У барда Евгения Клячкина была песня под названием «Псков». Она начиналась со строчки «Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба?». К сожалению, Клячкина уже с нами нет, но если бы он был жив и посетил Псков нынешний, возможно, переделал первую строчку - что-то вроде «Помнишь этот город, вписанный в квадратик почвы?» или, например, «Помнишь этот город, встроенный и уплотнённый?».
На сессии областного Собрания в минувший вторник эта песня невольно звучала в голове: депутаты вновь взялись за животрепещущий вопрос креативности псковских застройщиков. У многих до сих пор в памяти история, когда большинство парламентариев дали разрешение «ЖБИ-1» строить в Овсищах 17-этажные дома вместо предусмотренных генпланом Пскова 5-этажных. Как сказал тогда кто-то из оппозиционных депутатов, это решение даст возможность остальным застройщикам (которые и так не старадают от стеснительности) задать депутатам вопрос: «А чем мы хуже? Мы тоже хотим строить тридцать этажей вместо трех!». В общем-то, так и произошло. Если учесть, что и до, и после истории в Овсищах было около десятка скандальных случаев уплотнительной застройки (последние из них - застройки на ул. Рокоссовского и возле «Шайбы» - вызвали активную полемику в прессе, вылились в митинги и заинтересовали прокуратуру), то можно ничтоже сумняшеся констатировать в областном центре градостроительны
Так вот, очередным этапом в «разруливании» градостроительно
Самым главным аргументом яблочника стал тот факт, что Петербургское заксобрание эту инициативу поддержало, даже несмотря на то, что ее инициатором был коллега Льва Шлосберга по партии Борис Вишневский. Более того: законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Но это - Санкт-Петербург, а в Пскове ряд депутатов приняли инициативу крайне прохладно, если не сказать больше.
«Это, конечно, мое частное мнение, не мнение фракции КПРФ… Но ограничение по застройке - это мракобесие! Я объездил полмира - Барселона, Таллин… Нигде такого нет! Ограничения мешают строителям, проектировщикам и развитию города, - возмутился Игорь Савицкий, уже не раз в этом вопросе поддерживавший застройщиков. - Частный бизнес не надо ограничивать, он не сделает ничего плохого!»
«Это такое мнение фракции?!» - тут же спохватились оппоненты коммунистов. Нет, Игорь Николаевич же сказал: это его личное мнение, мнение фракции только что выразил…». «Шлосберг!» - выкрикнул кто-то не в микрофон. «…Аркадий Мурылев,он ко мне ближе сидит. У вас проблемы не только со слухом, но и со зрением!»,- сердито проговорил глава фракции КПРФ Александр Рогов, видимо, иногда жалеющий, что у него во фракции дисциплина не такая строгая, как в «Единой России».
Перед этим Мурылев высказался за предложение: «Я призываю депутатов поддержать законопроект, чтобы предотвратить в будущем «вылазки» застройщиков в областное Собрание с целью узаконить нарушения руками депутатов», - в очередной раз вспомнил историю с «ЖБИ-1» великолукский коммунист.
«Конечно, у нас проблема не такая, как, например, в Самаре, где вообще весь город в культурных памятниках, и там нет возможности действовать… Некоторые вещи, которые мы называем культурными ценностями, на самом деле являются культурным позором нации», - вынес свое резюме Алексей Севастьянов.
Что имел в виду Севастьянов, пояснил Ян Лузин: «Мы все прекрасно знаем, что в предыдущие годы многие здания признавались памятниками, потому что это было единственной возможностью выбить федеральные средства на их реконструкцию. В итоге мы получили ряд памятников, которые таковыми не являются. Сегодня они мешают строительству. Скоропалительно были приняты и правила землепользования и застройки», - «разоблачил» псковские памятники депутат, в свое время занимавший должность главы Пскова.
«Территория, на которой ограничивается высотность, в Пскове составляет менее 5 процентов, так предуматривает генплан 1995 года», - попытался вмешаться Лев Шлосберг.
Игорь Савицкий поспешил возмутиться, что документ 1995 года явно устарел и что он лично не понимает, почему уже нельзя сделать, наконец, новый генплан. По которому, видимо, можно будет строить все и везде, поскольку частный бизнес не сделает ничего плохого - так Савицкий сказал.
«А вы знаете, почему проект охранных зон не согласовывается два года?! Ответьте себе на этот вопрос, и вам станет все понятно. Вот Шлосберг знает ответ, Лев Маркович мешает изо всех сил!» - высказал мнение спикер парламента Александр Котов.
«Почему проект долго согласовывается в Минкульте? Это связано с тем, что в самом центре города строятся новые здания, в частности, возле академического театра, и их согласование тормозится не по инициативе общества по охране памятников, а по инициативе администрации области, - отозвался Шлосберг, и уточнил. - Это не вопрос борьбы со строителями и это не вопрос борьбы с проектировщиками
Однако ограничивать высотность даже на 5 процентах территории областного центра (причем, разумеется, самой дорогой территории) депутаты так и не захотели, продпочтя «индивидуальный подход к вопросу», как выразился Алексей Севастьянов.
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)