Сегодня: Пятница, 18 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Непогода нынче в моде Центр Бубновского теперь без выходных Шансон Квартиры от муниципального застройщика Руки вверх! Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Фестиваль Аренда Выставка «Здравствуй, школа!» Псковские автосервисы выбирают запчасти из Интернет-магазина «Глэдис» Жаркие дебаты «Лошадиное дело». Без масок и хлыстов Лучшая интерьерная печать в Пскове



Актерский дневник фестиваля. День первый: В ожидании Пушкина

07.02.2011 08:22 ПЛН, Псков

Псков

На торжественном открытии XVIII Пушкинского театрального фестиваля его бессменный руководитель-вдохновитель Владимир Рецептер заговорил о возрасте:

- Что такое 18-й фестиваль? Это значит, выросло новое поколение, и наши первые зрители уже своих детей привели на фестиваль. Происходит какое-то очень важное для нас движение времени. Поколения сменяют другу друга, а зал все равно полон... Это прекрасно, и дает надежду, что мы с вами будем неразлучны и в этом веке…

А мне, сегодня одному из зрителей, думалось: чего мы ждем от этого фестиваля? И тут же следующий вопрос: а «мы» - это кто? В зале много знакомых лиц, много совсем юных. Можно сказать, сложился особенный фестивальный зритель, и ему снова нужны театральные впечатления. И конечно – Пушкин. А вот и коллеги, актеры нашего театра. И здесь – одни и те же лица – Нина Семенова, Эдуард Золотавин, кое-кто из молодых. Одни и те же ходят, одни и те же не ходят. Для актера фестиваль – школа, всегда есть чему поучиться. У хороших актеров – тому, как надо играть, у плохих – как не надо. В настоящем творчестве учеба, школа не кончается никогда, и новые впечатления нужны как воздух. И конечно – Пушкин. Его душа, его гений, его живое слово. Всех нас, таких разных, собрал воедино и продолжает собирать Пушкин, "наше всё", как воскликнул некогда Аполлон Григорьев.

И конечно, театр с его нечаянностью происходящего. Даже если это – в который уже раз на фестивале! – опера «Евгений Онегин». В антракте короткий разговор с Рецептером. Он – в благодушнейшем расположении от первого акта, хорошего оркестра, зрительского приема. Озорно, с подмигом, спрашивает:

- Как думаешь, чем кончится?

- Ну, вы же знаете, чем кончается «Онегин»…

- Так ведь и все знают! А смотрят, слушают, включаются, переживают. И выходит, знают, да не знают, - вот тебе и театр!

Да, в этом и есть главный театральный секрет, живой источник, который весь ХХ век сводил на «нет» пророчества о гибели театра сначала из-за кинематографа, потом телевидения. На мастерстве актера педагоги говорили нам об одном из обязательных условий существования на сцене: «Вы должны не знать, чем кончится игра!» При этом «не знать», конечно, должно стоят в кавычках. И хотя наш фестиваль переживает сейчас свои не самые звездные часы, мы вправе ждать и ждем от него новых театральных откровений и всегда нового для нас Пушкина.

- Но, Владимир Эммануилович, вы всегда на страже каждой пушкинской строки, каждого слова, ежели кто посягнет. А Чайковский с соавтором либретто Шиловским таких вольностей напустили! И ария Гремина, и куплеты Трике, которых у Пушкина нет и в помине, да и текста там дописано – Пушкину и не снилось…

- Ах! – отмахнулся Рецептер, - Об этом давно уже всё переговорено. Но ведь музыка! Музыка! Ничто так не возносит человека! А что до вольностей – их у сегодняшних режиссеров столько, такое вытворяют…

Действительно, музыка! Полнокровное звучание оркестра (дирижер Ярослав Ткаленко) в сочетании с голосами солистов Центра оперного пения Галины Вишневской (Москва) захватили зал. Авторы спектакля (режиссер-постановщик Андрис Лиепа) остались верны твердому намерению композитора доверить первое исполнение оперы молодым – студентам консерватории, приближенным по возрасту к своим героям. (После премьеры со студентами он писал Надежде фон Мекк: «Как опошлится прелестная картина Пушкина, когда она перенесется на сцену с ее рутиной, с ее ветеранами и ветераншами, которые безо всякого стыда берутся за роли шестнадцатилетних девушек и безбородых юношей…») Были и задумчивое юное очарование Татьяны (Екатерина Миронычева), и неудержимая влюбленность Ленского (Станислав Мостовой), и холодное благородство, а потом безнадежная страсть Онегина (Константин Бржинский). Они просто не могли оставить зал равнодушным, и зал, помимо аплодисментов после каждой картины, отблагодарил их бурной овацией в финале.

Тактично и стильно оформление спектакля (художник Анна Нежная), точно создающее фон и настроение без малейшего посягательства на сценическое действие. Места действия обозначены меняющимися полотнами задников, с тонкой, почти пастельной графикой усадьбы Лариных, окна в спальне Татьяны, сельской гостиной и петербургской залы. На кулисах – фигурки и бегущие строки пушкинских рукописей. Но главное «действующие лицо» оформления, его смысловой центр – суперзанавес, закрывающийся в конце каждой из семи картин. На нем два графических портрета – знакомый, игриво набросанный профиль Пушкина и углубленный в себя Чайковский, а между ними – те же пушкинские строки, но уже набежавшие на нотный стан. "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал, как мог", - писал Чайковский.

Снова и снова переложить Пушкина на язык своей души, снова сверить себя с ним, - в этом, наверное, и есть главное ожидание фестиваля.

Вик. Яковлев

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
XVIII Пушкинский театральный фестиваль


 

Беспокоит ли вас продление Западом санкций против России?












Loading...


Голосование

Беспокоит ли вас продление Западом санкций против России?












Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31