Новости партнеров
Общество

Обзор техносферы: эра золотых мостов

19.10.2017 14:50|ПсковКомментариев: 4

Судя по последним новостям, российские корпорации и ведомства внимательно отнеслись к призывам президента строить цифровую экономику и начали проводить заветы Владимира Владимировича в жизнь. Центробанк вдруг заявил, что будет «чеканить» свой российский биткойн, а Яндекс презентовал хамоватую электронную помощницу Алису. Пока эти инновации больше тянут на клоны аналогичных западных технологий. А вот в области реальной экономики мы хоть и не впереди планеты всей, но кое-что делаем.

Золотые мосты России

Начало XXI века войдёт в российскую историю как период строительства циклопических мостов. В 2008 году поставили чудо-мост через Босфор, сейчас перекрываем Керченский пролив, а в перспективе обещают наладить сухопутный путь в страну Восходящего солнца.

Каждое из этих сооружений не просто транспортная конструкция, но целый политический проект. Вантовый мост на остров Русский построили к саммиту АТЭС, как символ того, что Москва в принципе помнит о существовании Дальнего Востока и будет в него инвестировать. Керченский мост напомнил соседям и партнёрам о том, «чей на самом деле Крым». Ну, а мост на Сахалин должен быть построен в комплексе с другим мостом – до Хоккайдо, обозначив активизацию России в Азиатско-тихоокеанском регионе. Владимир Путин заявил, что стройка станет «проектом абсолютно планетарного масштаба».

Радость от того, что в стране есть мощности и технологии для реализации таких замыслов, немного омрачается при виде сумм, в которые обходится каждый объект. Мост на остров Русский стал бюджету в $1 миллиард, керченская стройка, которую первоначально оценивали в 50 миллиардов рублей, в итоге подорожала до 286 миллиардов (почти $5 миллиардов). Стоимость сахалинского проекта с обоими мостами и всей автомобильно-железнодорожной транспортной инфраструктурой оценивают и вовсе в астрономические 600 миллиардов рублей (свыше $10 миллиардов). Не придал двум последним проектам популярности и тот факт, что контракты фактически вне конкурса были отданы структурам околокремлёвского олигарха Аркадия Роттенберга.

И снова «Ангара»

В космической сфере ничего принципиально нового. Успешно отправили грузовик к МКС, правда, старт пришлось перенести на пару дней из-за проблем с кораблём. Запустили на орбиту европейский спутник «Сентинел-5П» для контроля состояния атмосферы. Из принципиально важного – спутниковая группировка ГЛОНАСС наконец-то полностью укомплектована. В работе все 24 аппарата, необходимые для штатного функционирования системы, которая только теперь стала обеспечивать полноценное глобальное покрытие по всей планете. В перспективе после запуска спутников «Глонасс-К2» отечественная навигационная система сравняется с GPS по точности. Это произойдёт в конце 2018 – начале 2019 года.

Из далёких планов. Роскосмос подписал с НАСА планы по строительству совместной базы на орбите Луны. Не вполне понятно, чем могут помочь в этом деле западные партнёры, поскольку ни своих ракет требуемой мощности, ни пилотируемых кораблей у США до сих пор нет. Равно как и опыта строительства орбитальных станций. Поскольку МКС, напомним, была построена на базе модуля Салют-9, доставшегося ещё от СССР и первоначально предназначенного стать основой станции Мир-2.

Из ближних перспектив. Ракетостроительное предприятие ПО «Полет» (Омск) радостно сообщило, что получен заказ на производство в 2018-2025 годах 10 РН «Ангара» в легкой и тяжелой версиях - «Ангара 1.2» и «Ангара-А5». Судя по всему, в недрах российского космического комплекса идёт серьёзная клановая борьба, потому что перспективы того или иного семейства ракет меняются день ото дня. Не так давно шла речь о том, что от «Ангары» откажутся окончательно, сделав ставку на возрождение «Энергии». Впрочем, главное, чтобы конкуренция шла на пользу делу, а не заканчивалась ликвидацией перспективных проектов в ходе аппаратных войн.

Автопром разбушевался

Сразу несколько любопытных новинок представил отечественный автопром. Автолюбители-частники, впрочем, могут не обольщаться. Первая диковинка – новейший грузовик КАМАЗ-54901 с кабиной К5. Грузовик представили на выставке «Комтранс-2017». Разработчики утверждают, что помимо современного дизайна и эргономичности машина имеет и принципиально новую начинку. Новая автоматизированная коробка передач, новый движок – рядный Р6. Рама из лёгких высокопрочных сталей, передняя ось – с увеличенной нагрузкой до 9т, установлены экономичные и тихие гипоидные мосты, увеличена ёмкость топливных баков. А там, глядишь, и до первых беспилотников дорастём, благо соответствующие эксперименты КАМАЗ ведёт уже не первый год.

Другая новинка – отечественный электробус. Показали это чудо техники в Ульяновске, во время визита Владимира Путина в технопарк «Заволжье». Производит нового общественный транспорт группа «ГАЗ», а запустить их в эксплуатацию планируется для начала в столице – по Садовому кольцу и на Тверской улице.

Помимо автобуса там же можно было увидеть и электромобиль «el-Panda» российской компании ZETTA. Этот бестрансмиссионный автомобиль с кузовом из композитных материалов собирают в Тольятти, в серийном производстве он будет стоить от 500 тысяч рублей в зависимости от стоимости батареи. Машина, как уверяют производители, движется абсолютно беззвучно, разгоняется до 100 км/ч за 5-6 секунд.

В этом сегменте Россия тоже выступает пока в качестве догоняющей стороны. В Китае, например, электромобили уже давно используются в качестве общественного транспорта, а в Германии принята программа о полном запрете автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 года. Впрочем, радует, что и у нас начали появляться первые рабочие образцы перспективного транспорта, а не только разговоры о ё-мобиле.

Мопед от Чубайса

Роснано порадовало своих немногочисленных поклонников свежей инновацией. На сей раз ей стал мопед UJET на электрической тяге. Нано-чудо будет производить новосибирская портфельной компанией «Роснано» OCSiAl. По словам Анатолия Чубайса, электромопед будет весить всего 40 килограммов, его оснастят уникальной батареей с плотностью энергии выше, чем у Тесла, для проекта разработаны специальные шины с нанотрубками, а управлять гаджетом на колесах можно будет с помощью смартфона.  Планируется собирать до 32 тысяч штук ежегодно.

Однако если учесть, что цена игрушки составит 8500 евро или почти 600 000 рублей, очень сомнительно, что производителя ждёт массовый спрос. Разве что удастся пролоббировать госконтракт на поставку мопедов, например, для нужд Росгвардии.

С новым ледоколом

Пополняется атомный ледокольный флот - гордость России. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь». Он будет способен преодолевать льды толщиной до 2,9 м. Теперь на судне будут установлены два реактора РИТМ-200. Мощность каждого - 55 МВт. Перезагрузка топлива в них должна проводиться раз в 7-10 лет. Срок эксплуатации реакторов составляет 40 лет. Судно получит два ядерных реактора и вступит в строй в 2020 году. Так что запуск Главсевморпути на полную мощность продолжается.

Подводный робот для Сирийской войны

В Сирии продолжают обкатывать разные технологические новинки. В основном, конечно, это оружие, но есть и проекты двойного назначения. Среди последних - подводный роботизированный комплекс «Галтель». Дрон разработан в Институте проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. Принципиальная разница по сравнению с аналогичными комплексами - возможность автономной работы без участия оператора. Программу закладывают в компьютер перед погружением, дальше боевые или мирные задачи выполняет искусственный интеллект.

В состав комплекса входят две автономные необитаемые подводные лодки (АНПА), телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) и центр управления. У каждой из АНПА автономность хода составляет 24 часа, а дальность - около 100 километров. Перед запуском комплекса в акватории необходимо расставить подводные маяки-ответчики, определяющие координаты зоны действия. Это один из главных элементов гидроакустической навигационной системы для позиционирования аппарата под водой.

В Сирии основной задачей комплекса является поиск мин, неразорвавшихся снарядов и подводных диверсионных схронов.

Неубиваемый ноутбук

Производство электроники и софта традиционно не самая сильная сторона российской промышленности, а потому каждая новость в этой области вызывает особый интерес.

НПЦ «Аквамарин» намерено порадовать нас первым полностью отечественным ноутбуком с красивым названием ПНЗ-Э1-15. Изделие, впрочем, предназначено не для широкой пользователя, а для военных и промышленных нужд. Отсюда и специфические характеристики – полная работоспособность в условиях окружающей температуры от -20° C до +55°C при влажности от 5 до 95%. Ноутбук выполнен в корпусе из алюминиевого сплава и обеспечивает защиту от брызг и струй по всем направлениям.

Изделие получит 15,6-дюймовый экран с разрешением Full HD (1920 × 1080 пикселей), соотношением сторон 16:9, предусмотрено опционально антибликовое покрытие или сенсорный ввод. Аппаратная часть ноутбука выполнена на базе процессора «Эльбрус 1С+», работающего с тактовой частотой 950 МГц. Оперативка 16 гБ, жёсткий диск на 120 гБ. Ёмкость аккумулятора обещают достаточную для 2 часовой непрерывной работы. Операционка тоже своя – «Эльбрус ОС», либо защищенная операционная система реального времени (ЗОС РВ) «Нейтрино». Ценник изделия пока не называют, но по мнению экспертов, он составит порядка 200-250 тысяч рублей.

Всё это, конечно, хорошо, но когда же наши замечательные военные технологии будут использованы и в гражданских целях? У американцев, которые сумели перевести детище Министерства обороны ARPANET на мирные рельсы, это получилось. Ну, а нам пока остаётся ждать российских процессоров и ноутбуков, коротая время в разговорах с виртуальной Алисой.

Техносферу обозревал

Илья Петров

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 174 человека
Лента новостей