Новости партнеров
Культура

В одной лодке: куда плывут псковичи под флагом ЮНЕСКО

03.02.2020 19:11|ПсковКомментариев: 12

Сложно ли управлять лодкой? Если вы каждый день выходите в плавание, конечно, нет. Но если для вас это первый опыт, конечно, трудностей не избежать. Кто-то гребет неправильно, кто-то боится каждого поворота, а кто-то просто сачкует.

Примерно такая ситуация сложилась с псковскими памятниками, внесенными летом прошлого года в список ЮНЕСКО. Наша общая лодка, которую мы долго строили и готовили к отправлению в путь, наконец-то, отшвартовалась. Но на самом интересном месте, как это часто бывает, возникла масса вопросов: а кто у нас рулевой и куда мы плывем, почему от лодки «Победа» отвалились две первые буквы и как это исправить, где заветный сундучок с золотом на неотложные нужды...

Псковские общественники неоднократно обращались в комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области с просьбой «огласить весь список, пожалуйста», но ни декабрьская конференция «Храмы псковской архитектурной школы в ЮНЕСКО», ни два заседания Общественного совета при комитете по охране объектов культурного наследия Псковской области не дали, по мнению активистов, никаких существенных результатов. Складывалось ощущение, что лодка несется по водной глади без руля и без ветрил. 30 января в Пскове состоялось третье заседание Общественного совета при региональном комитете по охране объектов культурного наследия - с той же повесткой, с теми же участниками. Но ветер перемен, кажется, наконец-то подул в паруса общей лодки.

Нас много и мы в тельняшках

Если точнее, участников на этот раз было чуть больше, чем обычно. Председатель комитета по охране памятников Наталья Тихомирова не смогла скрыть своего удивления и попросила Наталью Савицкую представить каждого гостя и объяснить цель его присутствия на заседании. 

Дело в том, что в просторном кабинете ведомства собрались не только общественники, но и пользователи памятников, вошедших в список ЮНЕСКО (настоятели трех храмов и заведующая отделом «Мирожский монастырь» Псковского музея-заповедника Таисия Круглова), эксперты совета (в частности, представители авторского коллектива победившей номинации: экс-глава комитета по охране ОКН Елена Яковлева и искусствовед, ответственный секретарь Архсовета, зампредседателя Псковского областного отделения ВООПИиК Ирина Голубева), а также председатель Общественного совета по культуре Игорь Плохов.

Объясняя многочисленность собрания, председатель Общественного совета Наталья Савицкая процитировала слова директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Владимира Аристархова, сказанные им 18 декабря на научно-практической конференции на тему «Включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО объектов от имени Российской Федерации: проблемы и перспективы».

Констатировав недостаточную координацию действий между управленческими структурами федерального, регионального и муниципального уровней, он отметил, что основной угрозой является невыполнение международных обязательств в отношении объектов уже включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он напомнил, что к 2022 году по каждому объекту должны быть подготовлены материалы и заполнены масштабные онлайн-опросники, и предложил начать предварительную работу уже в этом году.

Эти тезисы и задали весь тон и конструктив заседания. Поначалу, впрочем, диалог не заладился. Комитет попенял общественникам, что они не выполнили обещания, данные на конференции, и не подготовили свои предложения по «дорожной карте» касательно объектов ЮНЕСКО в срок до 31 января. Мол, шуму много было, а на выходе тишина.

Ничего подобного, - ответствовали в Общественном совете, - мы все подготовили, но хотелось бы сначала посмотреть на ваши наработки. Комитет сослался на то, что они не могли начать работу, не учтя пожеланий неравнодушных псковичей. А потом и вовсе выяснилось, что строить какие-то карты пока рано, потому что Министерство культуры РФ готовит законопроект, предусматривающий введение новых дефиниций, связанных с памятниками Всемирного наследия, и определение полномочий органов госвласти в части обеспечения выполнения международных обязательств, вытекающих из конвенции. Вопросы о сохранении объектов ЮНЕСКО должны быть учтены в новом базовом законе о культуре РФ, который поручил разработать президент РФ Владимир Путин. 

«Что же нам делать - закрыть все на замок и ждать?» - резонно вопрошали общественники и пользователи памятников, получая неизменный ответ: комитет полномочен действовать исключительно в рамках законодательства. Но время не ждет: вот, например, храм Косьмы и Дамиана с Примостья - тот, рядом с которым сейчас ведутся интенсивные дорожные работы - что делать его настоятелю, благочинному храмов города Пскова иерею Михаилу Федорову? «Нам что нужно - храм, музей? - задает вопрос батюшка и продолжает, не получив ответа. - Я считаю, что мы должны сегодня договориться о создании не очередного контролирующего органа, а о консультативной помощи. Я понимаю претензии научного сообщества, но на мои вопросы как настоятеля оно не отвечает. Если оставить все частности и претензии - 25 лет назад у нас были сараи и развалины, а сейчас мы имеем то, что можно хотя бы критиковать. Давайте договоримся о целях - чего мы хотим, где наше лицо? Мне перечислят все, что у меня не так, но целостного видения нет. Поэтому и "дорожной карты" не будет. Надо искать консенсус, исходя из принципа "не навреди"».

К мнению священника присоединилась и старший научный сотрудник Псково-Изборского объединенного музея-заповедника Ирина Мельникова. По ее словам, пользователи особо ценных памятников Пскова регулярно сталкиваются с одними и теми же проблемами - плохим качеством предлагаемых проектов и производимых работ. «Мы не обладаем необходимыми знаниями и были бы благодарны комитету по охране ОКН за консультативную поддержку и помощь в вопросах проверки смет, присутствия на площадках во время производства работ, - пояснила она. - Проблемой пользователя является организация всего процесса реставрации, где он не является специалистом».

Общее дело

В итоге мысль, которая буквально витала в воздухе, сформулировала Елена Яковлева. «Наследие - это платформа для объединения, - сказала она, взяв слово. - Из плоскости взаимных упреков и обвинений, особенно при работе с таким важным и особенным объектом наследия, надо выходить. Такой особенной номинации, как псковская, состоящая только из храмов, нет больше нигде в России. ЮНЕСКО и попадание в этот список - это не консервация и не остановка жизни, это стимул к устойчивому развитию. Это не только сохранение, но и популяризация, туризм, инфраструктура, развитие местных сообществ. Это огромная системная работа».

Развивая свою мысль, Елена Александровна отметила: «Если обратиться к Конвенции (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, 16 ноября 1972 г. - ред.) - мы видим, что в ней участвует не Общественный совет и не комитет, а государство. Поэтому предложения общественности обязательно надо учитывать, но строить на них план управления, на мой взгляд, не стоит. Во-первых, схематически он уже прописан в номинации – теперь его надо раскрывать и реализовывать на разных уровнях. Во-вторых, существуют довольно четкие рекомендации и большой опыт других регионов. Может быть, комитету стоит подумать о создании некой постоянно действующей рабочей группы, которая проработает организационно-административные  вопросы, в том числе и подготовки плана? Помимо представителей различных государственных структур федерального, регионального, муниципального уровней в нее должны войти специалисты, представители пользователей (Псковской Епархии, музея-заповедника - ред.) и общественности, в том числе и научно-методического и Общественного советов. Но самое главное, нужно решить вопрос о специальном подразделении, которое будет заниматься вопросами управления, мониторинга, популяризации, станет той площадкой, на которой будут координироваться и согласованно решаться все вопросы, связанные с объектами нашей номинации. Может быть, это будет некий центр управления и мониторинга».

По мнению эксперта, участвовавшего в разработке псковских номинаций, уже в этом году необходимо приступить к решению целого ряда вопросов по обсуждаемой теме. В качестве первых шагов, наряду с созданием рабочей группы, это может быть также разработка информационного ресурса (сайта) по объектам с уточненными историческими справками, инициатива о подготовке и проведении в Пскове межрегиональных конференц-мероприятий, в рамках которых можно было бы обсудить наиболее актуальные вопросы и опыт сохранения объектов ЮНЕСКО и многое другое. Все это способствовало бы переводу проблемы на иной, более высокий организационный  и методологический уровень.

Позицию Елены Яковлевой поддержала Таисия Круглова. «Конечно, вопрос управления для нас очень важен. У нас есть список предложений по "дорожной карте". Но первое - нам действительно надо создать рабочую группу, достаточно широкую по составу, - заявила она. - Это серьезная работа, где нам предстоит работать и отчитываться, а это очень сложно. Я думаю, что все вместе мы должны определиться. Этот вопрос не решить без губернатора, такое решение должно идти сверху. У всех в этой ситуации свои интересы, но работа-то должна быть одна. Если мы будем выяснять, кто и что должен делать, у нас не будет результата. Работа должна быть только совместная. Нам перед общественностью всего мира отвечать за наши объекты».

Стоит отметить, что эту идею региональный комитет по охране памятников взял на карандаш, уточнив, что формат деятельности в рамках рабочей группы приемлем и с точки зрения действующего законодательства и опыта других регионов, где есть объекты ЮНЕСКО.

Кстати, на Псковскую область может быть распространен опыт законодательства Татарстана, где в республиканский закон об охране памятников ввели отдельную статью, в которой оговаривается, кто и как должен готовить отчет для ЮНЕСКО. Там этим занимается региональный орган охраны памятников. Такая же норма может быть прописана в законе Псковской области от 10.05.1999 № 37 «О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области».

Пскофф и ЮНЕЗКО

Не обошлось на заседании Общественного совета и без обсуждения табличек, размещенных на объектах ЮНЕСКО с ошибками в названиях и датировках. Первый заместитель председателя комитета Александра Комиссарова разъяснила, что работы по изготовлению и установке информационных табличек были выполнены в 2019 году за счет средств областного бюджета на основании договора между комитетом и индивидуальным предпринимателем, заключенного из анализа рынка соответствующих услуг. Сведения на табличках соответствуют данным Единого госреестра ОКН и приказу Министерства культуры РФ.

«Действующим законодательством допускается внесение изменений в реестровые данные, но только на основании акта государственной историко-культурной экспертизы, - уточнила Александра Николаевна. - Инициатором могут быть в том числе физические и юридические лица. Акты ГИК по уточненным данным в комитет не поступали».

По словам Ирины Голубевой, вопрос об уточнении наименований и дат отнюдь не нов, в регионе он поднимался еще в 90-х, с 2008 года такая работа проводилась в отношении региональных памятников, так что опыт имеется. Что касается памятников, вошедших в список ЮНЕСКО, они вносились на охрану 50 лет назад.

«Тогда не было еще тех знаний, все ставилось списком, были технические ошибки, были ошибки по существу, - рассказала Ирина Голубева. - За 50 лет наука продвинулась вперед. Пока все обсуждения происходили в недрах комитета и управления культуры, дело касалось лишь узких специалистов. Но теперь, когда это вышло на уровень города и страны, становится стыдно. В номинации написана датировка, соответствующая реестру, а через две строчки в тексте все наоборот. Такую ситуацию терпеть невозможно. В данном случае комитет поспешил с табличками. Зная об ошибках, можно было бы корректировать постепенно, по пять штук в год. Не надо было компромиссы разводить».

Теперь ошибочная информация пошла в буклеты и дальше - на туристские выставки в Прибалтику и Европу. Чтобы остановить распространение недостоверных сведений, действительно необходимо проведение экспертизы. Вот только у комитета нет на нее средств - планируя бюджет, псковские чиновники не рассчитывали на такие страсти вокруг номинаций. На вопрос о том, готова ли она выступить волонтером и на общественных началах инициировать проведение экспертизы, Ирина Голубева ответила, что для нее это не проблема. «Вопрос в другом: мне надо будет привлекать целый ряд консультантов из Петербурга, имеющих статус в научном мире, - объяснила она. - Согласятся ли они волонтерами быть? Не могу сказать».

Присоединившись к обсуждению, Елена Яковлева напомнила, что ценность псковских памятников не снижается из-за вопросов о датировках и названиях, и предложила комитету внести уточнение данных Реестра в план на перспективу: «есть такой запрос - почему бы его не решить?».

Дальше больше - вопросы у общественности возникают уже не только о том, как закрались «ляпсусы» на таблички, но и почему для них выбрали именно те места, где они сейчас установлены. «Мы можем перенести таблички, - ответила Наталья Тихомирова. - Предложите место. Но мы считаем, что это место верное».

И тут выяснилось, что волшебным образом таблички ЮНЕСКО появляются теперь в Пскове даже на памятниках, которые к ЮНЕСКО не имеют никакого отношения. Недавний пример - эмблема и символ Всемирной организации на крепостной стене и новой башне Святых ворот. По словам Ирины Голубевой, от туристов уже поступают вопросы о том, относится ли этот объект к списку Всемирного наследия. Комитет обещал разобраться с данной ситуацией, отметив, что данная табличка была установлена без их участия, по инициативе администрации.

***

Если верить в примету «Ударился локтем - значит, кто-то вспоминает», то чиновники из Минкульта, губернатор Псковской области Михаил Ведерников и эксперты ЮНЕСКО в день заседания Общественного совета при региональном комитете по охране объектов культурного наследия провели нескучные полтора часа.

Но главный итог встречи, конечно же, не в ушибленных локтях, а в робкой попытке нащупать точки соприкосновения между всеми, кто имеет отношение к псковским объектам Всемирного наследия, кому небезразлична судьба псковского наследия. И члены комитета, и общественники, и пользователи памятников медленно, но верно приходят к пониманию того, что только от их совместной работы зависит, продолжит ли лодка под флагом ЮНЕСКО свое прекрасное плавание или превратится в «корабль дураков»...

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Пользуетесь ли вы замедленными / запрещенными в РФ соцсетями и платформами?
В опросе приняло участие 46 человек
Лента новостей