Коллегия министерства регионального развития пришла к выводу, что часть демократических институтов необходимо возвратить на муниципальный уровень, а распространение института «сити-менеджеров» следует приостановить, сообщает «Клуб регионов». Минрегион также уточнил перечень критериев для оценки деятельности губернаторов на местах, эту оценку, по мнению экспертов, давно пора применять на практике для принятия кадровых решений, в том числе при досрочном прекращении действия полномочий глав регионов.
Необходимость в наборе универсальных параметров оценки деятельности глав регионов возникла еще в 2004 году во время прямых губернаторских выборов. В июне 2007 года был издан указ президента РФ, в котором содержалось 43 пункта оценки, сведения по каждому из них каждый губернатор обязан предоставлять до 1 мая в виде доклада в министерство. Ведомство обязано подготовить и передать в правительство РФ доклад до 1 сентября каждого года.
Глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин сообщил, что на сегодняшний день система оценок деятельности губернаторов имеет скорее теоретический интерес, хотя при подведении итогов каждого года правительство и президент распределяет между губернаторами награды за достигнутые результаты. По мнению министра Басаргина, время обкатки этой системы подошло к концу, и настала пора введения ее в сферу практического применения. По мнению Басаргина, на практике это будет выглядеть как кадровые решения и стратегические решения относительно программ развития субъектов, федеральных округов и макрорегионов. Министр также выразил мнение, что оценки деятельности губернаторского корпуса на местах могут быть достаточным основанием для прекращения полномочий глав регионов или для введения внешнего финансового управления на территории, либо стимуляции финансирования из федерального бюджета.
Кроме того, на совещании глава Минрегионразвития Виктор Басаргин заявил, что пока не считает возможным дальнейшее распространение системы сити-менеджеров. «Сегодня прозвучала оценка, что практически не введен механизм ответственности сити-менеджеров за результаты своей работы. То есть мы разделили вроде бы власть, а ответственность сняли и с одного (сити-менеджера), и с другого (главы города)», - объяснил свою позицию Басаргин.
Политолог Михаил Тульский в интервью «Клубу Регионов» отметил, что сити-менеджеры - это самый худший вариант управления из тех, которые есть: «Формально сити-менеджера выбирает «Единая Россия», соответственно, ему надо только лишь угодить этой самой партии. У него нет никакой необходимости угождать избирателям, делать что-то хорошее в социально-экономическом плане. С точки зрения социально-экономического развития, конечно, надо этот институт ликвидировать».
Председатель комиссии по региональному развитию при Общественной палате РФ Леонид Давыдов считает, что проблема заключается не в институте сити-менеджеров, а в неисполнении существующего законодательства: «Можно подумать, что выбранные мэры всегда эффективны. Люди работают часто вопреки тем моделям, которые им даются. А эта так называемая вторая модель (сити-менеджер), она написана в законе о местном самоуправлении. Я думаю, что он (Виктор Басаргин) высказывался в том смысле, что те надежды, которые возлагали (на институт сити-менеджеров), они, может быть, не во всем оправдались, это я согласен. Но не более того». Давыдов добавил, что местное самоуправление является отдельной властью и горсоветы должны сами решать, какую модель применять в каждом конкретном муниципалитете.