Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.
Заголовки выпуска.
Политическое дежавю. Бывший мэр Пскова Михаил Хоронен пойдет на выборы в Госдуму от партии «Патриоты России».
Кром под ударом? Сдадут ли Псковский Кремль варягам из Кургана?
Отпустить Герострата. Художник Петр Павленский выпущен на свободу.
Экс-мэр Пскова Михаил Хоронен пойдет на выборы в Госдуму от Псковского регионального отделения партии «Патриоты России». Об этом сообщил в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» бизнесмен, руководитель Псковского регионального отделения партии «Патриоты России», председатель Псковской городской Думы первого созыва (1996 – 1998 годов) Виктор Асадчий. Сенсация-не сенсация, но повод задуматься о складывающейся предвыборной ситуации есть. С каждым днем становится все интересней.
Обычно такие штуки описываются жутким, навязшим на ушах и языке, журналистским штампом: «Иногда они возвращаются». Содержится в этой банальной фразе изрядная доля иронии, поскольку, напомню, в оригинале — рассказе американского писателя Стивена Кинга «Sometimes They Come Back» и одноименном голливудском ужастике возвращаются призраки. Вот такие «политические призраки» материализовались и возвращаются сейчас косяком на парламентские выборы в Псковской области. Что, несомненно, добавляет процессу интриги. Скажем, желание бывшего мэра Пскова Михаила Хоронена вернуться в большую политику сразу воскресило ситуацию 12-летней давности, когда на выборах губернатора схлестнулись такие политические тяжеловесы местной политической ойкумены, как тогдашний действующий губернатор Евгений Михайлов, мэр областного центра Михаил Хоронен, в одном из интервью сам себя назвавший «псковским Путиным», и четыре года бодавшийся с властью депутат Госдумы (1995-2003), банкир Михаил Кузнецов. Поскольку именно эта троица реально в 2004 году боролась за проценты избирателей, то вот только Михаила Кузнецова для полноты картины нам сейчас и не хватает! Это, разумеется, шутка, но согласитесь, расклад на нынешних выборах по 148-му округу складывается интересный. Не то что два года назад на выборах губернаторских!
Недавно активированная партия «Патриоты России» с вернувшимся из политического небытия Хороненом плюс с годами не теряющим энтузиазма Виктором Асадчим в принципе способны отработать кампанию не хуже, чем их давний оппонент Евгений Михайлов, напомню, выбивший в 2004-м году мэра Хоронена из предвыборной гонки чисто административными средствами (по решению Верховного суда) только за то, что Хоронен по недомыслию удосужился дать по сути предвыборную пресс-конференцию в собственном рабочем кабинете. Правда, это не спасло Михайлова, который во втором туре все-таки проиграл Кузнецову. И во многом, как мне представляется, проиграл именно потому, что народ посчитал тогда его игру бесчестной. Не надо было выкидывать Хоронена из избирательной кампании. Авось, и расклад бы был иным. В итоге же Михайлов получил протестное голосование, и на финишной прямой львиная доля голосов Хоронена перешла к Кузнецову, а команде Михайлова оставалось одно - в досаде сосать лапу не убитого медведя с эмблемы «Единой России». Между тем, если сейчас оценивать шансы, то Хоронен, в сугубо медийном отношении, нисколько не уступает Михайлову, по крайней мере в Пскове; все помнят его предвыборные кампании и особенно анти-кампании его противников с такими, например, обыгрывающими его финскую фамилию, «звучащими» слоганами как «Хоронен — город похоронен». Это был, конечно, черный пиар, но как утверждают сами пиарщики, нет плохого пиара, кроме некролога.
А Хоронен, как видим, живее всех живых, и предполагает вернуться. Да еще в Госдуму. Как тут не вспомнить, что в нулевые «партия власти» предлагала ему уютное место в Госдуме, но тогда Хоронен отказался: не по амбициям показалось «псковскому Путину» парламентское кресло. Сейчас же, на заслуженной персональной пенсии, видимо, амбиции поумерились, и старики , как и прежде, готовы идти в бой. Цитирую: «Начиная с декабря, я начал вести переговоры с разными яркими политиками, бизнесменами Пскова и области на предмет их участия в выборах в Госдуму и областное Собрание. - Рассказал Виктор Асадчий в эфире «Эха Москвы». - Если раньше с ними было тяжело договориться: все чем-то всегда мерились, на этот раз меня приятно удивило, что наши встречи удались». (конец цитаты). Ну, а политологи уже подсчитывают гипотетические проценты: от чьего электорального пирога больше откусит бывший мэр, если выйдет на выборы? У «Родины» и Евгения Михайлова? У коммунистов? Или, быть может, у «Единой России»? Большинство экспертов сходится на том, что откусит у всех понемногу. Хоронен, как мы помним, в качестве старого проверенного кадра, еще советского помола, всегда ассоциировался с КПРФ, «Патриоты России» идеологически близки «Родине», да и от «партии власти» Хоронен не далеко. То есть это такой весьма эластичный кандидат, как говорится, «и нашим, и вашим», а вот что он способен показать в реальности — нам всем предстоит увидеть. В любом случае тихо не будет.
К Псковскому Ганзейскому фестивалю 2019 года должны отреставрировать Псковский Кремль, который действительно давно ждет реставрации. И вот тут, несмотря на вроде бы выделенные деньги, внезапно возникли опасения». Как сообщила Псковская Лента Новостей, Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области обеспокоен результатами конкурса на разработку проекта реставрации Псковского Кремля. Все дело в демпинге. Победителем конкурса было признано некое ООО «Карат», зарегистрированное в Кургане. Причем победитель предложил выполнить проектные работы за 25 миллионов рублей при начальной цене контракта 45 миллионов рублей. Цитирую: «Мы с нетерпением ожидали результатов конкурса, но такая серьезная уступка победителя, которая составляет почти 40% от цены контракта, безусловно, вызывает вопросы к обоснованию смет, экспертизе и к срокам исполнения работ, которые должны быть завершены в декабре текущего года. Напрашиваются параллели, которых очень хотелось бы избежать», - заявила председатель выше названного комитета Елена Яковлева. - Спасибо, что средства на проект реставрации были выделены. Мы будем помогать подрядчику, будем контролировать ход работ, но такое сокращение стоимости проекта в контексте реставрации воспринимается крайне неоднозначно. Должны быть разумные пределы «демпинга», которые на сегодня <...> отсутствуют».
В социальных сетях наши местные специалисты еще более категоричны. Так, председатель Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева написала на своей странице в Фейсбуке, цитирую: «Ситуация с Псковским Кремлем и его реставрацией к 19-му Ганзейскому году не только опасная, но и прогнозируемая: приедут курганские молодцы, либо уже с наемными архитекторами, либо попробуют нанять здесь. Но денег нет, 20 млн. Скидки открыли им дорогу в торгах, но не оставили на оплату исследовательских работ Кремля».
Согласно оценке председателя псковского ВООПИиК, Псковский Кремль реставрируется с 1952 года, однако комплекта документов нет, поэтому их надо создавать сейчас, для чего и была затеяна работа на 44 миллиона рублей. Практика же последних лет, по словам эксперта, показывает, что все фирмы, пытающиеся исследовать наши памятники, не способны даже осознать смысл этой работы и гонят дикую халтуру в рекордно короткие сроки, назначенные госконтрактом. Цитирую: «И хотя столичные эксперты пишут положительные экспертизы на эти проекты, выясняется, что реставрировать по такой документации — губить памятник. Могла бы привести целый список таких проектов и таких памятников, брошенных после того, как выяснилось, что проекты исправлять никто не будет, т.к. денег уже нет, а бесплатно собственную халтуру переделывать никто не хочет. <...> понаедут варяги из славного города Кургана, лицензированный Минкультом «Карат», (специализируется на дачных домиках, гаражах, и т.п.), как-то приступит к Кремлю. Придется нам, коллеги, всем миром наладить общественный контроль (мягко скажу). Кремль сдавать не хочется». Напомню, что демпинг — это экономический термин, означающий продажу товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. По всему выходит, что ООО «Карат» желает нас надуть?
Но тут возникает другой обывательский вопрос: а не является ли цена в 44 миллиона рублей изначально завышенной в три-четыре раза? Кто вообще у нас в стране придумывает эти суммы госконтрактов? Я, конечно, не специалист, а банальный обыватель, но 44 миллиона на проектные работы — подчеркну, мне, обывателю, кажутся непомерно задранной ценой. Из чего она, эта цена складывается? Неужели каждому специалисту, который будет делать проект, предполагается заплатить по миллиону рублей гонорара? Я не понимаю, и искренне прошу специалистов разъяснить. Потому что по каким-то неведомым причинам я этих разъяснений в свободном доступе никогда не видел. Ни чиновники, ни строители, не реставраторы ни разу не объяснили почтенной публике, откуда берутся эти астрономические суммы на проекты, сопоставимые с гонорарами голливудских кинозвезд. Что заставляет думать: а не кормится ли на этих госконтрактах некая реставрационно-строительная мафия?
И еще: реставрация Псковского Кремля ведется с 1952 года, а документов нет! Куда же они делись? Тоже мафия выкрала? Или все-таки где-то лежат в загашниках Минкульта, и мы опять будем иметь дело с тривиальной махинацией: деньги поделят, а документы достанут из архива да за пару тысяч сотен рублей сварганят нужный документ? Я, разумеется, никого не обвиняю, а только задаю вопросы обывателя, в очередной раз удивленного: опять кто-то желает нажиться на нашем общем культурно-историческом наследии? И здесь как-то уже не смешно.
В последние месяцы, скажем, много писали об Изборске, якобы плохо отреставрированном под юбилей, но что-то в 2012-м году я от активистов ВООПИиК не слышал громких заявлений о том, что «Балтстрой» похабит Изборскую крепость. Наоборот, все специалисты молчали в тряпочку, либо говорили, что реставрация проходит на должном уровне. И только уже постфактум принялись писать, что памятник якобы испорчен. Всегда в таких случаях, хочется спросить: «А где ж вы раньше-то были, защитники псковской старины?». Или вместе с подрядчиком известняк пилили?
Тема даже не федерального, а скорей международного уровня, хотя и касается такой элитарной сферы человеческой деятельности как искусство. Мещанский суд Москвы в среду оштрафовал на полмиллиона рублей художника-акциониста Петра Павленского за поджог двери здания ФСБ РФ на Лубянке, а также взыскал с него 480 тысяч рублей в качестве компенсации за поврежденную дверь. Таким образом, получилось, что Петр Павленский за свою акцию «Горящая дверь Лубянки» отделался полугодовой отсидкой и штрафом, который за него уже готовы заплатить оппозиционно настроенные бизнесмены типа Евгения Чичваркина. Сам Павленский, кстати, с приговором не согласен и платить отказывается. О чем публично уже и заявил. Многочисленные комментаторы считают сравнительно мягкий приговор Павленскому продолжением политики уступок перед Западом, на которые якобы идет Кремль в последнее время. Сначала обменяли Савченко, теперь вот освободили Павленского. Что это, как не демонстрация Кремлем своего «вегетарианства»?
Между тем, если отвлечься от политики и пропаганды, люди думающие продолжают спорить, а искусство ли это вообще? Если для обывателя то, что сотворил Павленский — поджог двери — чистый вандализм, деяние новоявленного Герострата, то для людей, повернутых на актуальном искусстве (по-английски: contemporary art), - своевременный эстетический жест, привлекающий внимание широкой публики к репрессивной системе нынешней России. Можно долго спорить, искусство поджог двери ФСБ, или не искусство, но своего Павленский добился: сейчас он международная звезда, быть может, самый известный на Западе русский художник-акционист. И этот путь, - от никому неизвестного выпускника училища имени Штиглица по классу монументальной живописи до персоны международного масштаба, - он прошел за четыре года.
Напомню, что как акционист Павленский дебютровал в 2012 году у Казанского собора в Петербурге, выйдя на одиночный пикет с зашитым суровыми нитками ртом в знак протеста против дела «Пусси Райот». Голый Павленский заворачивался в колючую проволоку у подъезда петербургского заксобрания. Отрезал себе, как Ван Гог, мочку уха, выступая на крыше Института имени Сербского против так называемой «карательной психиатрии». А 10 ноября 2013 года на Красной площади прибил себе мошонку к мостовой. Акция называлась «Фиксация», и сам Павленский так ее теоретически обосновал: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, есть метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».
Но все это членовредительство, как показала практика, не шло ни в какое сравнение с сакральным смыслом двери ФСБ. Единственное, что хотелось бы посоветовать эпигонам Павленского, коли таковые вдруг найдутся: не повторять его опытов. Потому как Павленский к своим акциям тщательно готовился и гвоздь вбивал не прямо в мошонку, а в дырку в мошонке, которую он холил и лелеял несколько месяцев, сделав специальный интимный пирсинг. Так что у павленского обошлось без кровищи. И потом — повторять в искусстве уже пройденные жесты не принято. Искусство тем и ценно, что уникально, а повтор — это уже эпигонство, то есть даже искусствоведы вряд ли оценят. Надо придумывать что-то свое и новое. Скажем, прибивать к Красной площади не мошонку, а пенис. Вот только возможно ли это чисто анатомически?
За сим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!
Саша Донецкий