Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Великие Луки - Псков. Театральный контекст

26.10.2011 13:34|ПсковКомментариев: 7

Актерский Дневник  26.10.11.

18 октября на сцене БКЗ областной филармонии состоялись спектакли Великолукского драмтеатра - сказка братьев Гримм «Король Дроздобород» и комедия Оливера Голдсмита «Ночь ошибок». С одной стороны, весьма странно, а с другой показательно, что это знаковое событие культурной жизни никак не отразилось ни в одном псковском СМИ (скупые дежурные анонсы не в счет). Случай, когда информационный повод в упор не видят. Что ж, возможно, это их, журналистов, право, даже тех, кто считает себя обязанным держать в поле зрения жизнь псковской культуры. Но!

Хотим мы того, или нет, театр занимает в жизни общества свое неотъемлемое место, или, как теперь говорят, свою «нишу», в которой его никто и ничто не заменит. И не замечать театра и тех сограждан, которые считают себя театралами, непозволительно ни одной власти - ни первой, ни четвертой. В противном случае слово «ниша» по отношению к театру  все чаще будет ассоциироваться с колумбарием, а общество перестанет быть полноценным.

Позавчера в Москве завершился VI съезд Союза Театральных деятелей России, в работе которого принял участие председатель псковской региональной организации СТД Юрий Новохижин. С приветствием к съезду обратился и губернатор Андрей Турчак: «…Скажу без преувеличения: для Псковской области театр, сценическое искусство представляют особую ценность. Именно поэтому, объединив усилия государственной власти и профессионального сообщества, мы приступили к широкомасштабным работам по реконструкции Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Кроме того, выделяются гранты на реализацию инновационных театральных проектов. Поддержка театров Псковского региона будет продолжена и дальше». Обнадеживает. Глядишь, не за горами времена, когда губернатор почтит своим присутствием и наши спектакли.

В прошлом месяце побывали и мы в Великих Луках, и тоже с дневной сказкой («Волшебное кольцо») и вечерней комедией («Страсти по-испански»).  Признаться, давно не работалось с таким удовольствием – при полном зале (на кассе аншлаг «Все билеты проданы) и на редкость доброжелательном зрителе. Необыкновенно располагает к себе и сам театр, согретый заботой и человеческим теплом – настоящий  театр-дом, куда хочется прийти и где, как и должно быть дома, чисто, уютно, красиво, - в этом немалая заслуга директора Жанны Малышевой. Перед спектаклем спустились в зал, прошли в фойе, невольно спрашивая себя: а как-то будет у нас после реконструкции?

Возвращаясь к спектаклям великолучан, скажу первое и главное: это – живой театр. Не могу сказать, что увиденные спектакли отличаются какой-то из ряда вон выходящей оригинальностью, но поставлены они главным режиссером Павлом Сергеевым довольно изобретательно, с добротной режиссерской фантазией, и достаточно крепко «держат» зрителя – и совсем юного, пришедшего на сказку, и вполне зрелого на вечернем спектакле. А было это непросто еще и потому, что концертный зал филармонии мало располагает именно к театральному общению сцены и зала, здесь спектакль в какой-то степени неизбежно превращается в представление. Но заполненный зал и полная самоотдача актеров сделали свое дело: поглядывая краем глаза на зрителей – и маленьких на сказке, и больших на комедии – легко было убедиться: есть контакт!

Есть и замечательные актерские работы. И прежде всего, хочется назвать Игоря Николаева. В сказке он Король-отец, в «Ночи ошибок» - мистер Хардкасл. Коненчно, я, как и каждый из нас, субъективен, но, помимо несомненного мастерства, в этих работах есть то, что, на мой взгляд, наиболее ценно в актере, - осмысленное существование на сцене, когда исполнитель знает, куда и во имя чего он идет с персонажем. Заразительно и с прекрасным чувством юмора сыграла миссис Хардкасл Александра Комолова, хотя задача перед актрисой стояла непростая. И в самом деле, как сыграть в одном человеке любовь к сыну и племяннице и в то же время необоримую жадность? Всё удалось: к всеобщему удовольствию – и миссис Хардкасл, и актрисы, и зрителей – победила любовь!

Удивило и порадовало, что среди коллег в Великих Луках много перспективной молодежи. Хотя и просматривается общая для двух наших театров проблема: из-за невозможности приглашать выпускников известных театральных школ (для этого нужны жилье и зарплаты), театры вынуждены сами готовить себе кадры, а то и привлекать актеров из самодеятельности, что, разумеется, не способствует повышению общего уровня актерского мастерства. В Великих луках при театре существует студия, а в Пскове, в колледже Искусств, выпустил актерский курс Вадим Радун. Но уровень такого обучения в любом случае не будет достаточен просто в силу отсутствия базы, которой располагают театральные институты. Поступив в театр, такие актеры предоставлены сами себе, дальнейшая их сценическая судьба зависит от способности самообразовываться, самообучаться на примере мастеров и собственных удачах и ошибках, а к этому способны далеко не все.

Тем не менее, вполне достойно справляются со своими ролями и обаятельная Елена Владимирова (Принцесса в «Дроздобороде» и Кэтрин Хардкасл в «Ночи ошибок»), и Борис Ефремов (Дроздобород и Джордж Хэстингс), и Людмила Бортко (Констэнс Невилл). Очень понравился псковскому зрителю Виктор Шадрин, на пределе самоотдачи сыгравший Тони Ламкина, но здесь к слову «старался» напрашивается приставка «пере-», что часто напрочь выбивает актера из ансамбля: «Легче, легче!..» - так и хочется подсказать ему. Скажем, очень импонирует зрителю сдержанная манера существования на сцене Бориса Ефремова, но возникает ощущение, что актер слишком уж держится этой своей манеры, не решается отойти от нее, в то время как «шаг влево, шаг вправо» в профессии актера, т.е. готовность пробовать себя в любом качестве, только расширяет творческий диапазон. Запомнилась характерная роль Чарльза Марло в талантливом исполнении Дениса Осинина, который к тому же и сам ставит спектакли.

Не претендуя на подробный профессиональный анализ актерских работ, скажу только об оценке события, которая – по актерской школе – равна событию. «Проскакивание» событий, которые – коленце за коленцем – и выстраивают роль, теперь свойственно многим молодым актерам, и в нашем театре тоже. Но всегда есть примеры, где по оценкам роли выстроены на редкость чисто. Таковы обе работы Игоря Николаева, а в «Ночи ошибок» Дениса Осинина.

Великолучане любят свой театр, живущий полнокровно и насыщенно: готовит новые премьеры на Большой и Малой сценах, участвует в фестивалях, в том числе международных. Большим успехом стала поездка (после весьма жесткого отбора жюри) на фестиваль в Пекине моноспектакля «Макбет» Шекспира, поставленного и сыгранного Павлом Сергеевым, с чем его поздравил личным письмом Александр Калягин.

Нельзя недооценивать (оценка события равна событию!) первые за последние несколько лет обменные гастроли двух наших театров, живущих в одном культурном контексте региона, в одном театральном пространстве. На прошедшем VI съезде СТД много говорилось о необходимости единой дирекции всех региональных и муниципальных театров для координации кадровой политики и гастрольной деятельности. Александр Калягин, вновь избранный председателем СТД РФ на следующие пять лет, как о большом прорыве говорил об одобрении и принятии минувшим летом Правительством РФ «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года», разработанной Союзом театральных деятелей  совместно с Министерством культуры России:

-  Главное, что удручало чиновников различных министерств, - сообщил съезду Калягин, - это, как обычно, тезис об обязательном бюджетном финансировании театров. Но мы обратились непосредственно к Председателю Правительства Владимиру Путину, и 10 июня 2011 года  Концепция была принята. Этот очень серьезный документ – я должен особенно обратить на это ваше внимание. Это своего рода идеология, условно говоря –наши заповеди. Концепция устанавливает правила, по которым мы будем в ближайшие годы взаимодействовать с органами власти и строить театральную жизнь, учитывая общественные интересы.

-  Приведу лишь две цитаты, - продолжил Калягин, - «Ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры». Важно,  что государство признает это. И далее: «Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов – объективная закономерность». Переведу на русский язык: государственное финансирование по объему должно расти быстрее, чем  собственные доходы театра. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. 

Теперь, согласно «Концепции» и постановлению съезда СТД РФ, предстоит принять долгосрочные программы развития театрального дела в каждом субъекте федерации, в каждом городе, где есть театр.

Надежда? Да – опять и снова – надежда. Беспокоит только, что расстояние между словом и делом в нашей стране никак не хочет сокращаться. Поэтому добавлю одно: поживем – увидим.

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
Лента новостей