Латвия с Псковщиной проворонили возможность развития приграничных территорий
Что можно обнаружить под забором даже у рачительного хозяина? Моток проволоки, кусок стекла, иную дрянь да растущую крапиву. Уж такова исконная традиция подзаборья, какой бы красивой ограда ни была.
Латвия от Псковщины отделилась прочным еврозабором, под которым с обеих сторон тут же обозначились запустенье и крапива. А с Латвийской стороны подзаборье уже и загажено, причем буквально, поскольку на границе стоят сотни грузовиков, в них водители ждут очереди, не прекращая своей естественной жизнедеятельности...
Проклиная работу пограничников и таможенников, водители и грузоперевозчики Европы все чаще везут транзитный груз в Россию через Белоруссию. Раньше их Белоруссия пугала, теперь еще сильнее пугает Латвия.
На днях в Ригу прибыла представительная делегация Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии и Государственного таможенного комитета. Они рассказали латвийским коллегам, как избавят их от кошмарных очередей на латвийско-российской границе. Решение логичное и естественное. Белорусская сторона неспешно, но последовательно упрощает процедуру транзита из стран ЕС в Россию через свою территорию.
С 1 марта уже отменено такое наказание за нарушения таможенных правил, как конфискация груза и автомобиля впридачу. Конфискацию заменили денежным штрафом.
С 27 марта в некоторых случаях отменено и обязательное сопровождение непищевых спиртосодержащих продуктов по территории Белоруссии. Это была вынужденная мера, так как в стране оседало много технических спиртосодержащих продуктов, которые поступали в продажу как спиртное, которым травилось население.
На очереди отменена и процедуры досмотра грузов, если таможня не заметит в документах противоречий с наименованием товара, его количеством и весом. Решается и проблема выдачи так называемых дозволов – разрешений латвийцам на поездки по территории Белоруссии. Ранее, защищая своих автоперевозчиков, белорусы настаивали на паритете: сколько вы нам дозволов, столько и мы вам. Но транзитные силы были неравны -- в Латвии автоперевозчиков и атомобилей больше. Для сравнения, автоперевозчики Латвии в 2006 году закупили 1000 новых грузовых автомашин, белорусские коллеги только 450. Но и тут белорусам удалось договориться, теперь они будут почаще приезжать со своими грузами в латвийские порты.
Белорусская делегация заявила, что транзит становится важнейшим приоритетом государственной политики. У них теперь отличные дороги в направлении запад-восток, просторные пункты перехода с развитой инфраструктурой, весь транзитный коридор приводится в соответствие с требованиями ЕС. В результате транзит через территорию республики прирастает по 20% в год, а первый квартал этого года дал прирост в 30% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Особо отмечено, что прирост собственного латвийского транзита в Россию, но не через Псковщину, а через Белоруссию, за это короткое время составил сразу 150 процентов!
И вот эта цифра латвийскую сторону сильно озадачила. Поэтому директор департамента автомобильных сообщений задал белорусским коллегам вопрос: так надо ли нам вкладывать деньги в строительство еще одного пограничного перехода, расширять и приспосабливать для движения грузовиков переход Вентули-Лудонка?
Ответ был дан естественный и логичный: если глянуть на карту, то из Европы в Россию прямая дорога ведет через Белоруссию. Пройдет время, и весь поток Европейского автомобильного транзита пойдет этой прямой дорогой. Белоруссия делает для этого все возможное. В том числе напоминает России о том, что они -- союзное государство, а поэтому пункты перехода с их таможенными и пограничными процедурами на белорусско-российской границе – это нонсенс. Если и Россия это вспомнит, то в перспективе границу надо будет проходить в одном месте – в Бресте.
Что же касается Латвии и Псковской области, то они явно припозднились с развитием шоссейных дорог и инфраструктуры пограничья. Правда, Латвии остается ее морской транзит в Россию и из нее. Вернее то, что достанется от этого транзита после того, как вступят в строй все мощности Большого порта Санкт-Петербурга. Так что долгожданное исчезновение очередей на границе с Псковской областью уже не за горами. Только вот хорошо ли это по большому счету для Латвии? И хорошо ли это для приграничных районов Псковской области?
Увы, хорошо это только для крапивы.
Виктор ПОДЛУБНЫЙ, Рига