«Дерзкие дни», Россия, 2007 год, режиссер Руслан Бальтцер
В очередной раз, звоня в кинотеатр и узнавая расписание сеансов фильмов, девушка на том конце провода оговорилась и выдала название рассматриваемого фильма, как «Детские дни». Сама того не ведая, она безошибочно определила самую суть фильма. Тем самым, обозначив возрастные рамки и границы восприятия фильма.
Нельзя сказать, что «Дерзкие дни» не поймет человек старше 16 лет или наоборот, они понравятся всем подросткам без исключения. Просто изначально, место действия и атмосфера происходящего отсылает зрителя именно к тем беззаботным временам, когда отечественное кино баловало нас приключенческим кино, созданным в расчете на молодежь. Нельзя сказать, что «Дерзкие дни» поражают воображение свежестью сюжетных линий и гениальностью диалогов. Общение персонажей в фильмах подобной жанровой окраски – особый разговор. Впрочем, диалоги того же культового советского фильма для молодежи «Тимур и его команда» не отличались смысловой нагрузкой, базой для сценария был текст самого Аркадия Гайдара. Так что незачем ждать продуманности ситуаций от сценариста и режиссера картины про дерзкие дни Руслана Бальтцера.
Чудесный, солнечный полуостров Крым, здесь все веселятся, как умеют. Мэр (Виктор Сухоруков) дарит непутевому сынку Тимуру (Рустам Хазиев) дорогущие машины, бандиты под руководством гротескного Марселя (Гоша Куценко) печатают поддельные евро, прогрессивная молодежь занимается скейтбордингом, мотофристайлом, паркуром и, конечно, любовью, а милиция вместо того, что ловить настоящих бандитов ловит только юношу по имени Игнат (Андрей Дементьев).
Игнат – лидер местной группы молодых людей, озадаченных вполне благородными целями, например, спасти мир, загнивающий в пучине капитализма, но, как и народники, Игнат сотоварищи выбрали теорию «малых дел» и начинают спасать человечество с похищения мороженного и раздачи его голодным и обездоленным, покраски в иную цветовую гамму милицейской машины и т.д.
Как-то жарким летним днем во время очередной паркуровской вылазки (передвижение без границ в границах каменных джунглей) Игнат знакомится с начинающей певицей Линой (Марина Игнатова). Они встречаются и, естественно, влюбляются. Все бы хорошо, но однажды Лина становится свидетельницей преступления и оказывается заложницей «марсельских» бандитов. На помощь ей может прийти только Игнат. Ради Лины он готов пойти на все, даже на аферу с похищением драгоценной шпаги с выставки экспонатов, привезенных из Великобритании.
Фильм хорош уже тем, что разговоры о возрождении жанрового кино в России получают под собой реальную основу. Пусть пока «Дерзкие дни» и выглядят набором цитат из различных фильмов, зато отечественные киномейкеры не отстают от реалий жизни, живо реагируя на тенденции молодежной субкультуры. Стал в России популярен паркур благодаря фильмам «Ямакаси» и «13 район», а у нас уже и свой адекватный и симметричный ответ снят, распишитесь в получении.
Свободолюбивые герои фильма на загляденье выполняют всевозможные акробатические па и ловкие трюки. Но, к сожалению, как только молодые дарования начинают общаться друг с другом, становится невообразимо скучно от нелепой картонности произносимых ими речей. Фильм хвалится тем, что героев собирали с помощью интерактивной акции канала MTV. Создателям хотелось найти свежие, красивые молодые лица, не профессиональных актеров, а именно людей, которые живут паркуром и вращаются в мире подобного экстрима.
Герои бесспорно молоды и талантливы, все так, но талант их виден пока только в выполнении трюков, а никак не в актерском даровании. Особенно бросается пропасть их актерской беспомощности на фоне эпизодического появления Виктора Сухорукова и небольшой роли вездесущего Гоши Куценко. При всей гротескности персонажа Куценко он забавен и на фоне героической молодежи, выглядит просто Гулливером в стране лилипутов. Непонятно почему Гоша Куценко так разменивается и одаряет своим присутствием практически все выходящие на экран кинопроекты. Неужели он так бескорыстно любит деньги, поэтому и снимается в подобных, облегченных для восприятия кинолентах? С другой стороны стоит поблагодарить его решение поучаствовать именно в этом проекте, ведь в фильме помимо харизматичного Гоши Куценко и занимательных трюков, по сути, ничего заслуживающего пристального внимания и нет.
Олег Николаев
Спасибо кинотеатру «Победа» за помощь в создании рецензии.