Новости партнеров
Status Media - 2011

Премии Северо-Запада: от «Эврики» до премии Сапога

15.11.2011 13:02|ПсковКомментариев: 0


Есть такая традиция - награждать лучших. Сколько ей лет - бог знает. В наши дни ритуалов награждения существует великое множество, один из них - премирование. Возникновением премий мы обязаны Древней Греции, где проводилось большое количество состязаний, в том числе знаменитые Олимпийские игры. Их победителей награждали почётным венком из ветвей лавра. Неслучайно и человек, которому присуждается премия, называется лауреатом (от лат. laureatus - увенчанный лаврами).

Названия многих современных премий у нас на слуху: Нобелевская, Оскар, Грэмми, ТЭФИ, Букеровская, Пулитцеровская... Менее известны, но от этого не менее интересны разнообразные региональные премии, цель которых - награждение тех, кто является гордостью в конкретно взятом регионе или в определенной сфере деятельности. Из малого складывается большое, и каждое фото на доске местной почета - залог будущих достижений национального масштаба. Какие же премии сейчас существуют в границах северо-западного региона, кто является их организаторами, и кто становится их победителями?  

По обыкновению, самый щедрый даритель званий - городские и областные администрации. Смотры достижений и талантов регулярно пополняют наш мир свежими лауреатами. Эта традиция перенята из советских времен, ее рецептура с тех пор почти не изменилась. Берется профессиональный праздник или какое-нибудь «важнейшее для нас искусство», утверждается список фамилий и организаций, при скоплении слуг народа под громкие аплодисменты наиболее достойным вручаются дипломы, присваивается звание лауреата и выплачивается премия в соответствии с распоряжением администрации.

Больше всего любят чествовать людей творческих. Так, в Псковской области не первый год уже вручается премия областной администрации в области культуры и искусства, архитектуры и журналистики. Вручается в марте, накануне Дня работника культуры.

Отношение к подобным премиям достаточно скептичное: это казенные премии, которые выдаются, исходя из субъективных оценок чиновников. Победителей выбирают по принципу: кого любим, того и награждаем. Неудивительно, что лауреатами областной премии, например, для средств массовой информации из года в год становятся журналисты из прогубернаторского пула.

Более затейливые по названию, но схожие с псковской по содержанию премии в близлежащих регионах: премия Сампо в Карелии, премия Шергина в Архангельске.

Кроме людей искусства, власти Северо-Запада поддерживают лучшие семьи региона (премия «Признание» в Карелии, «Отец года» в Вологде), предприятия ЖКХ (премия мэра Великого Новгорода «Чистый город»), педагогов (премия П.А.Колесникова в Вологде), изобретателей (премия Калининградской области «Эврика»), пожилых людей (премия мэра Архангельска «Доброта. Доверие. Достоинство»). Повсеместно проводятся конкурсы профессионального мастерства врачей, строителей, продавцов... 

В этом перечне особняком стоит, как нам показалось, акция администрации Мурманска со скромным таким названием «Улучшатель мира» (проводилась в регионе в 2004-2006 году). Она обращает на себя внимание нетривиальным подходом к идее награждения. Ее цель предсказуема: «Поощрить и поддержать мурманчан, городские предприятия, внесшие общепризнанный вклад в реализацию проектов и программ, способствующих экономическому и социальному развитию города». Но какова форма воплощения этой цели! Первые буквы названий номинаций образуют слово «мурманчане»: «Мужество», «Успех», «Рыбак», «Мурманская марка», «Аплодисменты», «Начинание», «Чуткость», «Активность», «Наставник», «Единение». Судя по интернет-публикациям, премия в свое время вызвала большой резонанс в регионе.

Все бы мило и очень хорошо, но волна «властных» награждений время от времени сталкивается с другой волной - отказов от премий и регалий. Широко известны случаи возвращения наград государственного уровня, но и на местах бывает, случаются, непредвиденные казусы. В Псковской области, насколько нам известно, подобных прецедентов не было, а вот в Мурманской - пожалуйста. В конце 2002 года журналисты области отказались от наград Мурманской областной думы, обвинив последнюю в «отсутствии объективности». Премии, назначаемые властями, часто критикуются: «У чиновников редко хватает фантазии потратить казенные деньги на что-то полезное. На что-то глобальное их не хватает, но девать средства куда-то надо. Вот и появляются у нас, как в свое время гипсовые пионеры в парках, многочисленные местечковые награды. Инициатива-то полезная, но в провинциальном исполнении выглядит грустно – как глянцевая калька со старших, московских братьев. Кроме того, велик риск того, что это превратится в «торговлю титулами». Причем основными покупателями станут люди, лояльные к властям. Кроме того, муниципалитеты предпочитают награждать тех, кого они знают и принимают, кто уже давно оценен обществом по достоинству, в общем, премируют очевидные кандидатуры.

Бизнес, кстати, не часто становится объектом награждений властями, что, в принципе, и понятно: могут ведь возникнуть подозрения в том, что тот или иной политик занимается предпринимательской деятельностью, и, так сказать, пиарит свое предприятие. Тем не менее, в крупных городах северо-западного региона существуют премии за достижения в различных областях бизнеса. Это «Калининградский бренд»,  «Сделано в Санкт-Петербурге», «Лучший экспортер Санкт-Петербурга», «Деловая Петербурженка»...

И все же основным генератором премий для предпринимателей в регионах является, пожалуй, Торгово-промышленная палата России. Ее главное мероприятие - Национальная премия в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий». Она вручается при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации. Целью конкурса является «содействие развитию предпринимательства в России, обеспечение возможности предпринимателям представить лучшие образцы продукции и услуг, передовые отечественные бизнес-модели, а также - пропаганда идеи социальной ответственности бизнеса, укрепление традиций российского предпринимательства, формирование уважительного отношения общества к бизнесу. Конкурс проводится среди российских малых предприятий с численностью персонала до 100 человек и предприятий-экспортеров, и является важной составляющей Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства».

Торгово-промышленные палаты областных центров организуют региональные этапы Всероссийского конкурса, а также могут выступать с собственными инициативами премирования. Например, ТПП Новгородской области ежегодно проводит конкурс инновационных разработок «Золотая София», конкурс «Высокое качество».

К богатому опыту ТПП часто обращаются организаторы независимых премий. Так, Санкт-Петербургская ТПП является официальным партнером бизнес-премии «Шеф года», которая вручается ежегодно с 2007 года в культурной столице. Проект проходит при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, сообщества профессионалов Retailer, компаний HeadHunter и WorkLine Group.

Один из соучредителей этой значимой для культурной столицы премии - журнал «The Chief». Медиа-составляющая, как показывает анализ независимых премий северо-западного региона, вообще чрезвычайно важна: именно медиа-структуры в подавляющем большинстве примеров становятся идейными вдохновителями премий. Участие СМИ делает возможным широкое освещение деятельности номинантов и массовое их обсуждение, в отличие от «властных» премий, где победители выбираются различного рода экспертными группами. Независимые организаторы премий имеют уникальную возможность учесть и связать воедино и мнение «верхов», и точку зрения обычных людей. Более того, если премии регионального руководства преимущественно «рыночные» (присуждаются за успех в конкретном случае, выдается денежное вознаграждение), то независимые премии являются статусными. Они позиционируют победителей в качестве авторитетных персон. Присуждение  премии  или попадание в шорт-лист номинантов статусных премий всегда важнее денежного вознаграждения или получения каких-либо льгот.

На сегодняшний день, вероятно, одна из самых долгоиграющих независимых региональных премий - питерская Gazelle Бизнеса. Она была учреждена 8 лет назад газетами группы компаний Bonnier Business Press. Задача проекта: «поддержать открытый, растущий бизнес,  рассказать о нем всему предпринимательскому сообществу Петербурга и Ленинградской области. Продвигать динамично развивающиеся предприятия в своем секторе рынка. Показать динамику и рост экономики в Петербурге и Ленинградской области». Независимый экспертный совет в течение всего года отбирает компании и составляет рейтинг их экономического роста, учитывая такие показатели, как динамика развития, позиционирование себя на рынке, pr-кампании, отзывы потребителей и репутация среди партнеров. На основании рейтинга выбираются номинации премии и Super-Gazelle года. Проект рассчитан на стимуляцию роста бизнеса в Петербурге и Ленинградской области.

Примером независимой статусной премии является и калиниградский «Приз чести» (учрежден в 2008 году деловым журналом «Новый Кёнигсберг»).

Различные независимые премии учреждаются также просто энтузиастами своего дела. Например, с 2001 года ежегодно в день открытия сезона в Новогородском «Малом» театре для детей и молодежи вручается премия «Театральный смотритель», которая отмечает самых активных зрителей театра и присуждается учителям и журналистам.

Из разряда курьезных - премия Сапога, учрежденная в 2011 году активистами Карельского отделения Федерального молодёжного проекта «ВСЕ ДОМА». Премия вручается один раз в три месяца за особые достижения и заслуги в области жилищно-коммунального хозяйства. Лауреатом премии Сапога может стать совершенно любой представитель руководящего звена предприятий работающих в области жилищно-коммунального хозяйства или представитель власти на местах, в чьи обязанности входит курирование данной отрасли.

Каждые три месяца активисты проекта «ВСЕ ДОМА», облаченные в символику проекта и яркие резиновые сапоги, под вспышки фото- и видеокамер, приходят к лауреатам, чтобы вручить им их награды в виде пёстрого резинового Сапога и сертификата, удостоверяющего получение премии.

Премия «StatusMedia», учрежденная Псковской Лентой Новостей, - уникальная в своем роде. Как мы видим, существуют премии административные, общественные, бизнес-премии. Премия же Псковской Ленты Новостей носит универсальный характер, отражая главный лозунг информационного агентства: «Полная картина жизни». ПЛН освещает самые разнообразные стороны жизни региона: и политическую, и общественную, и культурную, и спортивную, и экономическую, и сферу развлечений. Премия «StatusMedia» также является наградой за самые разнообразные достижения отдельных псковичей или целых предприятий.

StatusMedia-2011 - это независимость, объективность, возможность самого широкого обсуждения. Это подведение итогов уходящего года во всем многообразии его проявлений. Это высокая оценка достижений в сфере бизнеса, общественной жизни, культуры, спорта. Это благодарность тем людям, которые изменили нашу жизнь. Это премия для достойных людей и достойных компаний.

Напомним, премия «Status Media» была учреждена в 2008 году Псковской Лентой Новостей для того, чтобы представить псковичам людей и организации, достигших больших успехов в экономической, политической, общественной, культурной и спортивной жизни региона. Она является первой подобной премией в регионе. Многие псковские политики, общественные деятели, представители бизнеса уже имеют статуэтки «Status Media».

Победители «Status Media-2011» будут выявлены в 11 номинациях. Определить лидеров в каждой из номинаций предстоит по итогам интернет- и SMS-голосования. Кроме того, будет учитываться мнение экспертного сообщества.

Генеральный спонсор - ЗАО «Авто-Русь» - официальный дилер «Шевроле» и «Опель».

Официальный спонсор - Дизайн-центр «Красивая мебель».

Официальный партнер - Торгово-промышленная палата Псковской области.

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 274 человека
Лента новостей