Сегодня: Четверг, 14 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Доверие клиентов TeleTrade Новая компания на рынке Пскова Масло со скидкой! Европа Плюс бьет рекорды Топ-3 зимней обуви «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Геннадий Чернов: Дирижер управляет не палочкой, а всей своей личностью

29.01.2013 14:52 ПЛН, Псков

За 16 лет существования Симфонический оркестр Псковской филармонии поистине занял место ведущего музыкального коллектива Пскова и области. Без оркестрантов не проходит ни одно крупное музыкальное событие региона. Постоянное повышение уровня исполнительского мастерства, заслуженная любовь публики, масштабные проекты с участием авторитетных российских и зарубежных артистов – во всем этом есть заслуга художественного руководителя, главного дирижера оркестра Геннадия Чернова, работающего в Пскове с 2006 года. Выдвинутый на премию «StatusMedia-2012» в номинации «Культурный деятель» музыкант рассказал корреспонденту Псковской Ленты Новостей об успешно реализованных и планируемых проектах, о том, как и чем живет оркестр, о любимых жанрах, композиторах и, конечно, псковском слушателе.

- Геннадий Борисович, знакомство с вашей биографией открывает много интересных фактов. Вы работали в Финляндии, выступали с оркестрами из Ирландии, Чехии, Канады, гастролировали в Норвегии, Франции, Италии, Польше. Напомните, что привело вас в Псковскую область?

- Опера города Вааса в Финляндии приглашает меня до сих пор. В Псков я попал в 2006 году по приглашению директора Псковской областной филармонии Галины Александровны Ивановой и по рекомендации моего профессора из Санкт-Петербургской Государственной консерваторииАлександра Ивановича Полищука. Поддержка оркестрантов была очевидной, поэтому случилось так, что я остался и с тех пор являюсь главным дирижером симфонического оркестра Псковской филармонии.

- Что из себя представлял Псковский симфонический оркестр, когда вы его принимали, и какие проблемы удалось решить на сегодняшний день?

- Удалось решить две, как мне кажется, главных, задачи. Во-первых: значительно повысить уровень профессионального мастерства оркестрантов. Во-вторых, но не менее важно: выросло внимание и интерес слушателей, возник общественный резонанс от деятельности симфонического оркестра.

С тех пор музыканты оркестра приобрели громадный опыт. За это время сыграна масса музыки, и сыграна она, что немаловажно, очень часто при аншлагах. Мы очень благодарны замечательной псковской публике, которая с таким воодушевлением посещает наши выступления, с такой теплотой нас поддерживает. Это чувствуется и во время концертов и вне их, когда я встречаюсь с друзьями, с жителями Пскова. В деятельности артистов очень важно чувствовать свою востребованность. Дело в том, что публика приходит на концерт классической музыки не столько для развлечения, сколько для получения некоего духовного и эмоционального переживания. Это значит, что мы задеваем некоторые струны души слушателей. Это самое главное, для чего мы работаем.

- То есть можно назвать псковского слушателя благодарным?

- Вне всякого сомнения. По крайней мере, по отношению к симфоническому оркестру Псковской филармонии.

- Вместе с оркестром вы проделали серьезную работу, реализовано большое количество серьезных проектов. Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее значительными?

- Вообще, важен любой концерт: и программы для юного слушателя, и для взрослой аудитории, и оперы, и камерная музыка. Значительные программы последнего времени – это выступление на фестивале «Crescendo», исполнение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» на праздновании 1150-летия российской государственности в Изборске, открытие нынешнего сезона с замечательной пианисткой Екатериной Мечетиной, Всероссийский Певческий праздник, опера «Кармен» в сотрудничестве с Национальной оперой Эстонии, «Травиата» вместе с финскими партнерами. Через несколько дней псковскому зрителю будет представлена опера «Богема» Пуччини в постановке очень известного петербургского режиссера Александра Петрова. Кроме того, это и замечательная постановка оперы для детей выдающегося современного российского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды», которая именно в Пскове была возобновлена после долгого периода забвения. Конечно, это и программы для детей, где практически всегда у нас полный зал.

- Вы работаете не только с оркестром, но и с вокалистами, и с большими хоровыми коллективами. Насколько легко вам удается найти ко всем подход и управлять такой массой людей?

- Конечно, непросто управлять большой группой артистов, где каждый сам по себе является творческой личностью, у каждого есть свое видение того, как нужно сыграть тот или иной музыкальный фрагмент. Мастерство дирижера заключается в том, чтобы установить взаимодействие между артистами, исполняемым сочинением и публикой, найти некоторый баланс внутри исполнительского коллектива. Очень важно найти компромисс между тем, как я слышу партитуру внутренним слухом, и тем, каковы наши реальные возможности, сколько у нас репетиционного времени и какой у нас состав оркестра.

С вокалистами и хорами мне работать не сложно, потому что я по образованию и хоровой дирижер, и симфонический, закончил два факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории. Но, как правильно сказал однажды великий дирижер Юрий Темирканов: «Дирижирование – это такая профессия, которая начинается после сорока». Имел он в виду совершенно правильно, что для такой работы, безусловно, необходим еще и жизненный опыт. Дирижер управляет не палочкой, а всей своей личностью. Мне только 38, поэтому, смею думать, что главные достижения у меня ещё впереди.

- С оркестром работает еще один дирижер – Эдуард Банько. Насколько я помню, у вас одна школа. Как вы сотрудничаете, как проводите репетиции? Насколько оркестр легко переключается с одного дирижера на другого?

- Действительно, школа у нас одна, мы оба учились в Санкт-Петербургской консерватории у одного профессора. Эдуард Банько, в частности, ведет очень важную часть наших программ, адресованную юным слушателям. Как правило, в оркестрах есть главный дирижер и дирижер, которые постоянно работают с оркестром. Вместе с тем, как мне кажется, в данный период нашему оркестру очень важно видеть идругих дирижеров. Каждый новый дирижер – это некое свое слышание музыки, свой подход, и музыканты оркестра должны уметь гибко реагировать на разных солистов, дирижеров, новые сочинения, ансамблевую ситуацию вокруг.  

- Если говорить о таких земных вещах, без которых не может существовать оркестр, как музыканты, инструменты, зарплата. Как с этим обстоит дело в псковском оркестре? Какие есть проблемы и как они решаются?

- Мы начали разговор с проблем, которые удалось решить. Как раз не удалось решить, в силу обстоятельств, проблему доукомплектования оркестра до нужного количества артистов. Псков - город небольшой. Очень хорошо, что Санкт-Петербург находится недалеко, и некоторые петербуржцы постоянно работают в нашем оркестре. Для того, чтобы оркестр мог называться малым симфоническим, в его штате должно быть примерно 65 человек. До этой цифры нам еще необходимо пройти определенный путь.

Мастерство наших замечательных артистов растет с каждым концертом, и, думаю, совершенно необходимо, чтобы и зарплаты их были выше. В принципе, зарплата - это очень важный фактор, мотивирующий профессионалов оставаться работать в Пскове, а артистов из других городов - приезжать сюда на постоянную работу. Пока что на рынке оркестров-работодателей в России наше предложение по зарплате, скажем прямо, не самое конкурентоспособное. Тем не менее, несколько человек приехали к нам работать даже из Владивостока, Сибири, Омска и т.д. Для того чтобы доукомплектовать оркестр кадрами, закончившими консерваторию и хорошо умеющими играть, необходимо мотивировать их в материальной части и решить проблему с жильем для иногородних.

Что касается инструментов, то современный оркестр для того, чтобы работать и быть конкурентоспособным в сфере оркестрового исполнительства в современном мире,  должен очень хорошо звучать. Это зависит не только от музыкантов, но и от качества инструментов. Нужно сказать, что здесь нам идут навстречу, и огромное за это спасибо. Регулярно мы приобретаем новые инструменты. Есть большая надежда, что уже в ближайшее время парк музыкальных инструментов, особенно духовых, некоторые из которых уже практически выработали свой ресурс, будут доукомплектовываться все интенсивнее.   

- Оркестр играет в абсолютно разных жанрах, работает с многими музыкальными формами: от коротких музыкальных произведений до кантат и опер. Какую музыку лично вам больше нравится дирижировать? Может, есть любимые композиторы?

- Любимый композитор – это тот, которого сейчас исполняешь. Я стараюсь в программы ставить сочинения совершенно различных жанров и эпох. Мы исполняем много разной музыки и русской, и зарубежной. Поскольку я хоровик по первому образованию, один из моих самых любимых жанров – кантата.

- Вы исполняли кантату псковского композитора Александра Меркулова «Вече». Входят ли в репертуар оркестра другие произведения псковских композиторов?

- Да, кантату «Вече» оркестр исполнял даже дважды. Естественно, мы постоянно исполняем произведения псковских композиторов. Вспомним недавний юбилейный вечер Николая Михайловича Мишукова, который кроме как хоровой деятель имеет другую ипостась – он замечательный композитор-мелодист. В композиции важно уметь сочинить мелодию, которая легко ложиться на слух и запоминается. В этом Николай Михайлович мастер.

- Не раз из уст председателя комитета по культуре региона мы слышали, что Псков должен стать оперной столицей. Как вы относитесь к таким громким словам?

- Опера – это очень демократичный жанр, который более, как сейчас считается, популярен, чем симфоническая музыка. Опера предстает в наше время в совершенно различных сценических воплощениях. Слова председателя комитета образные, но довольно, при этом, точные, показывающие, что и в Пскове этот жанр востребован и любим. Действительно, нами уже было исполнено довольно много выдающихся опер. Между прочим, и «Псковитянка» Римского-Корсакова в концертном исполнении впервые прошла в Пскове с нашим оркестром.

- Какие масштабные проекты в планах у симфонического оркестра?

- Следующий симфонический сезон мы откроем Седьмой симфонией Сергея Прокофьева. Кроме того, мы планируем продолжить сотрудничество с Государственным академическим хором «Латвия». В 2009 году с ними был исполнен «Реквием» Моцарта, а 20 июня этого года псковскому слушателю будет представлена кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Кроме того, мы надеемся, что с нами будут выступать и известные солисты и артисты нашего оркестра, концертмейстеры групп.

Хочется отметить, что нам очень понравилось выступать в Изборске. С большим вдохновением и большой отдачей мы исполняли там кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский». Вообще, это хорошая традиция в современном мире – исполнять произведения, которые географически или по смыслу связаны с каким-то определенным местом на карте, именно там. На мой взгляд, вал над Городищенским озером в Изборске может стать прекрасным местом для проведения ежегодного летнего музыкального события. Подобные мероприятия сейчас очень популярны в мире, они собирают большое количество слушателей и являются хорошим способом развития туризма.

Беседовала Илона Васильева

Геннадий Чернов - художественный руководитель и главный дирижер симфонического  оркестра Псковской областной филармонии с 2006 года по настоящее время. С 2001 года по настоящее время - приглашенный дирижер Оперы г. Вааса, Финляндия. C 2000 по 2004 год - дирижер Мурманского филармонического оркестра.  С 2004 – 2005 - художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра министерства культуры республики Адыгея.  

Выступал с Национальным Симфоническим оркестром Ирландии, оркестром города Карловы Вары (Чехия), Орфордским Фестивальным оркестром и оркестром Sinfonia Toronto (Канада), оркестрами гг. Вааса и Сейняйоки (Финляндия), Нишским Симфоническим оркестром и оркестром Белградского радио (Сербия), оркестром Государственного Эрмитажа «Камерата», с Национальным академическим хором «Латвия».

Гастролировал в Норвегии, Франции, Канаде, Финляндии, Эстонии, Латвии, Италии, Польше, Чехии, Болгарии. Выступал более чем с двадцатью российскими оркестрами: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Петрозаводска, Томска, Хабаровска, Краснодара, Архангельска, Майкопа, Мурманска, и др.

В августе 2012 г. в Изборске в рамках празднования 1150-летия российской государственности, а также в связи с 770-летней годовщиной битвы на Чудском озере исполнил кантату С. Прокофьева «Александр Невский» с симфоническим оркестром Псковской филармонии и хором Санкт-Петербургской государственной консерватории.

В октябре 2012 г. принял участие в международном фестивале Crescendo (арт-директор фестиваля Денис Мацуев).

В январе 2012 г. с большим успехом выступил с оркестром Псковской филармонии на гастролях в Эстонии. Концерты получили высокую оценку в прессе, эстонская радиостанция «Klassikaraadio» транслировала запись выступления.

В 2011 г. в сотрудничестве в Национальной оперой Эстонии осуществил постановку оперы  Ж. Бизе «Кармен» в Пскове.

В России и Финляндии руководил постановками опер: Дж. Верди «Травиата» (2010, 2006), С. Баневича «История Кая и Герды» (2009), В. Моцарта «Свадьба Фигаро» (2008) и «Волшебная Флейта» (2004), П. Чайковского «Иоланта» (2007), П. Масканьи «Сельская Честь» (2004). Также в репертуаре Г. Чернова оперы: «Евгений Онегин», «Псковитянка», «Царская невеста», «Князь Игорь», «Набукко», «Отелло», «Риголетто», «Дон Жуан», «Cosi Fan Tutte», «Богема», «Чио-Чио-сан», «Дидона и Эней» и др.

В январе 2013 г. в Пскове  представил оперу Дж. Пуччини «Богема» в постановке народного артиста России Александра Петрова.

В июне того же года исполнением кантаты К. Орффа «Carmina Burana» продолжится сотрудничество с выдающимся коллективом – Государственным академическим хором «Латвия».

Геннадий Чернов родился в 1974 году, окончил Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию по классам хорового дирижирования (1997) и оперно-симфонического дирижирования (2003).

В 1999-2003 гг. был участником Международных мастер-классов по симфоническому дирижированию в Orford Arts Centre и Royal Conservatory of music Conducting Institute (Канада) и в Вене (Австрия).

Дипломант Международного конкурса дирижеров «Riga-97», обладатель золотой медали и специальной премии «Лучший молодой дирижер» на Международном хоровом конкурсе «Tampereen Savel» в г. Тампере (Финляндия, 1999).

Напомним,  художественный руководитель,  главный дирижер симфонического оркестра Псковской областной филармонии Геннадий Чернов номинирован на V ежегодную региональную премию достижений «Status Media-2012» в категории «Деятель культуры». Также в этой номинации представлены псковский художник-нонконформист Анатолий Жбанов и председатель  Псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Вересова.

Сделать свой выбор можно на страничке по адресу: http://pln-pskov.ru/statusvote/. Также проголосовать за наиболее достойных, с вашей точки зрения, кандидатов, можно на сайте Центра Деловой Информации. Голоса, поданные на двух сайтах, будут суммироваться и учитываться в общем итоговом решении экспертной комиссии.

Добавим, в категории «Успех» представлены ООО «Стройэнерго», специализирующееся на строительстве и реконструкции линий электропередач, подстанций и кабельных линий напряжением 0,4-10, 35 и 110 кВ, а также на выполнении мероприятий по расчистке трасс воздушных линий всех видов напряжения; ОАО «ПсковЛада», официальный дистрибьютор ОАО «АВТОВАЗ», занимающийся продажей автомобилей и запчастей LADA, гарантийным ремонтом и техобслуживанием; ООО «ТАНН-Невский», предприятие, которое производит ободковую бумагу и является аналогом современного, высокотехнологичного и безопасного для экологии австрийского предприятия, производящего высококачественные полиграфические материалы в восьми странах мира.

В номинации «Сити-сервис» на победу претендуют гостиничный комплекс «Изборск», представляющий собой ансамбль купеческих усадеб конца XIX-начала XX веков, расположенный в пяти минутах ходьбы от Изборской крепости XIV века; ресторан DoubleCoffee, идеальное место для личных бесед, решения деловых вопросов и вечернего досуга; универсальный развлекательно-игровой комплекс «Электрон» с бассейнами для взрослых и детей, русской и турецкой банями, а также малым и большим спортзалами.

Среди номинантов в категории «Перспектива» - ББР Банк (ЗАО), надежный бизнес-партнер с безупречной деловой репутацией; современный торгово-офисный центр «Меркурий», на 5 этажах которого разместились магазины крупных федеральных сетей, офисы и «Антикафе»; ООО «ПрофТрейд», динамично развивающаяся торговая компания, работающая в сфере инженерного оборудования.

В номинации «Бренд года» представлены следующие участники: строительная база «Уграда», предлагающая широкий спектр строительных и отделочных материалов с доставкой в любой уголок Псковской области; клиника современной медицины Halsa, новый и уникальный многопрофильный медицинский центр с передовым оборудованием, использующий ведущие западные технологии; компания ООО КФ «Псковский кабельный центр», предоставляющая потребителям качественные услуги по поставке кабельно-проводниковой продукции, кабеленесущих систем, электротехники и светотехники.

В номинации «Репутация» за победу поборются ЗАО «Альянс-Лизинг», которое активно развивает  направление лизинга легкового, грузового автотранспорта и спецтехники, а также проводит сделки по приобретению оборудования и коммерческой недвижимости, медицинская компания «ЛабСтори», предоставляющая услуги в области лабораторной диагностики населению и организациям медицинского профиля, и ООО «Таможенные системы XXI века», которое предлагает своим клиентам широкий спектр транспортно - логистических услуг, начиная от региональных перевозок одним видом транспорта, вплоть до мультиступенчатыхмультимодальных схем по системе door-to-door.

Среди номинантов в категории «Знак качества» - «Псковская лепная мастерская», специализирующася на проектировании и изготовлении гипсового лепного декора высочайшего качества, студия цветочного дизайна «Мадам Кураж» и ООО «Псковмясопром», современное динамично развивающееся предприятие, качество продукции которого широко известно как в Псковской области, так и далеко за ее пределами.

За победу в номинации «СМИ года» будут бороться еженедельник «КурьерЪ. Псков-Великие Луки», великолукский информационный интернет-портал «Луки.ру» и первое псковское общественное интернет-телевидение ЧеТВ.

В номинации «Деятель культуры» представлены председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Вересова, псковский художник-нонконформист Анатолий Жбанов и художественный руководитель, дирижер симфонического оркестра Псковской областной филармонии Геннадий Чернов.

На победу в номинации «Спортсмен года» претендуют главный тренер ФК «Псков-747» Игорь Васильев, председатель федерации хоккея Псковской области Игорь Бортников и боксер-профессионал Валерий Брудов.

Среди участников номинации «Общественный деятель» - председатель Молодежного совета псковского Облсовпрофа Игорь Иванов, председатель региональной общественной организации «Дети - наше будущее» Сергей Иванов, активист и городской координатор общественного движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков.

Официальными спонсорами премии «Status Media-2012» выступают холдинг NPN и магазин строительных материалов «Резонанс-Котово».

Официальным партнером премии является Торгово-промышленная палата Псковской области.

Медиа-партнер премии - телеканал «РЕН Псков».

Информационная поддержка - Центр Деловой Информации.

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31