, предательский вентиль срывает паром. Ошпаренный помощник машиниста вылетает из кабины, а Игнат - с работы, то бишь, из кабины любимого паровоза, и не попадает под трибунал исключительно потому, что в Крае, кроме однорукого начальника станции, никакой советской власти нет, а власть присутствует в образе какого-то мифического чекиста Фишмана, фамилией которого и кошмарит народ однорукий начальник: «Вот приедет Фишман, он вам покажет кузькину мать».

Разжалованный с должности машиниста, Игнат, между тем, узнает у пьяного чукчи, что где-то в тайге, за рекой, зарастает кустарником немецкий паровоз, оставленный в 1941-м году немецкими же инженерами, строившими в Крае мост и расстрелянными Фишманом «за саботаж». К поезду прилагается некий «мертвый человек», что живет по близости с паровозом, так что соваться в чащу Игнату абориген не советует. Но наш герой «мертвых на войне повидал», так что сам черт ему не брат, и он бесстрашно отправляется на поиски трофея.

И находит, да не один трофей, а целых два: рядом с паровозом обитает девушка Эльза (выписанная из германии Аньорка Штрехель), дочка погибшего инженера. Тут закручивается целый эпизод из серии: от ненависти до любви один шаг, даже минуя языковой барьер (ассоциация с «Кукушкой» Александра Рогожкина неизбежна). Ценой неимоверных сверхчеловеческих усилий, получая друг от друга в глаз или ударяя по яйцам, Эльза и Игнат сооружают через реку нечто вроде моста, и на предельной скорости они на ожившем паровозе проскакивают, казалось бы, непреодолимую преграду. Совместный труд и испытания сближают, и мелодрама из треугольника превращается в четырехугольник, поскольку, прибыв в поселок, Игнат проникается чувствами не только к вновь обретенному паровозу, но и к немецкой девушке, которую почему-то злобно ненавидит весь поселок, а не только ревнивица Софья, устраивающая драку с соперницей в бане. Сибирский  стриптиз с голыми бабами, понятное дело, опять в кадре, дабы потешить зрителя не только таежной экзотикой, но и суровой сибирской эротикой.

Медведь, появившийся в первых кадрах «Края», как чеховское ружье, «выстреливает» ближе к финалу. Нет, Миша не отнимает винтовку у пьяного аборигена, а, как Анна Каренина, попадает под поезд, и в качестве мяса двигает сюжет к эффектной развязке. Потому что кушать мясо медведя, по местным поверьям, плохая примета, но кто же будет прислушиваться к предупреждениям местного алкоголика?

Ссыльные с энтузиазмом готовят мясную похлебку на всех и устраивают пикник у железнодорожного полотна, глуша все ту же мутную самогонку и закусывая медвежатиной, когда на глаза им попадается паровоз Игната и Эльзы с вызывающим названием «Густав».

Псков

Начинается драка, а затем и неминуемый очистительный пожар, а здесь уже и до мифического Фишмана (убедительный Сергей Гармаш) недалеко, который приезжает на пожарище, чтобы всех построить, кого-то ткнуть в зубы, а кого-то и пристрелить. За этим у чекиста дело не встанет, и он, не задумываясь, как курицу в тире, пристреливает Софью, бросившуюся спасать своего, как оказалось, «немчуренка».

Тут и начинается русский бунт, но совсем не бессмысленный и не безобразный, а решенный чрезвычайно креативно – эффектной сценой паровозной гонки с преследованием, которая заканчивается мировым рекордом: Игнат на своем «Густаве» показал очередной рекорд скорости – 75- километров в час.

Остановившиеся в кадре паровозы пышут паром, чекист стреляет в направлении Игната, но мажет и получает спидометром по голове, отчего у него навсегда отшибает память. Жалкий и обиженный, Фишман садится на велосипед и катит по шпалам к своей простудившейся дочке, которая давно погибла на войне. Игнат и Эльза, прихватив спасенного Пашку, на дрезине пропадают в бесконечной тайге, чтобы жить.

Край – слово многозначное, это не только некая территория, но и граница, предел, максимум. Идея здесь считывается просто: Россия – страна, где люди вынуждены существовать на пределе, в состоянии тотального экстрима, и иного нам, дескать, не дано.

Алексей Учитель показал, что даже самый фантастический сюжет настоящему художнику не помеха. Авторам «Края» удалось то, что разучились делать отечественные режиссеры, а именно добиваться максимально аутентичной картинки, создавать художественно убедительную атмосферу в кадре.

Пусть все от начала до конца в «Крае» выдумано, гротескно и не отвечает даже минимальным принципам правдоподобия. Зато кино получилось чудное, невероятно энергичное, и с какой-то метафизической дуринкой: вроде все всерьез, ан нет, есть повод и для смеха.

Пусть и сквозь слезы, горючие, как самогон.

Саша Донецкий             

          

                

Источник: Псковская Лента Новостей





 

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Loading...


Голосование

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31