Доказательство смерти (Death Proof), США, 2007 год, режиссер Квентин Тарантино (Quentin Tarantino)
Вторая половина проекта «Грайндхаус» снята под неусыпным контролем маэстро Тарантино. В отличие от Роберта Родригеса, который в новелле «Планета страха» отдавал дань уважению жанру «зомби-хоррор». Старина Квен делает ставку на такое направление в американском кинематографе, как «слешер», в котором по законам повествования, маньяк должен экзотично и беспощадно убивать громко кричащих дамочек. При подобной однобокости сюжета Тарантино удается искрометно играться словами, словно в детстве других игрушек у него и не было. Большая часть фильма и состоит из живых, сочных, неподражаемых диалогов под лейблом Квентин Тарантино (с).
Кажущаяся бессюжетность фильма стоит многих и многих «замысловатых» голливудских блокбастеров последних лет. Несколько красивых девушек на отдыхе, они катаются на машине, курят травку, выпивают, болтают, обсуждают парней. Порой становится неудобно, как будто подслушиваешь и подглядываешь в женской «курилке». За ними охотится маньяк (Курт Рассел), «страшный, но симпатишный». Его внешность замечательно характеризует старая шутка: «Ты почему такой побитый? – Со мной все в порядке, я просто неудачно побрился, видели бы вы, что стало с теми парнями, которые попытались со мной драться». Он называет себя каскадером Майком. В фильме есть следующий диалог между пресловутым маньяком и хорошенькой блондинкой в баре – Блондинка спрашивает его: «Как тебя зовут?» - Меня зовут каскадер Майк» - «А кто ты такой, каскадер Майк» - «Не поверишь, я каскадер».
Ездит каскадер Майк на страшной-престрашной машине с черепом на капоте («боятся, значит, уважают» - считает Майк), подает пример всем водителям, сидя в баре Майк пьет только безалкогольные коктейли, а раскованные мулатки танцуют у него на коленях. После этого Майк оригинально убивает красоток каскадерской «тачкой», но «не все коту масленица» скоро придет пора и каскадеру предъявить этим красивым девушкам свои доказательства жизни и смерти.
Наивно полагать, что фильм решен в духе театральной пьесы, где действие заменяют диалоги. В «Доказательстве смерти» сцены погонь сняты настолько захватывающе и реалистично, что дух захватывает. Рев моторов, ветер в лицо, динамика и никаких компьютерных спецэффектов.
Тарантино в «Доказательстве смерти», а если переводить точнее в «Смертеустойчивом» (ведь именно такая машина у каскадера Майка) «и жнец, и швец, и на дуде игрец» - он написал сценарий, сам режиссировал и сам же снял все это первоклассное безобразие на пленку.
Вкупе с завораживающей музыкой после финального торжества феминизма и сакраментальной надписи «theend» на экране хочется зааплодировать, и попросить парня с проектором запустись фильм с начала, а потом приехать домой и пересмотреть заново на DVD«Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «От заката до рассвета», «Убить Билла» и «Джеки Браун». Досмотрев, крякнуть от удовольствия и подытожить: «Жив, жив еще курилка».
Олег Николаев
Спасибо кинотеатру «Победа» за оказанную поддержку в создании рецензии.