Новости партнеров
Архив

Если хочешь быть здоров – окунайся!

20.09.2004 16:22|ПсковКомментариев: 0

О целебных свойствах источника погоста Камно в первый раз я услышал от своей коллеги-журналистки.

– У одной нашей знакомой (да ты ее знаешь!) с мужем были проблемы. Ну… ты понимаешь, о чем я, – трагическим шепотом рассказывала она. – Ему кто-то подсказал: ехать нужно в Камно!

– И что? – трудно удержаться от глупого вопроса

– Что, что… Теперь его жена не спит по ночам.

– Пусть пьет элениум, – беззаботно среагировал я.

– Ага! Ты это мужику скажи. У него как будто второе дыхание открылось.

– Это что, на него так вода подействовала?

– Вода или нет, а то, что подействовало, точно.

Над этой историей, рассказанной как-то за кофе, можно было посмеяться, если бы потом мне снова и снова не приходилось слышать о других чудесах, которые расхожая молва приписывала купели, расположенной на самом берегу реки Каменки. Причем спектр вылеченных болезней не ограничивался, скажем по-умному, снижением либидо. Короче, целебный источник в Камно заставлял глухих ходить, а слепых говорить. Другого способа убедиться в его феноменальных свойствах не было, кроме как побывать там самому.

От полового бессилия до ревматизма...


День нашего журналистского «эксперимента» выпал на один из престольных праздников. Когда мы приехали в Камно, то даже не попытались зайти в церковь: так там было много народу. Не меньше желающих было в этот теплый и дождливый день очиститься в купели. Найти ее, к слову, оказалось, не очень трудно: проходишь мимо храма и - вниз по лесенке, которая круто уходит под самый берег. Здесь стараниями бывшего настоятеля храма отца Куприяна на месте народных купаний не так давно выстроена избушка. Все очень цивилизованно и культурно: в одном помещении деревянной часовенки можно набрать воду (приходят сюда с канистрами, бидонами, пластиковыми бутылками – сколько можешь унести), а рядом – те, кто желает окунуться в ледяной воде источника. В нашей очереди среди двух-трех атлетического вида мужчин наблюдалось и несколько гражданок возраста очень преклонного. Они коротали время тем, что рассказывали друг другу, кто, как  и от чего здесь вылечился. Судя по целому списку названных болезней, терапевтические свойства этой воды поистине замечательные: как уже было сказано, от полового бессилия до ревматизма. Наконец подошла и наша очередь. Процесс омовения оказался предельно простым: заходишь в кабинку, раздеваешься догола и с криком «Мама!» бросаешься в воду. Окунулся раза три – и хватит. Согласно ценным указаниям, которые мы почерпнули у купальщиков со стажем, перед тем как погрузиться, нужно было осенить себя крестным знамением и прочитать молитву.

- И главное, - наставляла нас с коллегой какая-то старушка, - после купели нельзя вытираться.

Что мы и выполнили, забыв о первых двух правилах: уж очень холодная была водица. Естественно, что после такого ледяного «крещения» кожа загорелась, и через минуту-другую лично меня бросило в жар. Да так, что даже пот выступил! Однако никаких других физиологических проявлений зафиксировано не было. Признаться, я втайне надеялся на то, что наконец-то пройдет колено правой - толчковой ноги, изможденной дачными копаниями.

Чтобы обогатиться впечатлениями, решено было пообщаться с местным людом, которых в этот день было очень много – на автостоянке мы заметили даже несколько машин с питерскими номерами. Самое удивительное, что каждый, с кем мне удалось побеседовать, считал нужным сообщить, что источник на самом деле чудодейственный.

- Но помогает он только тому, кто молитву знает и сильно верит, –бросил на ходу некий молодой человек, который спешил к автостоянке, сгибаясь под тяжестью двух огромных канистр.

- А вот мне не помогло, - с грустью сообщила пожилая прихожанка, которая, как потом выяснилось, считает эти места своей родиной. - Попробовала один раз (даже молитву прочитала), но только почки застудила. Хотя один мой знакомый (из местных) уверяет, что только благодаря купанию и избавился от своей болезни. Какой – моя новая знакомая так и не смогла уточнить.

Из других полезных сведений, которые удалось почерпнуть в процессе обследования погоста, также выяснилось, что, как утверждает молва, помимо целебных свойств воды, настоящее паломничество было к отцу Валентину, который до 98-го года служил в этих местах. Особенно много народу было летом, когда приезжали сюда целыми автобусами из Питера, Москвы. Сначала – в церковь, на молитву, а потом всей гурьбой отправлялись купаться. После смерти настоятеля много усилий для обустройства древнего погоста предпринял его последователь – отец Куприян, который добился, чтобы выстлали каменную дорожку к источнику. Из других водных источников люди особо верующие выделяют те, что расположены в Никандровой пустыни, что в Порховском районе. Чтобы «эксперимент» был более объемным по параметрам, мы съездили и туда.

«Не зарастет народная тропа…»


От некогда стоявшего в этих местах богатейшего монастыря не осталось и следа, однако люди по-прежнему сюда едут издалека. Во всяком случае, на стоянке, недавно оборудованной местной братией, мы насчитали сразу несколько машин из Москвы (регион 99) и Питера (78 и 47).

Рассказывают, что во времена воинствующего атеизма, несмотря на строжайшие партийные запреты, люди тайком пробирались к святым источникам. Поэтому, чтобы  раз и навсегда покончить с этими божественными настроениями, по приказу райкома однажды подкатили к одной из купелей цистерну солярки и выпустили туда. Вскоре от ядовитой гадости и следа не осталось. Почему так произошло – не дает ответа наука на этот щемящий вопрос современности. А тот тракторист, который, говорят, сделал это, погиб плохой смертью: то ли в мороз замерз, то ли по пьянке попал под свою же машину.

Эту историю нам рассказал рясофорный инок Гавриил, который назначен владыкой в эти места восстанавливать обитель. В прошлом ученый-агроном, он убежден, что, помимо святости, у этих мест есть и вполне логичное объяснение чудодейственным силам воды и лечебной грязи Никандровой пустыни. Этот монастырь расположен на одном и том же болоте, где сейчас знаменитый курорт «Хилово». В свое время исследованием его лечебной воды и грязей занимался в перерывах между написанием оперы «Князь Игорь» выдающийся химик Бородин, назвав эти места с полной химической уверенностью «Северной Мацестой». Впрочем, и до него слава об этих источниках гремела по всей России. Особенно монастырь стал популярен после Отечественной войны 1812 года, когда сюда, чтобы залечить подхваченную в парижских вертепах сифилому, начали приезжать блестящие кавалергарды. Может быть, от этого и пошло его богатство?

О своей прежней жизни Гавриил рассказывать категорически не хочет. Но опять же по некоторым отрывочным фразам, оброненным им в разговоре, где-то далеко осталась у него жена и дочь, которая давно уже вышла замуж и живет своим домом. А всем неверующим в чудесные свойства местных вод он рассказывает, как лечил в свое время зятя от какой-то экземы.

- Он мне все не верил, - улыбается мой собеседник. – Говорил, что брехня все это. А я ему говорил: да ты только попробуй. Он – ни в какую. Ладно. Подпоил я его чуть-чуть, а потом говорю: пошли пройдемся. Когда подошли к источнику, я его туда и бултых. Короче, выкупался. Было это поздней осенью. Через полгода приехал: ни следа от воспаления не осталось. Да я и сам только благодаря этой воде живу. Когда из Святогорского монастыря приехал на Псковский автовокзал – не поверишь! - до автобусной остановки ровно два часа шел. Так сердце колотилось. Думал, что помру. Но ничего, Господь сподобил: сюда добрался и теперь хожу сам, без палочки.

Было в высшей степени глупо, отъехав  70 км от Пскова, не искупаться в ледяных водах источника. Так вместе со своим спутником мы отправились по лесной тропинке, которая и привела нас к купели. Примерно на 4-5 м она наполнена до краев водой, прозрачности удивительной. Один из паломников, которых мы встретили тут же, рассказывал, что пробовал донырнуть до дна – не получилось. Выходит, глубина там около 10 метров? Тут же на хорошо утоптанной площадке поклонный крест и множество ленточек, завязанных на деревьях (к чему?). Несколько скамеек, где раздеваются граждане, купающиеся кто с молитвой, а кто с криком «Бррр!». Окунувшись три раза, выскакиваем на воздух и мы. Теперь главная задача – быстро одеться: кормить комаров, которых в этих болотистых местах видимо-невидимо, не хочется. По дороге назад мой спутник, человек очень набожный, уверяет меня, что чувствует себя на седьмом небе. Что, в общем-то, неудивительно: жарко и холодная вода источника великолепно освежает.

- И все? – спросит удивленный читатель. – А как со святостью?

«По вере воздастся...»


Чтобы получить ответ на этот вопрос,  мы решили обсудить на эту щекотливую тему с отцом Евгением, настоятелем храма Спас-Нерукотворного образа, что на Запсковье. В свое время он закончил медицинский институт, потом долгое время был практикующим врачом – кому как не ему понять тонкие физиологические процессы?

- Мне кажется, что мы неправильно понимаем слово «святость», – начал мой собеседник. – Нельзя подходить к святому источнику (в данном случае я имею в виду погост Камно) как к аптеке, где мы привыкли покупать таблетки и микстуры. Как правило, люди, которые приезжают туда, имеют проблемы со здоровьем и мечтают вылечиться. Не получая ожидаемого результата, они разочаровываются в целительных свойствах этих мест. Но правы ли они? Согласен, вода там такая же, как и везде: обыкновенная, родниковая. Как врач скажу, что человек, который принимает ледяную ванну, испытывает стресс: у него мгновенно повышается содержание адреналина в крови, надпочечники стимулируют работу эндокринной системы, и все это в конечном счете способно вызывать определенный подъем жизненных сил, но ждать мгновенного излечения – в высшей степени опрометчиво.

Говоря же о духовной стороне вопроса, я посмею себе напомнить известную фразу из Писания, где говорится: по вере вашей вам и воздастся. Этот принцип, по всей видимости, и нужно учитывать, когда мы говорим об источнике  погоста Камно. Люди, отправляясь туда, внутренне готовятся: молятся, сосредоточиваются, укрепляются в своей вере.  Только так можно получить исцеление. И такие примеры есть. Лично я знаю многих прихожан, которые ездят туда чуть ли не каждый день. До и после работы. Такой заряд – духовной! – бодрости приносит им радость и облегчение.

Что же касается Никандровой пустыни, то целебные свойства ее вод даже не поддаются сомнению. Посмотрите на карту: монастырь расположен на одном и том же хиловском массиве. Думаю, что этого фактора вполне достаточно, чтобы понять всю целебность - и физиологическую, и духовную - источников Никандровой пустыни.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Какие районы Пскова нуждаются в озеленении?
В опросе приняло участие 221 человек
Лента новостей