Псковские инвалиды-колясочники беспокоятся, будет ли у них возможность посещать набережную реки Великой после реконструкции. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе ОМСУ муниципального образования «Город Псков», эта и другие темы обсуждались на встрече главы Пскова Ивана Цецерского с псковичами с ограниченными возможностями.
В мероприятии приняли участие заместитель главы города Наталия Соколова, заместитель главы администрации Пскова Геннадий Барышников, руководители ряда структур администрации Пскова, начальник территориального управления социальной защиты населения Пскова Наталья Хачапуридзе, председатель ООИП ВОИ Валентин Иванов и инвалиды-колясочники Валерий Иванов, Марина Борисенкова и Ольга Огинская.
Открывая встречу, Иван Цецерский напомнил, что на заседании Попечительского совета Общественной организации инвалидов г.Пскова Всероссийского общества инвалидов (ООИП ВОИ) 18 января было принято решение о разработке муниципальной программы, ориентированной на поддержку инвалидов. Тем не менее, есть ряд вопросов, в решении которых людям с ограниченными возможностями требуется содействие городских властей.
Заместитель главы города Наталия Соколова озвучила ряд конкретных проблем, с которыми инвалиды-колясочники обратились в муниципалитет. Одна из них - работа социального такси. В Пскове хоть и действует услуга перевозки людей с ограниченными возможностями автомобилем со специально оборудованным для колясочников подъемником, но это всего 1 машина на весь город, ей уже более 10 лет, а клиентами социального такси являются не только инвалиды, но и пожилые люди. Воспользоваться этой машиной каждый колясочник может всего лишь 3-4 раза в год.
«Проблема передвижения для нас - одна из самых злободневных», - посетовала Марина Борисенкова. «Если с поздней весны до ранней осени мы можем самостоятельно передвигаться по городу на колясках, то зимний период для большинства из нас - время изоляции», - рассказала она и предложила рассмотреть возможность заключения договоров с одной или несколькими компаниями, оказывающими услуги таксомоторных перевозок, о льготной перевозке инвалидов. В качестве примера подобного опыта был приведен Калининград, где коммерческая компания по договору с муниципалитетом осуществляет перевозку инвалидов с 50%-скидкой.
«Инвалиды половину стоимости поездки готовы оплачивать сами, лишь бы была такая возможность», - пояснил Председатель ООИП ВОИ Валентин Иванов и добавил, что зачастую один «поход» к врачу для человека с ограниченными возможностями оборачивается огромной проблемой, не говоря уже о посещении объектов культуры или присутственных мест. «В городе проживает порядка 800 человек, прикованных к инвалидным коляскам - и это не только взрослые, но и дети. Здесь не учтены еще и пожилые люди, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно передвигаться», - пояснил он.
В ходе обсуждения этой темы инвалиды-колясочники рассказали, что многие из них готовы сами водить автомобиль. «Среди нас достаточно молодых людей, которые хотели и могли бы сами водить автомобиль с ручным управлением, но проблема заключается в том, что в городе ни в одной автошколе нет учебного автомобиля, оборудованного ручным управлением и дублирующими педалями для инструктора. В связи с чем нет возможности человеку с ограниченными возможностями сдать экзамен по вождению в ГИБДД», - рассказала Ольга Огинская.
Обсуждая вопросы передвижения, собравшиеся коснулись еще одной важной темы - доступности объектов городской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Начальник территориального управления социальной защиты населения города Пскова Наталья Хачапуридзе рассказала, что в 2012 году в Пскове началась работа по паспортизации доступности социальных учреждений Пскова. «Мы уже проверили более 50 объектов - это аптеки, банки, учреждения здравоохранения и культуры - многим выписали предписания о необходимости оборудования пандусом», - сообщила она и пояснила, что работа эта сложная, поскольку многие учреждения арендуют занимаемые помещения, а штрафовать возможно только собственника помещения.
Заместитель директора по работе с инвалидами МБОУ ДОД ДЮСШ «Надежда» Галина Сорокина рассказала, что в прошлом году муниципалитет предоставил организации прекрасно оборудованное помещение на ул. Гагарина 5-а. «У нас замечательные условия для занятия адаптивной физкультурой и спортом, но многим ребятам просто не добраться к нам», - посетовала она и предложила рассмотреть возможность приобретения транспорта. «Мы могли бы такой автомобиль во второй половине дня использовать для перевозки наших спортсменов, а в первой половине дня машина могла бы использоваться по заявкам инвалидов», - заявила она.
Инвалиды-колясочники рассказали, что у многих из них уже сложились определенные маршруты передвижения, и на протяжении этих маршрутов существуют непреодолимые в буквальном смысле слова преграды, например, бордюры. «Большинство из нас проживает на улицах Рокоссовского и Рижском проспекте, и во многих местах на маршрутах, которыми мы пользуемся, нет элементарных съездов на тротуар», - сообщила Марина Борисенкова и добавила, что инвалиды обеспокоены - будет ли у них возможность посещать набережную реки Великой после реконструкции.
Глава Пскова Иван Цецерский пригласил инвалидов-колясочников принять участие в Градостроительном Совете 15 февраля, где будет обсуждаться тема реконструкции набережной. Он также сообщил, что намерен лично пройти по наиболее распространенному маршруту передвижения колясочников на Завеличье, чтобы выявить непреодолимые для маломобильных групп населения участки. «Когда сойдет снег, мы вместе с вами и руководителем УГХ пройдем один маршрут и посмотрим, где необходимо убрать бордюры и установить съезды. Начнем в этом году с одного маршрута, а далее будем продолжать эту работу», - заверил он.
В этой связи Марина Борисенкова от лица группы инвалидов-колясочников предложила городским властям предусмотреть возможность участия их представителя в приемке строящихся и реконструируемых объектов инфраструктуры. «Таким образом, мы могли бы оказать содействие в исполнении требований законодательства об их доступности для людей с ограниченными возможностями», - отметила она. А колясочник Валерий Иванов обратил внимание на усиление контроля со стороны муниципалитета и ГИБДД над парковками. «Например, на парковке у рынка «Нива» на площадках для инвалидов я никогда не видел свободных мест - постоянно наши места заняты автомобилями обычных граждан», - посетовал он.
Представитель Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Наталья Лаптева сообщила, что в скором времени в сети Интернет появится интерактивная «доступная карта» для маломобильных групп населения. «Минтруд разрабатывает специальный сайт в сети Интернет, а информацию для этого сайта на основе проводимой паспортизации объектов на предмет доступности для инвалидов готовят органы соцзащиты населения муниципалитетов. То есть, человек сможет из дома посмотреть, как ему лучше добраться до конкретного учреждения и как в него попасть. Такой сайт должен заработать уже в 2014 году», - сообщила она.
На встрече обсуждались вопросы трудоустройства инвалидов, доступности культурно-массовых мероприятий для инвалидов-колясочников. Также говорили о необходимости принятия долгосрочной целевой программы социальной поддержки инвалидов на 2013-2016 годы. Проект такой программы уже разработан. Представитель Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Наталья Лаптева сообщила, что Минтруд рекомендует при разработке муниципальных программ не ограничиваться лишь перечнем мероприятий, а активно использовать законодательную базу, учитывая возможность софинансирования со стороны субъекта федерации.
Подводя итоги встречи, Глава Пскова Иван Цецерский поблагодарил принявших в ней участие инвалидов-колясочников. «Вы подняли очень важные вопросы, которые требуют особого внимания со стороны не только городских, но и областных властей. В решении ряда поднятых проблем мы будем использовать опыт других городов, нет непосильных задач», - отметил он и заверил собравшихся, что городские власти будут оказывать дальнейшую поддержку в создании доступной среды для людей с ограниченными возможностями.