Новости партнеров
Политика

Псковский волонтер штаба Навального: Активисты приезжали даже из Бостона

10.09.2013 10:54|ПсковКомментариев: 24

Известный псковский фотограф Евгений Клюев всю заключительную перед выборами мэра Москвы неделю провел в качестве волонтера штаба Алексея Навального. Зачем он, пскович, отправился агитировать на выборах мэра столицы, и чем московские выборы отличаются от псковских, он рассказал корреспонденту Псковской Ленты Новостей по возвращении из Москвы.

- Сразу скажу – дело не в Навальном: в стране должна быть сменяемость власти. Все это видят, все это понимают, все об этом говорят, но только на кухнях. Конечно, у многих к Алексею Навальному есть и претензии, и вопросы, но люди просто хотят видеть в политике новые лица.

Забавна сама история, как я попал в штаб к Навальному. Когда я в очередной раз чертыхался и махал руками перед компьютером, жена сказала: что ты руками машешь? Просто сделай то, что считаешь нужным. Я думал, она пошутила – оказалось, нет. Тогда я взял билеты на поезд и отправился в Москву, где четыре дня проработал в качестве волонтера.

- И в чем же были новшества и секреты предвыборной кампании Навального? Ее уже называют чуть ли не образчиком избирательных кампаний.

- Можно верить, можно – нет, но результат принесла умная команда и многочисленные волонтеры, которые работали не за деньги, а от души. И это было совсем другое качество работы. Ко мне в Москве подошел парень и спросил, можно ли газетки ему пораздавать. Я говорю: «можно, иди в штаб». Он спросил, сколько за это платят, а когда понял, что я работаю бесплатно, явно испытал культурный шок. Но мне показалось, что он не мысленно крутил пальцем у виска, а задумался, почему я и другие это делаем.

Так вот, люди работали бесплатно, работали с огоньком, а не как бабушки, которые с каменными лицами раздавали газету одного из кандидатов. Люди съезжались со всей европейской части страны, были даже представители Сибири, и даже из Бостона кто-то приехал. Мы, например, два дня проработали втроем: я, Данила – программист из Ульяновска, и Володя – из тамбовской деревни. Зачем они приехали? Они хотят изменить ситуацию в своих городах, но они понимают: пока не произойдет победа на крупных выборах – вроде президентских или московских – у них ничего не поменяется. Изменения должны прийти сверху.

- Так что особенного было в процессе агитации? Люди задавали вопросы? Шарахались, ругались, поддерживали?

- У нас лично не было никакой романтики. Я пришел в штаб, говорю: я готов работать. Нам дали планшеты для проведения социологических исследований – просто так дали, кстати: под расписку, но даже без паспорта. Это, мне кажется, было одним из главных показателей той атмосферы доверия, которая была в штабе. Там собрались люди, которым можно доверять.

Мы должны были заниматься опросами, но погода практически сломала всю социологию в последние несколько дней. После этого меня перекинули в метро, где мы раздавали газеты. Люди реагировали по-разному, но в целом газеты уходили как горячие пирожки – люди читали с удовольствием.

- Неужели им негде было про Навального прочитать, это же Москва: интернет…

- Далеко не все в Москве в интернете сидят. К тому же газет каждый раз были новые, там была уникальная в своем роде информация. Конечно, были те, кто морщился и говорил, что его это не интересует, кто-то говорил, что уже читал. Но в целом люди были открыты. Да и зависит от того, кто раздает газеты. Один мой коллега приехал к метро на солидной иномарке. Говорит, больше полугода в метро не был. Однако ему важно было принять участие в кампании и помочь.

После метро меня перебросили работать на «агитационных кубах» - таких приспособлениях, которые располагались на улицах города: в них хранилась литература, в них же можно было и отдохнуть незаметно. Те, кто работал на улицах, переговорили с огромным количеством людей, я же занимался обеспечением, так что с людьми поговорить времени практически не было.

- И тем не менее, на выборы пришло мало людей: явка немногим превысила 30%. С чем это было связано?

- В первую очередь, потому что никто не верит в возможность перемен, потому и не идут на выборы. Да и времени на агитацию было не так много. Явка явкой, но узнаваемость Навального за эти дни выросла на порядок.

- Ну а как же информация, что за раскруткой Навального стояли конкуренты Собянина или даже сам ВРИО мэра…

- Когда вот так спрашивают, кто стоит за Навальным, все в команде отвечают честно и просто: «мы». За ним на выборах стояла команда, которая в большей степени сделала этот результат.

- В общем-то, ничего экстраординарного, кроме большего, чем обычно, количества людей, в кампании не было. Так в чем же феномен, почему, например, в Пскове оппозиция не может такого сделать?

- Почему не может? Уверен, что может, но для этого нужно находить активистов и волонтеров, которые не просто приходят поработать на выборах, а реально готовы пойти за кандидатом. Я уверен, что разница только в этом. В Пскове нет такого человека. В избирательную кампанию готовы бы были подключиться десятки и сотни волонтеров, все ассоциируются с политикой старого образца или же с действующей властью. Если же простые люди – повторюсь – по собственному желанию выйдут на улицы, чтобы не отбыть номер, а говорить с гражданами, это будет иметь мощный эффект.

Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

Фото Евгения Клюева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 177 человек
Лента новостей