Новости партнеров
ЖКХ / Инфраструктура

Заткнуть фонтан. Как работает аварийно-диспетчерская служба «Горводоканала»

30.06.2014 12:32|ПсковКомментариев: 1

Если в кране внезапно нет воды, то причин тому может быть множество. Но первая, что приходит нам в голову: авария! К тому же она самая вероятная. И звоним мы либо в управляющую компанию, либо сразу в аварийно-диспетчерскую службу МП. г. Пскова «Горводоканал», с работой которой мы на этой неделе познакомились изнутри. И это оказалось весьма любопытно.

Хотя у начальника службы Антона Карпова наш интерес вызывал, скорее, удивление: «Мы не космонавты, не разведчики. В нашей работе романтики нет. Зато есть грязь, сырость. Колодец, водопроводная камера, в которых работают наши бригады, - это не сухие, теплые, хорошо проветриваемые помещения. Ведь мы - аварийная служба, если нас вызвали, значит, где-то течет. Значит, надо производить откачку, а потом в грязи по колено утечку устранять. Что же тут интересного?»

Здесь редко бывает тихо

Но при этом Антон Владимирович признает, что коллектив у него укомплектован полностью, кадрового голода нет, все сотрудники - крепкие профессионалы. Грех жаловаться! Он и сам, как говорится, прошел путь: работал и мастером задвижников, и мастером по раскопке, за телефоном сидел почти три года - диспетчером был. 

Начальник смены АДС работает 12 часов в сутки

Сегодня аварийно-диспетчерская служба - это 5 начальников смены, работающих по 12 часов, и две ремонтные бригады, которые работают посменно с 08.00 до 17.00, если не происходит ничего чрезвычайного.  Бригада из пяти человек состоит в непосредственном оперативном подчинении у начальника смены: они являются его глазами, ушами и руками.

И если в диспетчерской относительно тихо, телефон не разрывается, то это очень хорошо! Потому что, если телефон молчит, а слесари в комнате отдыха, например,  книжки читают, это значит, что с водой в Пскове у всех всё хорошо.

Но, к сожалению, так не бывает. Вот и в день нашего знакомства со службой затишье оказалось обманчивым: день начался напряженно, ни одну дежурившую  ремонтную бригаду мы на месте не застали - уже на выезде. «Здесь редко бывает тихо, - соглашается Антон Карпов. - Но это не значит, что мы имеем дело только с авариями.  У диспетчерской службы  ведь много функций, аварийка лишь одна из составляющих. Занимаемся мы и плановыми работами, и даже благоустройством: после любого вмешательства в городскую среду, приводим в порядок зеленую зону, тротуары, отмостки. Каждый объект сдается под акт благоустройства в Управление городского хозяйства или в управляющую компанию».

Жалобы в аварийно-диспетчерскую службу от граждан поступают самые разнообразные. В конце месяца, например, в АДС в 50% случаев звонят псковичи, желающие сообщить показания своих счетчиков. До абонентского-то отдела, который эти звонки принимает в режиме нон-стоп, сразу не дозвонишься, вот и звонят в аварийку: просят передать показания, чего диспетчер, конечно, сделать не может...

Эхо «лихих девяностых»

Но это в конце месяца. А в остальное время - звонки по существу. То есть по поводу протечек. Износ труб - главная причина аварий в Пскове. Причем самый проблемный район в Пскове - это Завеличье. Особенно дальнее, то есть новое. «Я могу пояснить почему: главная причина аварий - это сети, построенные в 90-е годы прошлого века. Честно заявляю, что в 90-е годы строили отвратительно. Трубы там проложены из низкой углеродистой стали, у них стенки несоответствующей толщины, частенько без изоляции. То есть был использован самый дешевый, самый некачественный материал. Плюс нарушения технологии при засыпке. А дома там стоят высотные, давление большое - от 4 до 5 атмосфер. Если перевести это на метры водяного столба, то 40-50 метров фонтан может вырваться, если случится протечка. Давление большое, а трубы плохие! Стальная труба должна служить по нормам 25 лет, а мы в  районе Рокоссовского копаем чаще, чем в районе улицы Некрасова, где трубы чуть ли не с довоенных времен лежат. Но там трубы чугунные, на них гарантия 59 лет. Сейчас, конечно, всё более-менее налаживается, застройщики стали больше работать с полиэтиленовыми трубами, они надежнее, гарантия 50 лет», - рассказывает Антон Владимирович.

И добавляет, что есть на Завеличье еще один фактор, создающий трудность в обслуживании сетей. Народ там живет большей частью молодой, очень нетерпеливый, сразу ставящий вопрос ребром: «У меня уже полчаса нет воды, за что я деньги плачу?» По наблюдениям аварийщиков, в Центре и на Запсковье клиент более вежлив и согласен ждать в разумных пределах. «Хотя всех можно понять. Людям наши внутренние трудности неинтересны: в пробки ли мы стоим, сломалось ли какое-то оборудование, или не можем сразу обнаружить место протечки - это наши проблемы, не их. А им нужна вода», - подчеркивает начальник аварийно-диспетчерской службы.

Еще одна большая опасность, которая угрожает бесперебойному водоснабжению людей, это аварии на электросетях. «Проблемы с электричеством для нас всегда страшны, - отмечает Антон Владимирович. - Во-первых, потому что это всегда внезапно, и мы никого не можем оповестить заранее. А если «удар» пришелся на первый цех, головную станцию, то проблемы сразу ощутит весь город. И потом наша служба ездит по городу, проверяет десятки насосных станций, включает их. Люди хотят сразу получить свою воду, а бригада одна... И с Завеличья на Запсковье мгновенно не перенесешься. Во-вторых, электрический скачок - это гидроудар по сетям. Каждый гидроудар - это утечка, причем последствия могут проявиться и в течение недели, и в течение месяца. А еще это может быть 10-20 утечек, причем в разных концах города».

Хитрая вода

Беда еще в том, что утечки бывают скрытыми. В городе много  коммуникаций: канализация, ливневка, теплотрасса, кабельные каналы. И вода может не выходить наверх, а заполнять другие сети. «У нас однажды в центре была утечка, а «вышла» она только у реки Псковы на спуске Воровского и Гоголя, мы ее два дня искали. А недавний случай был на Конной, когда вода ушла по ливневке аж к берегу Великой в районе улицы Коммунальной. Работник предприятия там гулял с собакой, увидел, что из коллектора идет вода с запахом хлора. Начали искать - дошли до улицы Конной и Розы Люксембург, там нашли утечку. Вода - это всегда интересно, она логике не поддается», - поясняет Антон Владимирович.

Ему вообще есть, что вспомнить из 10-летней практики. Самая серьезная авария в Пскове на его памяти случилась лет восемь назад. Был прорыв на улице Вокзальной в районе заправки «Сургутнефтегаз»: 12 часов подряд, несмотря на все усилия ремонтников, там бил фонтан. И был он выше самой заправки. Тогда в ночь пришлось понижать давление на весь город.

Начальник аварийно-диспетчерской службы Антон Карпов: «На этом мониторе отображаются показания датчиков давления воды - со всех насосных станций Пскова»

«Это действительно было весьма запоминающееся событие. А так... Каждый день у нас веселый. Но многое и к лучшему меняется, прогресс не стоит на месте. Вот видите: у нас на большом экране отображаются показания датчиков давления воды - со всех насосных станций города Пскова. Станции сейчас все автоматизированы, на них стоят частотные преобразователи, поэтому сейчас уже нет провалов в девять часов вечера, когда все начинают мыться. По многим станциям мы видим расход воды, а значит, прямо с места диспетчера можно поймать утечку. Ведь если в каком-то месте в час уходило 6 кубов воды, а вдруг стало уходить 26 - то  всё понятно, можно выезжать. Появилось у нас и оборудование для поиска скрытых утечек, хотя даже с ним мы не всегда и не сразу попадаем в нужное место в нужное время. Но стараемся. Всё-таки работать стало удобнее, можно даже профилактически проверять некоторые водоводы, устанавливая там датчики звука - если тишина, утечек нет. Вода в трубах не сильно шумит», - поясняет начальник АДС.

И еще раз сам собой соглашается, что грех жаловаться: работа тяжелая, зато люди хорошие. Ну и ощущение того, что твоя работа очень нужна псковичам, тоже ведь кое-что стоит. Хотя самое правильное пожелание в адрес аварийно-диспетчерской службы - это чтоб работы у ее сотрудников было поменьше.

Марина Давыдова

Напоминаем телефон аварийно-диспетчерской службы МП г. Пскова «Горводоканал:

Телефон АДС: 79-20-60, 79-20-61.

ПЛН в телеграм
опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 319 человек
Лента новостей