Экс-блогеры ПЛН / Сергей Васильев

Химчистка от бюрократии

28.04.2012 19:24|ПсковКомментариев: 15

Сергей Васильев

Британская леди Элдер, корреспондентка The Guardian, намедни поделилась на страницах издания с жителями туманного Альбиона рассказом о бытовых условиях своей работы – сиречь особенностями жизни в России, которая, разумеется, «ад». За чашечкой обязательного чая и, наверное, традиционной овсянкой островитяне узнали из статьи Мириам Элдер, что посещение московской химчистки вызвало у их соотечественницы стресс и 15-минутные рыдания. Все просто – подданная королевы в очередной раз столкнулась с российской бюрократией. И, несмотря на слишком уж эмоциональную реакцию, женщину вполне можно понять…

«Пару недель назад я пришла на званый ужин, тут же спряталась в спальне хозяев и 15 минут безудержно рыдала. Что же стряслось? Это все из-за химчистки, - пишет журналистка. – Вообразите: вы кладете на прилавок шесть вещей, которые сдаете в чистку. В нормальных обстоятельствах вы взяли бы квитанцию и ушли. Но вы в России. Начинается настоящая работа. На прилавке появляется огромная стопка бланков», - продолжает автор. Женщина удивленно возмущается, что каждую вещь следует подробно описать, поставить галочки в 20 графах, пересчитать пуговицы и т.п.

Но это, конечно, еще не все. Настоящие проблемы у леди Элдер начались, когда она по женской рассеянности потеряла квитанцию. Сотрудница химчистки потребовала у британки паспорт, переписала из него все, включая данные о прописке. (Отметим, для сограждан-англичан журналистке пришлось делать специальное пояснение по этому поводу: «Каждый житель или гость России должен извещать полицию о месте своего проживания - советский рудимент, не собирающийся исчезать»).

Затем корреспондентке «Гардиан» надлежало письменно описать всю одежду, которую она сдала. В итоге женщина покинула «сервис» с криком «Вы украли у меня больше часа жизни!».

Примечательно, что затем Мириам опубликовала еще одну заметку – о том, что впервые на ее публикацию отреагировал пресс-секретарь г-на Путина - г-н Песков. Когда она писала о коррупции, о судебных скандалах, о самом Путине, пресс-секретарь, естественно, никак не реагировал – а тут на тебе: выдал отповедь, что, мол, то же заполнение заявки на британскую визу на 7 листах - точно такая же крадущая время и нервы британская бюрократия. 

На самом-то деле – ничего удивительного в этой реакции нет: коррупция, терроризм, суды, интриги и конфликты – это все фон, декорации нашего театра абсурда, в котором Ионеско и Беккет моментально остались бы безработными. Беда, движитель и цемент всего этого – та самая наша любовь к бессмысленному движению бумаги (мы ж в стране, где много полей, рек и лесов, из которых листики-то и делаются!). Так что чего удивляться: пресс-секретарь премьера отреагировал на статью о самой главной российской проблеме – бюрократии.

Бюрократия – хитрая штука: вроде бы в ежедневной жизни мелкие, разбросанные повсюду ее семечки мы уже по привычке и не замечаем. Но достаточно раз-два нарваться «по-крупному» - и моментально приобретается совсем иное устройство зрения на страну и государство. Ведь, казалось бы, незначительное проявление этой самой «власти бумаги» (блистательно осмеянное Булгаковым его справкой от дьявола о присутствии на балу у сатаны в качестве транспортного средства) может не только потрепать нервы, но и вообще изменить судьбу. Сколько бизнесов было загублено (или – не родилось), в скольких семьях произошли разлады из-за сдавших в гонке за справками нервов!..

А сколько было перьев источено и клавиатур амортизировано при обмусоливании бессмысленности обычных паспортов, прописок, регистраций, круговорота справок и т.д. И ведь никто еще не просчитывал досконально (да, думается, это и невозможно в принципе), какой урон экономике от отечественной бюрократии наносится! Чтобы получить справки, зарегистрировать что-то человеку приходится отпрашиваться с работы - как правило, по несколько раз - или вообще брать «за свой счет». Ни ему самому, ни тем паче предприятию пользы, понятно, это не несет.

Тут, кстати, на днях пока еще президент Медведев сетовал «единороссам», что для покрытия потребностей рынка труда пришлось привлекать миллионы гастрбайтеров. А сколько граждан Российской Федерации заняты в «околобюрократическом» секторе: продают места в очередях, помогают за денюжку гражданам получить ту или иную справку, заполнить декларацию?.. То есть они ничего не производят, услуги их «не конвертируемые» - питаются они щедрыми плодами той самой бюрократии, ставящей то и дело граждан в положение четырех точек опоры. 

Взять хотя бы налоговые декларации, срок подачи которых как раз подошел к концу… Информацию о том, что гражданин расстался с каким-то своим имущество налоговая берет у Росреестра. Но почему-то не удосуживается уточнить, за какую сумму совершена сделка купли-продажи. А ведь до определенных сумм налог не взимается – зачем в таких случаях вообще городить огород с этими декларациями?

Да к тому же чтобы собрать все документы и заполнить их – сколько сил уходит! Глянешь на бланк – сразу ясно, что «без поллитры не разобраться»: из данных строки 603 вычтите квадратный корень из строки 510 и умножьте все это на коэффициент такой-то… Тьфу, прости Господи!

А ведь на дворе, минуточку, уже второе десятилетие XXI века – в соседней Эстонии бизнес регистрируют, справки подают и получают, по счетам платят: все по интернету. У нашей налоговой, справедливости ради заметим, тоже сайт имеется (на котором, тем не менее, черт ногу сломит) – и есть там даже программка, чтобы «автоматизировать» составление декларации.

Казалось бы, как она должна быть построена: пользователь вводит свои персональные данные, сведения о сделках и стоимости проданного и место проживания – а программа сама автоматически определит, сверяясь со своей базой данных, все необходимые сведения, рассчитает налог. И хорошо бы она тут же отправляла электронный отчет в налоговую: а человеку (уж если у него нет пресловутой «цифровой подписи», которую все внедряют, внедряют – да результата только не видно) оставалось максимум прийти туда, сказать номер своей заявки и показать подтверждающие документы (которые в идеале, конечно, налоговая запрашивать должна была бы сама у Росреестра). Все!

Но не тут-то было: почему-то номер «своей» налоговой нужно искать по базе в несколько тысяч филиалов этого органа. Кроме того, пользователь все равно вводит свое место жительства – но отдельно зачем-то должен ввести (даже не выбрать из списка!) номер некоего ОКАТО – идентификационного номера региона в этой бюрократической системе координат. То есть его нужно просо знать. (Ну ладно, хорошо есть интернет и «Яндекс» - а что делать человеку без компьютера?) Затем откроется табличка с десятком непонятных тумблеров, которые гражданину без знания бухучета – что китайская грамота. В общем: «все для человека, все о человеке»…

И самое страшное: так – везде, в какую «организацию» или «учреждение» не зайди. (А в наших провинциальных заведениях маразм, как правило, еще и увеличивается на порядок.)

Сколько разных нано-советов и комиссий создано, сколько слов о борьбе с коррупцией сказано, по случаю презентации очередных «прорывных» проектов сколько шампанского «Crystal» выпито! Даже сайт президент придумал – «Россия без дураков». А меж тем хватило бы одной, но грамотной комиссии и одного, но дельного сайта, чтобы граждане расписали там все бессмыслицы нашей родной бюрократии. Да хоть НИИ пусть создают – лишь бы результат был. И чтоб было высочайшее распоряжение – всю эту «ботву» прополоть из законодательства и служебных регламентов! Чтоб – тотальную «химчистку» всем этим досадным пятнам бюрократического общества. Вот тогда бы мы проснулись в другой стране: эффект от одного такого шага, убежден, перевесил все многолетние «пустые» реформы, реально изменил бы качество жизни и даже, наверное, наконец-то ощутимо увеличил ВВП…

…Вернемся к Мириам Элдер. «Обескураживает не только потеря времени, но и тот факт, что я знаю: вся любовь россиян к документам, печатям, процедурам удостоверения личности и трудоемким записям от руки на деле ничего не значит», - пишет она. С одной стороны, отмечает журналистка, бюрократия – повсюду: организаторы концертов жалуются, что для ввоза музыкального оборудования нужно заполнять великое множество бланков, а потом давать взятки на таможне, диспетчеры такси задают клиентам, казалось бы, неуместные вопросы, при пользовании банкоматом приходится нажимать полдюжины кнопок… «Но, когда доходит до дела, бюрократия не работает. Допустим, я украла чужую одежду (это все про ту же химчистку – прим. авт.). Несмотря на все бланки и печати, двойную проверку паспорта и записи, этой женщине будет некуда идти. Судебная система? Скомпрометировала себя. Полиция? Погрязла в коррупции», - пишет автор.

Нашла британская подданная в России и кое-что «хорошее»: «Жизнь в России - жизнь в культурном, философском смысле слова - богаче, чем где бы то ни было. … В Москве никогда не соскучишься: жизнь - просто океан абсурда. … Погода: ты не познаешь настоящей радости от весны, пока не переживешь русскую зиму». Остается утешать себя этим…

Сергей Вик. Васильев

 

 
опрос
Как может быть решена проблема с мусором в Псковской области?
В опросе приняло участие 547 человек
Лента новостей
Последние новости