Новости партнеров
Общество

«Нечто формально правильное, а по сути издевательство»

30.01.2013 17:44|ПсковКомментариев: 73

Многодетную маму из Дедовичей обязали вернуть половину материнского капитала - 165 500 рублей - по причине «нецелевого использования». Анна Никитина купила дом, забрав из Пенсионного фонда всю сумму материнского капитала, 338,8 тысяч, однако часть продавец вернул наличными обратно. «Эти деньги Никитина потратила на приобретение мебели, питание и текущие расходы семьи», - сухо сообщил пресс-релиз областной прокуратуры. Суд, признав женщину виновной по статье 159 УК РФ (мошенничество), приговорил ее также к штрафу в 5 тысяч рублей. «Теперь буду копить…» - говорит Анна.

В семье Никитиных четверо детей. Самый младший родился совсем недавно. Анна до декрета нигде не работала, так что источник дохода у нее один - пособие по уходу за детьми до полутора лет. В общей сложности получается около 6600 руб. в месяц. Муж зарабатывает нерегулярно, «подработками» - обычная история в провинции: «Работы у нас в поселке практически нет».

Никитины – типичная российская семья из небольшого рабочего поселка. Бедная, но зато дружная. «Даже если в семье нет денег, мы не скандалим. Мы восемь лет вместе, за это время, ну, может быть, два-три раза ругались», - рассказывает Анна. Я спросила ее про атмосферу в семье, потому что раньше успела узнать: история о растрате материнского капитала вышла на свет на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Разумеется, в голове всплывает штамп - «неблагополучная семья»? Как получилось так, что ими заинтересовалась эта комиссия?

«Все началось с того, что мы залили соседку…». Семья из шести человек снимает квартиру на пятом этаже. Состояние жилого фонда - судя по всему, столь же «типичное» как и уровень достатка. Когда Никитины въезжали в квартиру - обнаружили протекающую ванну, отремонтировали ее. «Недавно потек туалет». «К нам прибежала соседка, сказала, что мы ее залили», - рассказывает Анна, но тут же выражает сомнение в своей вине - соседка живет этажом ниже, но по диагонали, не прямо под ними: «У меня ощущение, что потек стояк. А это уже коммунальные службы должны были разбираться, но они разбираться не стали».

- А почему комиссия по делам несовершеннолетних?

- Ну потому что бардак… вот из-за этого.

Соседка, заглянув в квартиру, где живет многодетная семья, обнаружила вполне предсказуемый беспорядок. Есть такая поговорка: убираться в квартире, где есть дети, все равно что чистить снег во время снегопада. Да, говорит мама, стараясь по телефону перекрыть детские вопли, у меня в квартире бардак, не отрицаю – но что поделать, это дети: «Бардак будет по любому, каждые пять минут я не буду его убирать!» Соседка (обозленная, напомним, протекшим потолком) подняла на уши всех – и администрацию, и соцзащиту, и милицию. В том числе, Анну вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних. А там уже стали расспрашивать: почему вы живете в съемной квартире, почему не в доме – вы же недавно покупали дом… На заседании присутствовал и представитель прокуратуры, он заподозрил нарушение закона. Последующая проверка подтвердила – да, только половина материнского капитала, полученного Анной в 2011 году, была потрачена целевым образом, на покупку дома. Продавец любезно предоставил следователям все расписки, подтверждающие «мошенничество».

- Анна, а на что вы тратили те 165 тысяч?

- Ну, вообще, я потратила их на детей. Я покупала вещи детям, питание, мебель. Мы купили большой диван, кровать двухъярусную. А остальное – жили на эти деньги, то есть я кормила детей, обувала-одевала…

Легко себе представить, как должен выглядеть дом, который стоит около 170 тысяч. Анна Никитина уверяет, что по-честному собиралась в нем жить, потратив оставшуюся часть маткапитала на ремонт: «Я и со строителями разговаривала, хотела делать ремонт. Но строители мне сказали: тебе этих денег все равно мало, это только на фундамент». Вдобавок  примерно в то же время «кровати у детей "полетели"» - «И мне пришлось покупать мебель, чтобы у меня дети на полу не спали». В общем, все одно к одному.

Теперь у Анны есть судимость по уголовной статье – «мошенничество», к тому же придется копить деньги сначала на пятитысячный штраф, потом на компенсацию ущерба. Постараюсь, говорит, устроиться на работу, муж, в принципе, справляется с детьми. Или муж пойдет работать…

Для семьи Анны Никитиной, многодетной и безработной, 165 тысяч рублей – это большие деньги. Достаточно большие, чтобы рискнуть и пойти на формальное нарушение закона. Именно формальное, потому что по сути деньги были потрачены совершенно целевым образом – на нужды семьи. Честно говоря, я никак не могу понять, какой ущерб нанесла Анна государству, потратив средства материнского капитала на еду, одежду и мебель для своих детей.  

В общем, ровно тот случай, о котором говорил В.И. Ленин: «…нечто формально правильное, а по сути издевательство». Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - гордость правящей партии, правительства и президента. На него ссылаются лидеры государства, рассказывая о росте численности населения России «впервые за последние двадцать лет», при этом игнорируя объективные демографические законы. За материнским капиталом закрепилась слава самой эффективной меры социальной поддержки. По ту сторону этой славы – сотни случаев мошенничества, злоупотреблений или ошибок, которые случайно совершают вполне законопослушные люди.

Для хронически бедных людей 250 тысяч рублей в 2007 году и 408 тысяч в 2012-ом – это действительно большие деньги. Которые почти невозможно накопить в маленьких провинциальных городах, деревнях или поселках, особенно если в семье растут дети. Естественно, возникает желание получить эти деньги, обналичить, потратить на самые острые нужды – чтобы хоть какое-то время прожить нормально, без нищеты. Простое, казалось бы, человеческое желание, однако – уголовно наказуемое.

«Роди нам детей и мы дадим тебе денег, - говорит государство матери. - Но потратишь ты их только на то, на что мы разрешим. Нас не волнует, на что тебе действительно нужны деньги». Это не социальная поддержка, это глобальная социальная ложь. В России, при всем внимании к демографическим проблемам и социальной риторике руководства страны, так и не создана  система по-настоящему эффективной поддержки материнства и детства. Пример из Дедовичей, где мать четверых детей оказалась должна государству 25 своих ежемесячных доходов, прекрасная тому иллюстрация.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей