В день памяти святого князя Владимира, 28 июля, который отмечается как День крещения Руси, по благословению патриарха Кирилла в храмах и монастырях всех епархий Русской церкви будет совершен колокольный звон, сообщает «Интерфакс».
В 12.00 по киевскому времени (13.00 мск) прозвучит благовест пяти лавр - Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Успенской Почаевской, Александро-Невской и Успенской Святогорской, сообщает сайт Московского патриархата.
Летом 2010 года День крещения Руси, установленный в память о святом князе Владимире, дополнил перечень памятных дат России. На Украине в праздничном календаре День крещения Киевской Руси появился в 2008 году.
Патриарх Кирилл, по традиции, отмечает этот праздник в Киеве. В этом году патриарший визит в украинскую столицу проходит 26-28 июля.
Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем святого князя Владимира, которого историки назвали Великим, Церковь - святым равноапостольным, народ же прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета; потом иноземцы из Рима от Папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи - иудаизм. Иудаизм Владимир не принял, ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (болгар волжско-камских) Владимиру не понравилась необходимостью совершать обрезание, запретом есть свинину и пить вино.
Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и Владимир слушал его с большим вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором было изображено судилище Господне. Справа стояли праведники, идущие в рай, а слева - грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева». «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», - сказал грек. Но Владимир отвечал: «Подожду еще немного», желая разузнать подробнее о всех верах.
Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, то великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души.
Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.
Крещение Руси объясняется целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью - основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.
Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Новая вера распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода; вправо и влево от этой линии, где жили племена, мало подчиненные киевскому князю, она распространялась слабо. Далеко не так успешно и быстро распространялось христианство на севере Руси.
Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий - например, в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро‑Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Просветителем их был в ХII веке преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.
Скончался святой равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 году в селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви в Киеве. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его - великим князем Ярославом Мудрым.
Князь Владимир был приравнен Православной церковью к лику святых и назван равноапостольным.
Празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года с помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.