Новости партнеров
Status Media - 2012

Геннадий Чернов: Дирижер управляет не палочкой, а всей своей личностью

29.01.2013 14:52|ПсковКомментариев: 6

За 16 лет существования Симфонический оркестр Псковской филармонии поистине занял место ведущего музыкального коллектива Пскова и области. Без оркестрантов не проходит ни одно крупное музыкальное событие региона. Постоянное повышение уровня исполнительского мастерства, заслуженная любовь публики, масштабные проекты с участием авторитетных российских и зарубежных артистов – во всем этом есть заслуга художественного руководителя, главного дирижера оркестра Геннадия Чернова, работающего в Пскове с 2006 года. Выдвинутый на премию «StatusMedia-2012» в номинации «Культурный деятель» музыкант рассказал корреспонденту Псковской Ленты Новостей об успешно реализованных и планируемых проектах, о том, как и чем живет оркестр, о любимых жанрах, композиторах и, конечно, псковском слушателе.

- Геннадий Борисович, знакомство с вашей биографией открывает много интересных фактов. Вы работали в Финляндии, выступали с оркестрами из Ирландии, Чехии, Канады, гастролировали в Норвегии, Франции, Италии, Польше. Напомните, что привело вас в Псковскую область?

- Опера города Вааса в Финляндии приглашает меня до сих пор. В Псков я попал в 2006 году по приглашению директора Псковской областной филармонии Галины Александровны Ивановой и по рекомендации моего профессора из Санкт-Петербургской Государственной консерваторииАлександра Ивановича Полищука. Поддержка оркестрантов была очевидной, поэтому случилось так, что я остался и с тех пор являюсь главным дирижером симфонического оркестра Псковской филармонии.

- Что из себя представлял Псковский симфонический оркестр, когда вы его принимали, и какие проблемы удалось решить на сегодняшний день?

- Удалось решить две, как мне кажется, главных, задачи. Во-первых: значительно повысить уровень профессионального мастерства оркестрантов. Во-вторых, но не менее важно: выросло внимание и интерес слушателей, возник общественный резонанс от деятельности симфонического оркестра.

С тех пор музыканты оркестра приобрели громадный опыт. За это время сыграна масса музыки, и сыграна она, что немаловажно, очень часто при аншлагах. Мы очень благодарны замечательной псковской публике, которая с таким воодушевлением посещает наши выступления, с такой теплотой нас поддерживает. Это чувствуется и во время концертов и вне их, когда я встречаюсь с друзьями, с жителями Пскова. В деятельности артистов очень важно чувствовать свою востребованность. Дело в том, что публика приходит на концерт классической музыки не столько для развлечения, сколько для получения некоего духовного и эмоционального переживания. Это значит, что мы задеваем некоторые струны души слушателей. Это самое главное, для чего мы работаем.

- То есть можно назвать псковского слушателя благодарным?

- Вне всякого сомнения. По крайней мере, по отношению к симфоническому оркестру Псковской филармонии.

- Вместе с оркестром вы проделали серьезную работу, реализовано большое количество серьезных проектов. Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее значительными?

- Вообще, важен любой концерт: и программы для юного слушателя, и для взрослой аудитории, и оперы, и камерная музыка. Значительные программы последнего времени – это выступление на фестивале «Crescendo», исполнение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» на праздновании 1150-летия российской государственности в Изборске, открытие нынешнего сезона с замечательной пианисткой Екатериной Мечетиной, Всероссийский Певческий праздник, опера «Кармен» в сотрудничестве с Национальной оперой Эстонии, «Травиата» вместе с финскими партнерами. Через несколько дней псковскому зрителю будет представлена опера «Богема» Пуччини в постановке очень известного петербургского режиссера Александра Петрова. Кроме того, это и замечательная постановка оперы для детей выдающегося современного российского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды», которая именно в Пскове была возобновлена после долгого периода забвения. Конечно, это и программы для детей, где практически всегда у нас полный зал.

- Вы работаете не только с оркестром, но и с вокалистами, и с большими хоровыми коллективами. Насколько легко вам удается найти ко всем подход и управлять такой массой людей?

- Конечно, непросто управлять большой группой артистов, где каждый сам по себе является творческой личностью, у каждого есть свое видение того, как нужно сыграть тот или иной музыкальный фрагмент. Мастерство дирижера заключается в том, чтобы установить взаимодействие между артистами, исполняемым сочинением и публикой, найти некоторый баланс внутри исполнительского коллектива. Очень важно найти компромисс между тем, как я слышу партитуру внутренним слухом, и тем, каковы наши реальные возможности, сколько у нас репетиционного времени и какой у нас состав оркестра.

С вокалистами и хорами мне работать не сложно, потому что я по образованию и хоровой дирижер, и симфонический, закончил два факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории. Но, как правильно сказал однажды великий дирижер Юрий Темирканов: «Дирижирование – это такая профессия, которая начинается после сорока». Имел он в виду совершенно правильно, что для такой работы, безусловно, необходим еще и жизненный опыт. Дирижер управляет не палочкой, а всей своей личностью. Мне только 38, поэтому, смею думать, что главные достижения у меня ещё впереди.

- С оркестром работает еще один дирижер – Эдуард Банько. Насколько я помню, у вас одна школа. Как вы сотрудничаете, как проводите репетиции? Насколько оркестр легко переключается с одного дирижера на другого?

- Действительно, школа у нас одна, мы оба учились в Санкт-Петербургской консерватории у одного профессора. Эдуард Банько, в частности, ведет очень важную часть наших программ, адресованную юным слушателям. Как правило, в оркестрах есть главный дирижер и дирижер, которые постоянно работают с оркестром. Вместе с тем, как мне кажется, в данный период нашему оркестру очень важно видеть идругих дирижеров. Каждый новый дирижер – это некое свое слышание музыки, свой подход, и музыканты оркестра должны уметь гибко реагировать на разных солистов, дирижеров, новые сочинения, ансамблевую ситуацию вокруг.  

- Если говорить о таких земных вещах, без которых не может существовать оркестр, как музыканты, инструменты, зарплата. Как с этим обстоит дело в псковском оркестре? Какие есть проблемы и как они решаются?

- Мы начали разговор с проблем, которые удалось решить. Как раз не удалось решить, в силу обстоятельств, проблему доукомплектования оркестра до нужного количества артистов. Псков - город небольшой. Очень хорошо, что Санкт-Петербург находится недалеко, и некоторые петербуржцы постоянно работают в нашем оркестре. Для того, чтобы оркестр мог называться малым симфоническим, в его штате должно быть примерно 65 человек. До этой цифры нам еще необходимо пройти определенный путь.

Мастерство наших замечательных артистов растет с каждым концертом, и, думаю, совершенно необходимо, чтобы и зарплаты их были выше. В принципе, зарплата - это очень важный фактор, мотивирующий профессионалов оставаться работать в Пскове, а артистов из других городов - приезжать сюда на постоянную работу. Пока что на рынке оркестров-работодателей в России наше предложение по зарплате, скажем прямо, не самое конкурентоспособное. Тем не менее, несколько человек приехали к нам работать даже из Владивостока, Сибири, Омска и т.д. Для того чтобы доукомплектовать оркестр кадрами, закончившими консерваторию и хорошо умеющими играть, необходимо мотивировать их в материальной части и решить проблему с жильем для иногородних.

Что касается инструментов, то современный оркестр для того, чтобы работать и быть конкурентоспособным в сфере оркестрового исполнительства в современном мире,  должен очень хорошо звучать. Это зависит не только от музыкантов, но и от качества инструментов. Нужно сказать, что здесь нам идут навстречу, и огромное за это спасибо. Регулярно мы приобретаем новые инструменты. Есть большая надежда, что уже в ближайшее время парк музыкальных инструментов, особенно духовых, некоторые из которых уже практически выработали свой ресурс, будут доукомплектовываться все интенсивнее.   

- Оркестр играет в абсолютно разных жанрах, работает с многими музыкальными формами: от коротких музыкальных произведений до кантат и опер. Какую музыку лично вам больше нравится дирижировать? Может, есть любимые композиторы?

- Любимый композитор – это тот, которого сейчас исполняешь. Я стараюсь в программы ставить сочинения совершенно различных жанров и эпох. Мы исполняем много разной музыки и русской, и зарубежной. Поскольку я хоровик по первому образованию, один из моих самых любимых жанров – кантата.

- Вы исполняли кантату псковского композитора Александра Меркулова «Вече». Входят ли в репертуар оркестра другие произведения псковских композиторов?

- Да, кантату «Вече» оркестр исполнял даже дважды. Естественно, мы постоянно исполняем произведения псковских композиторов. Вспомним недавний юбилейный вечер Николая Михайловича Мишукова, который кроме как хоровой деятель имеет другую ипостась – он замечательный композитор-мелодист. В композиции важно уметь сочинить мелодию, которая легко ложиться на слух и запоминается. В этом Николай Михайлович мастер.

- Не раз из уст председателя комитета по культуре региона мы слышали, что Псков должен стать оперной столицей. Как вы относитесь к таким громким словам?

- Опера – это очень демократичный жанр, который более, как сейчас считается, популярен, чем симфоническая музыка. Опера предстает в наше время в совершенно различных сценических воплощениях. Слова председателя комитета образные, но довольно, при этом, точные, показывающие, что и в Пскове этот жанр востребован и любим. Действительно, нами уже было исполнено довольно много выдающихся опер. Между прочим, и «Псковитянка» Римского-Корсакова в концертном исполнении впервые прошла в Пскове с нашим оркестром.

- Какие масштабные проекты в планах у симфонического оркестра?

- Следующий симфонический сезон мы откроем Седьмой симфонией Сергея Прокофьева. Кроме того, мы планируем продолжить сотрудничество с Государственным академическим хором «Латвия». В 2009 году с ними был исполнен «Реквием» Моцарта, а 20 июня этого года псковскому слушателю будет представлена кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Кроме того, мы надеемся, что с нами будут выступать и известные солисты и артисты нашего оркестра, концертмейстеры групп.

Хочется отметить, что нам очень понравилось выступать в Изборске. С большим вдохновением и большой отдачей мы исполняли там кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский». Вообще, это хорошая традиция в современном мире – исполнять произведения, которые географически или по смыслу связаны с каким-то определенным местом на карте, именно там. На мой взгляд, вал над Городищенским озером в Изборске может стать прекрасным местом для проведения ежегодного летнего музыкального события. Подобные мероприятия сейчас очень популярны в мире, они собирают большое количество слушателей и являются хорошим способом развития туризма.

Беседовала Илона Васильева

Геннадий Чернов - художественный руководитель и главный дирижер симфонического  оркестра Псковской областной филармонии с 2006 года по настоящее время. С 2001 года по настоящее время - приглашенный дирижер Оперы г. Вааса, Финляндия. C 2000 по 2004 год - дирижер Мурманского филармонического оркестра.  С 2004 – 2005 - художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра министерства культуры республики Адыгея.  

Выступал с Национальным Симфоническим оркестром Ирландии, оркестром города Карловы Вары (Чехия), Орфордским Фестивальным оркестром и оркестром Sinfonia Toronto (Канада), оркестрами гг. Вааса и Сейняйоки (Финляндия), Нишским Симфоническим оркестром и оркестром Белградского радио (Сербия), оркестром Государственного Эрмитажа «Камерата», с Национальным академическим хором «Латвия».

Гастролировал в Норвегии, Франции, Канаде, Финляндии, Эстонии, Латвии, Италии, Польше, Чехии, Болгарии. Выступал более чем с двадцатью российскими оркестрами: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Петрозаводска, Томска, Хабаровска, Краснодара, Архангельска, Майкопа, Мурманска, и др.

В августе 2012 г. в Изборске в рамках празднования 1150-летия российской государственности, а также в связи с 770-летней годовщиной битвы на Чудском озере исполнил кантату С. Прокофьева «Александр Невский» с симфоническим оркестром Псковской филармонии и хором Санкт-Петербургской государственной консерватории.

В октябре 2012 г. принял участие в международном фестивале Crescendo (арт-директор фестиваля Денис Мацуев).

В январе 2012 г. с большим успехом выступил с оркестром Псковской филармонии на гастролях в Эстонии. Концерты получили высокую оценку в прессе, эстонская радиостанция «Klassikaraadio» транслировала запись выступления.

В 2011 г. в сотрудничестве в Национальной оперой Эстонии осуществил постановку оперы  Ж. Бизе «Кармен» в Пскове.

В России и Финляндии руководил постановками опер: Дж. Верди «Травиата» (2010, 2006), С. Баневича «История Кая и Герды» (2009), В. Моцарта «Свадьба Фигаро» (2008) и «Волшебная Флейта» (2004), П. Чайковского «Иоланта» (2007), П. Масканьи «Сельская Честь» (2004). Также в репертуаре Г. Чернова оперы: «Евгений Онегин», «Псковитянка», «Царская невеста», «Князь Игорь», «Набукко», «Отелло», «Риголетто», «Дон Жуан», «Cosi Fan Tutte», «Богема», «Чио-Чио-сан», «Дидона и Эней» и др.

В январе 2013 г. в Пскове  представил оперу Дж. Пуччини «Богема» в постановке народного артиста России Александра Петрова.

В июне того же года исполнением кантаты К. Орффа «Carmina Burana» продолжится сотрудничество с выдающимся коллективом – Государственным академическим хором «Латвия».

Геннадий Чернов родился в 1974 году, окончил Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию по классам хорового дирижирования (1997) и оперно-симфонического дирижирования (2003).

В 1999-2003 гг. был участником Международных мастер-классов по симфоническому дирижированию в Orford Arts Centre и Royal Conservatory of music Conducting Institute (Канада) и в Вене (Австрия).

Дипломант Международного конкурса дирижеров «Riga-97», обладатель золотой медали и специальной премии «Лучший молодой дирижер» на Международном хоровом конкурсе «Tampereen Savel» в г. Тампере (Финляндия, 1999).

Напомним,  художественный руководитель,  главный дирижер симфонического оркестра Псковской областной филармонии Геннадий Чернов номинирован на V ежегодную региональную премию достижений «Status Media-2012» в категории «Деятель культуры». Также в этой номинации представлены псковский художник-нонконформист Анатолий Жбанов и председатель  Псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Вересова.

Сделать свой выбор можно на страничке по адресу: http://pln-pskov.ru/statusvote/. Также проголосовать за наиболее достойных, с вашей точки зрения, кандидатов, можно на сайте Центра Деловой Информации. Голоса, поданные на двух сайтах, будут суммироваться и учитываться в общем итоговом решении экспертной комиссии.

Добавим, в категории «Успех» представлены ООО «Стройэнерго», специализирующееся на строительстве и реконструкции линий электропередач, подстанций и кабельных линий напряжением 0,4-10, 35 и 110 кВ, а также на выполнении мероприятий по расчистке трасс воздушных линий всех видов напряжения; ОАО «ПсковЛада», официальный дистрибьютор ОАО «АВТОВАЗ», занимающийся продажей автомобилей и запчастей LADA, гарантийным ремонтом и техобслуживанием; ООО «ТАНН-Невский», предприятие, которое производит ободковую бумагу и является аналогом современного, высокотехнологичного и безопасного для экологии австрийского предприятия, производящего высококачественные полиграфические материалы в восьми странах мира.

В номинации «Сити-сервис» на победу претендуют гостиничный комплекс «Изборск», представляющий собой ансамбль купеческих усадеб конца XIX-начала XX веков, расположенный в пяти минутах ходьбы от Изборской крепости XIV века; ресторан DoubleCoffee, идеальное место для личных бесед, решения деловых вопросов и вечернего досуга; универсальный развлекательно-игровой комплекс «Электрон» с бассейнами для взрослых и детей, русской и турецкой банями, а также малым и большим спортзалами.

Среди номинантов в категории «Перспектива» - ББР Банк (ЗАО), надежный бизнес-партнер с безупречной деловой репутацией; современный торгово-офисный центр «Меркурий», на 5 этажах которого разместились магазины крупных федеральных сетей, офисы и «Антикафе»; ООО «ПрофТрейд», динамично развивающаяся торговая компания, работающая в сфере инженерного оборудования.

В номинации «Бренд года» представлены следующие участники: строительная база «Уграда», предлагающая широкий спектр строительных и отделочных материалов с доставкой в любой уголок Псковской области; клиника современной медицины Halsa, новый и уникальный многопрофильный медицинский центр с передовым оборудованием, использующий ведущие западные технологии; компания ООО КФ «Псковский кабельный центр», предоставляющая потребителям качественные услуги по поставке кабельно-проводниковой продукции, кабеленесущих систем, электротехники и светотехники.

В номинации «Репутация» за победу поборются ЗАО «Альянс-Лизинг», которое активно развивает  направление лизинга легкового, грузового автотранспорта и спецтехники, а также проводит сделки по приобретению оборудования и коммерческой недвижимости, медицинская компания «ЛабСтори», предоставляющая услуги в области лабораторной диагностики населению и организациям медицинского профиля, и ООО «Таможенные системы XXI века», которое предлагает своим клиентам широкий спектр транспортно - логистических услуг, начиная от региональных перевозок одним видом транспорта, вплоть до мультиступенчатыхмультимодальных схем по системе door-to-door.

Среди номинантов в категории «Знак качества» - «Псковская лепная мастерская», специализирующася на проектировании и изготовлении гипсового лепного декора высочайшего качества, студия цветочного дизайна «Мадам Кураж» и ООО «Псковмясопром», современное динамично развивающееся предприятие, качество продукции которого широко известно как в Псковской области, так и далеко за ее пределами.

За победу в номинации «СМИ года» будут бороться еженедельник «КурьерЪ. Псков-Великие Луки», великолукский информационный интернет-портал «Луки.ру» и первое псковское общественное интернет-телевидение ЧеТВ.

В номинации «Деятель культуры» представлены председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Вересова, псковский художник-нонконформист Анатолий Жбанов и художественный руководитель, дирижер симфонического оркестра Псковской областной филармонии Геннадий Чернов.

На победу в номинации «Спортсмен года» претендуют главный тренер ФК «Псков-747» Игорь Васильев, председатель федерации хоккея Псковской области Игорь Бортников и боксер-профессионал Валерий Брудов.

Среди участников номинации «Общественный деятель» - председатель Молодежного совета псковского Облсовпрофа Игорь Иванов, председатель региональной общественной организации «Дети - наше будущее» Сергей Иванов, активист и городской координатор общественного движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков.

Официальными спонсорами премии «Status Media-2012» выступают холдинг NPN и магазин строительных материалов «Резонанс-Котово».

Официальным партнером премии является Торгово-промышленная палата Псковской области.

Медиа-партнер премии - телеканал «РЕН Псков».

Информационная поддержка - Центр Деловой Информации.

 

 
опрос
Каким должен быть проектируемый «Народный парк» в Пскове (в границах берега Великой, застройки по ул. Подвишенской, ул. Кузбасской дивизии и стадиона «Электрон»)?
В опросе приняло участие 633 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.