Блоги / Лев Шлосберг

Бюджет как общественный договор

03.12.2012 16:03|ПсковКомментариев: 21

Дискуссия по проекту бюджета Псковской области на 2013 и плановый период 2014-2015 гг. позволила напомнить два ключевых слова в бюджетном процессе: налогоплательщик и бюджетополучатель. Эти слова имеют для понимания существа формирования и исполнения бюджета любого уровня такое же фундаментальное значение, как норма Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» по отношению к политической системе государства и ее избирательной машине. Можно сколько угодно иронизировать над демонстративным несоответствием нормам права фактов жизни в нашей стране, но пока факты жизни не будут соответствовать нормам права – ничего доброго не получится. Бюджета это касается в полной мере.

Бюджетный процесс является выраженной концентрацией всей политики государства по отношению к гражданам. В странах с развитой демократией разногласия по бюджету становятся основанием для отставки правительств и назначения досрочных выборов – как общенациональных, так и региональных, парламентских и президентских. Несогласие с бюджетной политикой правительства выводит на улицы сотни тысяч, иногда – миллионы граждан, и становится причиной как острых политических кризисов, так и существенных корректировок в бюджетной политике.

Принципы государственной бюджетной политики – это принципы взаимоотношений власти и гражданина.

Попытка Псковской региональной администрации сделать более публичным, чем обычно, бюджетный процесс в Псковской области осенью 2012 года могла бы реально привести к повышению его качества и закрепить место граждан – налогоплательщиков и бюджетополучателей – в этом процессе. Но попытка не удалась – в первую очередь потому, что не усиление влияния граждан на бюджет изначально было целью этой инициативы.

Почему?

В бюджетном процессе, как в мало каком другом, процесс сам по себе не имеет значения. Имеет значение только одно – результат, цифры, бюджет.

Особенность бюджетного процесса заключается еще и в том, что он требует большого объема специальных знаний и для рядового гражданина труден. Это везде так. В демократических странах этот недостаток знаний компенсируется компетентностью и активностью депутатских собраний, в недемократических – ничем не компенсируется.

Поправки граждан к бюджету никогда и нигде в мире не будут и в принципе не могут носить характер юридически оформленных предложений.

Дело ответственных граждан – сформулировать проблему. Ответственность властей – услышать граждан и найти бюджетный ответ (если он, конечно, существует) на эту проблему.

Ответственность законодательной и представительной власти в этом деле – в исполнении своего особого представительного полномочия, то есть: выражение мнения граждан – налогоплательщиков и бюджетополучателей. И – в силу своих особых прав – оформление этих мнений и предложений в виде поправок и даже полноценных бюджетных альтернатив, если граждане категорически не согласны с вариантом исполнительной власти.

Что произошло с правильной по существу и полностью ошибочной по воплощению идеей администрации Псковской области сделать бюджетный процесс публичным?

Идея провалилась не потому, что была неверна, а потому, что была с самого начала лукавой.

Изначально, как теперь ясно уже всем участникам процесса, и не планировалось, что предложения граждан, муниципальных властей, депутатов будут восприняты всерьез и окажут существенное влияние на проект бюджета, приведут к его значимой корректировке.

Проект «Публичный бюджет» был задуман только как пиар-акция исполнительной власти и лично губернатора, в которой сам факт публичных обсуждений объявляется достижением и результатом, а реального воздействия общества на содержание закона о бюджете – не предполагалось.

«Вы публично задаете вопросы – мы публично даем ответы и объясняем, почему вы не правы (варианты – не владеете информацией, не знаете, не понимаете, не видите, не цените наши усилия и т. д.)», – такова была реальная концепция «повышения публичности бюджетного процесса в Псковской области».

Те, кто удовлетворился такой матрицей, послужили массовкой в бюджетной постановке.

Те, кто не удовлетворился, – получили в ответ высокомерную и даже агрессивную реакцию первых лиц исполнительной власти, доходившую до личных выпадов.

А всего-то – о бюджете поговорили.

Согласительная комиссия областного Собрания и администрации области по проекту бюджета, где изначально у каждой стороны – право вето, и по этой причине нет оснований доказывать свою силу и мощь – должна была стать главным местом публичной бюджетной дискуссии, где каждое предложение воспринимается не как покушение на основы государственной власти («…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»), а как предложение по выходу из конкретной трудной ситуации, предложение по решению проблем граждан – налогоплательщиков и бюджетополучателей.

И если принимается именно такая принципиальная основа для работы согласительной комиссии, то обе стороны сотрудничают друг с другом, а не борются друг с другом. Не раздражаются от каждого нового предложения, а принимают его как дополнение к общей повестке дня.

Всё получилось не так. Вы хотите внести поправки? Мы не дадим вам ни одной цифры, не предоставим никакой информации, не ответим ни на один запрос, даже технический. А если и ответим, то – после принятия бюджета. Вы что от нас хотите? Не мешайте нам работать! Приходите послезавтра. А лучше – вообще не приходите.

Вы всё же подготовили поправки?!! Где у нас здесь мусорное ведро?

Глубокий психологический перекос в восприятии существа деятельности власти приводит к тому, что бюджетные деньги уже воспринимаются чиновниками исполнительной власти как находящиеся в собственности, а не переданные им гражданами в своего рода доверительное управление.

Тут, конечно, всё связано – и доверие либо недоверие к властям как таковое (включая способ их формирования через выборы, какие они есть сейчас), и – как следствие – доверие либо недоверие к бюджетной политике властей.

По-хорошему, к слову бюджет в самом законе надо прибавлять как неотъемлемое слово – народный. Это тот самый редкий случай, когда это понятие может носить строго юридический характер.

Бюджет страны, региона, города, района, села – это своего рода общественный договор между гражданами и властями. Договор суверена власти с исполнителями функций власти. Договор поручения.

Доходы бюджета формируются гражданами и организациями, платящими налоги и другие сборы в исполнение законов. Доходы – основа бюджета.

И распределение этих денег – такой же народный по существу процесс, потому что перераспределение денег происходит от народа – к народу. От граждан – к гражданам. И власти в этом процессе – не более чем посредники, регулировщики. Но правила и нормы дорожного движения в бюджетном процессе должны определяться с непосредственным участием граждан. Иначе движение зайдет в тупик. И бюджетный, и политический.

Вроде бы всё просто, не надо изобретать велосипед. Но – не получается.

И не потому, что бюджетный процесс пошел не по плану, а потому, что – как раз – идет по плану, то есть – без влияния граждан, без шанса для налогоплательщиков и бюджетополучателей на что-то реально повлиять.

Почти половина органов местного самоуправления районов области, откликнувшись на призыв губернатора «высказываться и предлагать», обратились с мотивированными просьбами по корректировке бюджета. Как могли – так написали, но написали – о реальных, острых и неотложных проблемах, решить которые может власть в рамках бюджетной политики.

Результат обращений – ноль.

Вы нам пишете – мы вам отвечаем, но изменений в бюджете – нет и не будет.

Зачем тогда пафосно объявлять открытый бюджетный процесс, если он не задуман таковым по существу? В надежде, что никто не предложит для решения реальные проблемы? Но зачем так плохо думать о людях, хорошо знающих реальную жизнь?

Зачем публично призывать людей говорить, предлагать, чтобы потом их демонстративно не услышать?

Исключительный во всех смыслах эпизод с пошаговым микроповышением зарплаты бюджетникам в ответ на требование профсоюзов только подтверждает общее правило.

Говорили же (и громко!) два года назад, что введение в Псковской области грубо противоречащей Трудовому кодексу новой системы оплаты труда (НСОТ), где МРОТ меняется на БРВ (базовую расчетную величину)  производится с единственной целью – для минимизации оплаты труда бюджетников, в том числе для почти полной ликвидации стимулирующих выплат. Администрация области слушала, но якобы не услышала – потому что хорошо знала, для чего была задумана система. Вот система и работает, как была задумана.

Протесты профсоюзов оказались более организованными, чем предполагала исполнительная власть, вызвали кризис доверия к власти – и администрация пошла на символическую уступку – чтобы только обозначить сам шаг с места, но никак не отказаться от порочной системы.

Не получился общественный договор граждан и власти из бюджета Псковской области на 2013 и плановый период 2014-2015 гг. Всё получилось, как было всегда: одни – платят в общий кошелек, другие – решают судьбу общих денег.

Но при этом кому-то захотелось этот перекошенный процесс еще и подать публике как чуть ли не совершенный, «сделать красиво».

Получилось – некрасиво. Потому что – нечестно.

Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрании депутатов.

 

 
опрос
Рассчитываете ли вы на то, что смена кадров в органах власти приведет к позитивным переменам в жизни псковичей?
В опросе приняло участие 1349 человек
Сюжет: Бюджет Псковской области-2013 Бюджет как общественный договор Василий Салопов: Поправки в бюджет-2013 не были должным образом обсуждены Борис Полозов: Бюджетный процесс этого года отличался только публичностью Виктор Антонов: Бюджет-2013 позволяет нам вполне сносно развиваться и дальше Председатель Псковского областного Собрания считает эффективной проделанную работу над бюджетом Сергей Макарченко расценивает доработки к проекту бюджета, как стремящиеся к нулю Бюджет на публику КПРФ, ЛДПР и «Яблоко» голосовали против принятия бюджета Псковской области-2013 во втором чтении ЛДПР поддержала на митинге требования псковских профсоюзов Принимаемый бюджет нельзя назвать социальным - председатель отраслевого профсоюза работников учреждений соцобслуживания Депутат Шлосберг не сможет повторить рекорд Фиделя Кастро Валентин Каленский: Большинство поправок единороссов нашли отражение в проекте бюджета Псковской области-2013 Иван Цецерский предложил создать рабочую группу по работе над бюджетом Пскова с участием областных депутатов Шлосберг «наказал» коллег по парламенту выступлением по каждой поправке в бюджет Предложение Шлосберга вернуть проект бюджета в первое чтение и изменить его параметры не нашло поддержки Фракция КПРФ не поддержит проект бюджета Псковской области-2013 год во втором чтении По всем замечаниям и поправкам к проекту бюджета Псковской области подготовлены ответы Бюджет-2013: перед финишной лентой Социальный комитет Псковского областного Собрания рекомендовал принять бюджет-2013 год во втором чтении Протестная волна, сформированная профсоюзами, позволила «отбить» в пользу бюджетников около 100 млн рублей Федеральные власти должны подкреплять деньгами передаваемые регионам социальные обязательства – Ульяна Михайлова Члены бюджетного комитета Псковского областного Собрания поддержали законодательное закрепление бюджетных слушаний Иван Цецерский попросил выделить Пскову из областного бюджета не менее 50% суммы, которая потребуется на исполнение решений судов Бюджетный комитет поддержал таблицу поправок в бюджет Псковской области на 2013 год Игорь Чередниченко о бюджете: В любом случае Псков будет жить, но вопрос - как? Андрей Турчак: Область изыщет дополнительные средства, чтобы Псков выглядел достойно Администрация Псковской области и профсоюзы заключили «джентльменское соглашение» - Ульяна Михайлова В бюджет Псковской области планируют внести поправку, которая доведет средний заработок учителей до 21 тысячи рублей Областная администрация выделит 3 млн рублей, чтобы больше не выслушивать жалобы депутатов, что они не успели проголосовать Максим Жаворонков назвал губительными для сельского хозяйства поправки депутата-«яблочника» к проекту бюджет-2013 Агент Шлосберг и Бюджетное харакири Лев Шлосберг: Администрация области предложила городу Пскову колониальный бюджет Согласительная комиссия рассмотрит все поправки в бюджет от Льва Шлосберга В бюджете Псковской области предусмотрят выплаты гражданам за сообщения о коррупции Согласительная комиссия по бюджету рассмотрела обращение псковских властей о выделении городу дополнительных средств Торошинскую школу, возможно, отремонтируют в 2013 году Главный финансист Псковской области не верит в проблему освещения улиц в районах Допобразование стало кормушкой для окружения директоров школ - Дмитрий Шахов В Псковской области планируют создать рабочую группу по оптимизации бюджетных расходов на культуру В Бежаницах может появиться дом культуры, но не в 2013 году Системный троллинг и двести несистемных поправок Бюджет-2013: Лилия Никифорова поддержала Льва Шлосберга в вопросе пересмотра региональных целевых программ Анатолию Копосову понравилось обсуждение на первом заседании согласительной комиссии по бюджету Сергей Макарченко назвал первое заседание согласительной комиссии по бюджету «цирком» Лев Шлосберг разочарован началом работы согласительной комиссии Борис Полозов: Члены согласительной комиссии перешли к поступательному движению Лев Шлосберг предложил сократить количество региональных целевых программ Согласительная комиссия по бюджету Псковской области признала ряд предложений по поправкам системными Члены согласительной комиссии почти час не могли приступить к рассмотрению поправок в проект бюджета Псковской области Мы физически не сможем оформить все предложения по бюджету в поправки - Сергей Перников Лев Шлосберг внес более 100 поправок к проекту бюджета Псковской области на 2013 год Муниципалитеты Псковской области надеются, что их голос будет услышан во время второго чтения закона о бюджете-2013 Бюджетники Красногородского района обратились к губернатору с требованием об индексации базовой расчетной величины с 1 января 2013 года Мнения читателей ПЛН по поводу выделения Пскову дополнительных средств из областного бюджета разделились Работники библиотек Псковской области «особо не изучали» бюджет, но ничего хорошего от него не ждут В проекте бюджета сохранены все социальные гарантии - Ян Лузин Администрация Псковской области опубликовала результаты голосования по проекту бюджета Игорь Савицкий: Власть, по большому счету, заинтересована в дефицитном бюджете Депутат Сергей Макарченко не уверен, что работа согласительной комиссии над бюджетом-2013 будет эффективной, если пожелания не будут учтены Бюджет на «шпильках» КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и один депутат от «Единой России» голосовали против регионального бюджета Игоря Савицкого лишили голоса во время голосования за проект бюджета Псковской области Депутаты с помощью губернатора сформировали согласительную комиссию по работе над региональным бюджетом Александр Рогов: Нас всех делают заложниками принятого федерального бюджета Коллектив Куньинской средней школы сформулировал свои предложения по проекту бюджета-2013 Андрей Турчак: Бюджет не может быть одновременно «резиновым и бездонным» и «гордым и независимым» Привлекаемые кредиты мы с вами не «проедаем» - Андрей Турчак В 2013 году продолжится работа по созданию «Музейного квартала» в Пскове Андрей Турчак показал депутатам областного Собрания, как в регионе работают инвестиции Лишь 9% участников публичных слушаний предложили полностью пересмотреть бюджет Псковской области Псковское областное Собрание депутатов приняло в первом чтении проект закона о бюджете на 2013 год Бюджет-2013. Наталья Тудакова уверена, что «Олег Брячак уже все сказал» Бюджет-2013. Александр Рогов о коррупции, нефти и «морковках» Бюджет-2013. Лев Шлосберг об апокалипсисе, мегасвинстве и «стрижке до костей» Андрей Турчак предложил создать рабочую группу для решения проблем лифтового хозяйства в Пскове Ульяна Михайлова: Ослаблять требования или отказываться от них мы не намерены Бюджет-2013. Сергей Макарченко о долгах, котельных и золотых месторождениях Бюджет-2013. Валентин Каленский об ответственности, лифтах и аппетите Лев Шлосберг не согласен с низкой финансовой долей муниципалитетов в консолидированном бюджете области Сергей Макарченко: Мы попросили губернатора развеять страхи об увеличении госдолга Александр Рогов: Позиция фракции КПРФ при обсуждении бюджета области - защищать интересы населения От принятия бюджета зависит жизнь всех нас – Олег Брячак Бюджет необходимо формировать не на 1 год, а на срок полномочий гордумы - депутат Евгений Самуйлов В бюджете-2013 надо предусмотреть повышение зарплаты педагогам учреждений соцзащиты - работник детского дома-интерната Андрей Турчак: У меня не вызывает опасений растущий госдолг, без него мы не могли бы развиваться Валерий Павлов: Главное - у людей появилась возможность напрямую участвовать в формировании бюджета Администрация Псковской области работает на перспективу – Владимир Яников о первых бюджетных слушаниях Председатель организации «Независимый социальный женский центр»: Публичные слушания - это эффективно и необходимо Публичные слушания по проекту бюджета обязательно должны стать традиционными - Елена Бибикова Борис Полозов: Все предложения по бюджету, поступившие в Псковское областное Собрание, будут рассмотрены Мы такой бюджет поддержать не можем - Ульяна Михайлова Публичные слушания и поддакивания Вопреки ожиданиям пессимистов первый блин не вышел комом – Андрей Турчак о первых бюджетных слушаниях В бюджете области должен быть предусмотрен реальный рост зарплаты учителя – председатель профсоюзной организации Родинской школы Лев Шлосберг предложил изъять из областного бюджета средства на PRи отдать их муниципалитетам Пскову не нужны деньги других муниципалитетов – Иван Цецерский Наталия Соколова считает несправедливым непропорциональное сокращение бюджета Пскова по сравнению с областным Виктор Дуля пригрозил выставить на продажу здание областной администрации, чтобы наполнить бюджет Пскова Чтобы кому-то добавить, надо у кого-то забрать - Андрей Турчак о просьбе Пскова выделить 2,6 млрд рублей Глава Палкинского района пригрозил Пскову экологической катастрофой при невыделении средств на утилизацию пестицидов Андрея Турчака не смущает рост госдолга Псковской области: Я знаю, как мы будем его возвращать Борис Полозов поинтересовался, почему докладчики на публичных слушаниях не говорят «ни слова о культуре» Власти Пскова предлагают компенсировать городу затраты на осуществление функции административного центра Начались публичные слушания по проекту бюджета Псковской области Бюджетный комитет Псковского областного Собрания поддержал принятие проекта регионального бюджета в первом чтении Псковские депутаты обеспокоены ростом бюджетных заимствований Бюджетный комитет Псковского областного Собрания приступил к рассмотрению проекта регионального бюджета Публичные слушания по проекту бюджета области на 2013 год можно будет посмотреть в онлайн-режиме В проекте бюджета области на 2013 год сократились расходы на санаторно-курортное оздоровление медработников – Ю. Климчук Увеличение размера фонда оплаты труда, предусмотренное в проекте бюджета, пойдет на доплату до МРОТ - мнение профсоюзов Председатель «первички» Псковской станции переливания крови: Проект бюджета области на 2013 год - это невыполнение указа президента Утвержден регламент публичных слушаний по бюджету Псковской области-2013 Все предложения депутатов Псковской гордумы по проекту бюджета будут рассмотрены и учтены - Максим Жаворонков Глава Пскова прогнозирует остановку лифтов из-за сокращения бюджета-2013 Псковские депутаты обратятся к областным коллегам с просьбой увеличить бюджет города Депутаты городской Думы не знают, как Псков будет развиваться с предложенным бюджетом Олег Брячак не понимает, за счет чего областные власти ждут существенного роста доходов от налоговых и неналоговых поступлений «Нет документов - нет денег!» В 2013 году на содержание и ремонт дорог в Псковской области выделят 2,3 млрд рублей Партия парламентского большинства первой приступила к коллегиальному рассмотрению бюджета Ульяна Михайлова: Параметры проекта областного бюджета не соответствуют даже минимальным ожиданиям работающего населения Псковской области Александр Рогов: Фракцию КПРФ на заседание по обсуждению бюджета губернатор пока не приглашал В проекте бюджета Псковской области на 2013 год заложены средства на создание медицинского call-центр 80 млн рублей в 2013 году предполагается потратить на развитие дошкольных групп в Псковской области Губернатор пригласил глав районов Псковской области на общественные слушания по бюджету Андрей Турчак: Бюджет Псковской области остается социальным Виктор Антонов считает, что нужно активнее обсуждать вопросы наполнения и рационального использования бюджета Публичные слушания по бюджету Псковской области состоятся в ГКЦ Фракции областного Собрания приступают к обсуждению бюджета Губернатор Турчак призвал псковичей обсуждать проект бюджета и задавать вопросы в его блоге Дефицит бюджета Псковской области на 2013 год и плановый двухлетний период составит 30% 23 октября состоятся публичные общественные слушания по бюджету Псковской области Читатели ПЛН одобряют общественное обсуждение проекта регионального бюджета Опубликован проект бюджета Псковской области на 2013 год Борис Полозов: Общие параметры бюджета сбалансированы, но со многими разделами придется детально разбираться Александр Котов: Надеемся, на октябрьской сессии мы сможем принять проект бюджета в первом чтении Проект бюджета Псковской области-2013 внесен на рассмотрение депутатов Проект бюджета Псковской области планируют внести на рассмотрение депутатов 8 октября
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.