Дирижер Геннадий Чернов известен псковичам уже на протяжении 10 лет. В декабре 2005 года он стал работать с Симфоническим оркестром Псковской филармонии, в 2006-м - стал главным дирижером и художественным руководителем, занимая эту должность до недавнего времени. Сейчас в жизни музыканта новый период, но он не планирует разрывать свои отношения с Псковом. Об итогах работы с оркестром Псковской филармонии и о том, что еще будет поведано псковским слушателям, Геннадий Чернов рассказал Псковской Ленте Новостей.
- Геннадий Борисович, я предлагаю начать беседу с предстоящего концерта под названием «Новогодний калейдоскоп». 13 января у псковичей будет возможность вновь увидеть вас за дирижерским пультом. Что это будет за концерт?
- Это наша добрая традиция, которая идет с 2010 года. Мы исполняем популярную симфоническую музыку в Старый Новый год. Мы знаем, что публика их очень любит, каждый год на этих концертах аншлаги. Часто по многочисленным просьбам мы играли произведения, которые давно в репертуаре симфонического оркестра, но в этом году - совершенно новая программа, составленная из очень популярных сочинений - это вальсы и увертюры из оперетт, музыка танцевальных жанров, концертные номера из балетов. Также в программе замечательные произведения современного мексиканского композитора, то есть латино-американская музыка, зажигательные ритмы.
- Но это популярная классика?
- Да, это популярная классика, но псковской публике в живом исполнении незнакома, практически все сочинения исполняются впервые на сцене БКЗ.
- Вы работаете с Псковским оркестром уже 10 лет...
- Да, я пришел в Псковскую филармонию в декабре 2005 года. Именно тогда был первый концерт оркестра под моим управлением.
- Чего удалось достигнуть Псковскому оркестру? Какой путь прошел коллектив за эти 10 лет?
- За это время оркестр исполнил громадное количество симфонических произведений: симфоний, концертов, сюит, подготовил более сотни программ и познакомил псковичей с многими шедеврами мировой музыкальной культуры. И сейчас коллектив продолжает это делать. И публике, и мне отрадно было видеть, как вместе с профессиональным опытом росло мастерство коллектива. Отмечу ответственный подход артистов оркестра к своему делу, их любовь к творчеству. Благодаря этим их качествам, проявившимся в нашей совместной работе, симфонический оркестр Псковской филармонии состоялся как художественное явление, любимое публикой в Псковской области, заметное и в России, в целом, и в соседних с Псковом странах Балтии.
- За последние годы псковский оркестр принимал участие во многих масштабных проектах, в том числе в сотрудничестве с зарубежными коллегами. Какие из концертов, гастролей, мероприятий запомнились больше всего?
- Запомнились все, можно вспомнить самые значительные проекты, которые были осуществлены за это время. Впервые оркестр оказался в центре внимания любителей музыки с концертным исполнением оперы «Травиата» в 2006 году, где партию Виолетты исполняла Олеся Головнева, псковичка, которая сделала международную карьеру как певица и давно, как известно, проживает в Вене. Мы увидели, что исполнение оперных шедевров востребовано слушателями. Поэтому в 2007 году оркестр исполнил оперу «Иоланта» вместе с солистами Большого театра. В 2010 году впервые в Пскове в концертном исполнении прозвучала «Псковитянка» Римского-Корсакова с участием солистов Мариинского театра. В сценической версии опера «Травиата» была представлена уже в 2010 году в сотрудничестве с Финской оперой. С нашими соседями – национальной оперой «Эстония» - мы представили оперу «Кармен» в 2011 году.
Также, нами была поставлена опера выдающегося современного российского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды», которая после долгого периода забвения возобновилась именно в Пскове. После она была поставлена и в Большом театре, и даже в Зальцбургев Австрии.
В 2012 году впервые в Изборске мы исполнили кантату Прокофьева «Александр Невский». Как и «Псковитянка», сочинение непосредственно связано с историей Псковской земли. Интересно, что эта музыка впервые исполнялась территориально очень близко к местам самих исторических событий 1242 года, связанных с битвой на Чудском озере.
Также, оркестр впервые за это время успешно и регулярно начал выезжать на гастроли к нашим соседям в балтийские государства - выступал в Риге, в залах «Эстония» в Таллине, «Gors» в Резекне, в Тарту, неоднократно на фестивале «Лейго». А в 2014 году коллектив уезжал на длительные гастроли в Финляндию, где выступал на замечательных концертных площадках в Хельсинки и девяти других городах страны.
Отметим также замечательный пример международного культурного сотрудничества, исполнение кантатно-ораториальных произведений совместно с выдающимся коллективом - государственным академическим хором «Латвия».
Еще два значительных события: День славянской письменности и культуры в мае 2015 года, тогда в Псковском кремле впервые пел сводный хор Псковской области в полторы тысячи человек, и 100-летие Всероссийского Певческого праздника в 2011 году. Можно сказать, что в этих проектах сводный хор, и взрослых и детей, со всей Псковской области состоялся как единый коллектив. Это был для певцов, и для меня, и для оркестра очень важный творческий опыт.
Эти проекты осуществлялись филармонией под моим художественным руководством, но они все оказались возможны благодаря особому вниманию, заинтересованности и поддержке культурного департамента администрации Псковской области, которые мы видели все это время.
Подводя итог этих 10 лет, можно сказать, что оркестр прошел громадный творческий путь к большой радости псковской публики.
- Обратимся как раз к публике. За 18 лет существования оркестра удалось воспитать псковского зрителя? Псковичи научились воспринимать классическую музыку?
- Думаю, что да. Постепенно мы наблюдали, как все чаще и регулярнее в БКЗ филармонии на концертах симфонического оркестра собираются аншлаги. Мы видим энтузиазм слушателей. Например, в прошлом филармоническом сезоне все 4 мои концерта прошли при полном зале, в частности на исполнении симфоний Сен-Санса и Чайковского. То, что публика посещает с большим интересом концерты не только популярного, но и академического жанра, говорит о многом. Задача исполнителей классической музыки не столько в развлечении, сколько в духовном и культурном развитии.
- Дирижер, по сути, является связующим звеном между слушателями и музыкантами. Каким образом вы выполняете эту миссию? Есть ли какие-то профессиональные тайны?
- Дирижер добивается от оркестра такого звучания, которое слышит внутренним слухом. Все аспекты, такие как: условия работы артистов, содержание и стиль репетиций, их расписание должны служить одной цели – обеспечению высокого качества звучания. В целом, когда происходит подготовка концерта, реализуется художественный проект, в частности в Псковской филармонии, то вся моя мотивация заключается именно в том, чтобы оркестр сыграл, а зал услышал партитуру звучащей так, как я слышу ее внутри себя. Когда у дирижера нет представления о том, как должно звучать, а такое случается нередко, – это слышно и всем остальным вокруг. Поэтому на дирижера при руководстве оркестром возложена большая ответственность. Я очень рад, что мое слышание оказалось интересно псковской публике, если судить по количеству слушателей в зале.
- Несколько лет назад мы с вами также рассуждали о роли симфонического оркестра в культурной жизни Псковщины и о роли дирижера, который работает с этим оркестром. Вы чувствуете сейчас какие-то изменения в своей жизни как музыканта, как дирижера?
- 10 лет – довольно длительный период, за это время в оркестр Псковской филармонии вложено очень много сил, и отчасти я чувствую, что перемены необходимы и время их пришло. В этом и следующем сезонах, помимо нашей страны, у меня запланированы концерты с оркестрами в странах Балтии, в Испании, в Финляндии, в Польше. Заранее не буду посвящать более глубоко в свои профессиональные планы.
- Ждать ли нам, псковским слушателям, концертов с вашим участием, помимо «Новогоднего калейдоскопа»?
- Я чувствую, что псковской публике были бы интересны содержательные творческие проекты с участием оркестра, проекты, которые носят событийный характер, которые позволяют исполнить что-либо не исполнявшееся ранее или привезти какого-либо выдающегося артиста или коллектив.
- Вы тоже наверняка как-то прикипели в Пскову...
- Конечно. Я для Пскова не чужой человек, за эти годы я имел удовольствие познакомиться со многими замечательными жителями вашего прекрасного города как в концертном зале, так и в персональном качестве.
Беседовала Илона Васильева
Геннадий Чернов являлся художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Псковской филармонии c декабря 2005 по август 2015 года.
Во время работы с оркестром Псковской Филармонии осуществил следующие исполнительские проекты:
В мае 2015 в Псковском Кремле дирижировал Сводным хором Псковской области в составе 1300 человек на праздновании «Дня славянской письменности и культуры». Телеканал «Культура» осуществлял трансляцию части концерта в федеральном эфире.
В декабре 2014 г. успешно провел гастроли с оркестром Псковской Филармонии в десяти залах Финляндии:Kulttuuritaloв Хельсинки, Mikaeliв Миккели, в зале Сибелиуса в Ярвенпяя, Promenadikeskusв Пори, в Савонлинна и других городах.
В августе 2013 г. выступал в концертном зале «Gors”в Латвиии на фестивале LeigoJarvemusikaв Эстонии. Концерты освещались на телеканалах «Россия 24», «Культура», а также в СМИ стран Балтии.
В 2013-14 гг. в сотрудничестве с выдающимся коллективом – Государственным академическим хором «Латвия»- исполнил кантату К. Орффа «Carmina Burana»и «Реквием» Дж. Верди, а также оперы «Царская невеста»Н. Римского-Корсакова совместно с московским театром «Новая Опера»в концертном исполнении и «Богема»Дж. Пуччини в постановке народного артиста России Александра Петрова.
В августе 2012 г. в Изборске в рамках празднования 1150-летия российской государственности, а также в связи с 770-летней годовщиной битвы на Чудском озере исполнил кантату С. Прокофьева «Александр Невский» с симфоническим оркестром Псковской филармонии и хором Санкт-Петербургской государственной консерватории. В январе 2012 г. с большим успехом выступил с оркестром Псковской филармонии на гастролях в Эстонии, включая зал «Эстония» в Таллине. Концерты получили высокую оценку в прессе, эстонская радиостанция «Klassikaraadio» транслировала запись выступления.
С 2008-15 гг. впервые в Пскове в рамках абонементных программ впервые в Пскове исполнил симфонические произведения:
Первую симфонию Д. Шостаковича, Седьмую симфонию и сюиту «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, Первую симфонию В. Калинникова, Восьмую и Девятую симфонии А. Дворжака, Третью «Органную» симфонию К. Сен-Санса, Вторую симфонию П. Чайковского, Пятую симфонию Л. Бетховена, Третью симфонию Р. Шумана, симфонические сюиты «Шехерезада», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Светлый праздник» Н. Римского-Корсакова, «Американец в Париже» и «Рапсодию в стиле блюз» Дж. Гершвина, а также сочинения Глинки, Бородина, Сметаны, Сибелиуса, Пьяццоллы, Дж. Уильямса и многие другие;
кантатно-ораториальные сочинения: «Реквием» В. Моцарта, «Реквием» Дж. Верди, «CarminaBurana» К. Орффа, «Александр Невский» С. Прокофьева;
фортепианные, скрипичные и виолончельные концерты П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Р. Шумана, Дж. Гершвина, Н. Паганини, В. Моцарта, И. С. Баха с такими солистами как: : Элисо Вирсаладзе, Екатерина Мечетина, Игорь Урьяш, Петр Лаул, Вадим Пальмов, Аркадий Шилклопер, Граф Муржа, Лев Клычков, Родион Замуруев, Танел Йоаметс, Алексей Тановицкий, Надежда Кучер, Олеся Головнева, Евгений Акимов, Михаил Кит, Петр Мигунов, и другими.
В 2012-13 гг. принимал участие в международном фестивале Crescendo .
В 2011 г. в сотрудничестве в Национальной оперой Эстонии осуществил постановку оперы Ж. Бизе «Кармен», а также руководил сводным хором Псковской области певцов на праздновании 100-летия первого Российского певческого праздника.
В 2010 г. Впервые в Пскове исполнил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» в концертном исполнении, а также оперу Дж. Верди «Травиата» в совместной постановке с оперой г. Вааса (Финляндия)
В текущем и следующем сезонах концерты Г. Чернова запланированы в странах Балтии, Чехии, Финляндии, Испании, Польше.
Геннадий Чернов с 2001 года является приглашенным дирижером Оперы г. Вааса, Финляндия. В 2004–2005 годах был художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра министерства культуры республики Адыгея. C 2000 по 2004 год - дирижер Мурманского филармонического оркестра.
Выступал с Национальным Симфоническим оркестром Ирландии, оркестром города Карловы Вары (Чехия), Орфордским Фестивальным оркестром и оркестром Sinfonia Toronto (Канада), оркестрами гг. Вааса и Сейняйоки (Финляндия), Нишским Симфоническим оркестром и оркестром Белградского радио (Сербия), оркестром Государственного Эрмитажа «Камерата».
Гастролировал в Норвегии, Франции, Канаде, Финляндии, Эстонии, Латвии, Италии, Польше, Чехии, Болгарии. Выступал более чем с двадцатью российскими оркестрами: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Петрозаводска, Томска, Хабаровска, Краснодара, Архангельска, Майкопа, Мурманска, и др.
Геннадий Чернов, окончил Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию по классам хорового дирижирования (1997) и оперно-симфонического дирижирования в классе А. И. Полищука(2003).
В 1999-2003 гг. был участником Международных мастер-классов по симфоническому дирижированию в Orford Arts Centre и Royal Conservatory of music Conducting Institute (Канада) и в Вене (Австрия).
В 2013 г. стал обладателем Почетной грамоты и премии администрации Псковской области.
Дипломант Международного конкурса дирижеров «Riga-97», получил золотую медаль и специальную премию«Лучший молодой дирижер» на Международном хоровом конкурсе «Tampereen Savel» в г. Тампере (Финляндия, 1999).