Сегодня: Среда, 23 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Знаем проблемы - видим решение! У ребенка мерзнут ноги: что делать? Руки вверх! Шансон Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Шок-цена на новостройку Аренда Вся правда о подкупе избирателей Непогода нынче в моде Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Консультации врача бесплатно За школьные парты со здоровой спиной! Фестиваль Стадион в Острове Выставка «Здравствуй, школа!» Scandinavia приглашает на «Черный четверг»



Культобзор: В ожидании романа

27.07.2013 15:12 ПЛН, Псков

Продолжение последует  — выразили надежду на новые «псковские» романы и повести читатели библиотеки на Конной: здесь в преддверии праздничных дней была организована встреча с Андреем Дмитриевым.

Возвращение читателя

Лауреат «Русского Букера», писатель, как определяют некоторые критики «знаковый, но при это не модный», Андрей Дмитриев детство провёл в Пскове. Со Псковом связан был, — рассказывает писатель, — и дед, удачно бежавший сюда из Питера в годы послевоенных репрессий. Здесь родился и учился у самого Колиберского отец Андрея Дмитриева. Годы спустя легендарный учитель станет прототипом небольшого, но очень яркого романа Дмитриева «Закрытая книга» и с любовью и иронией, только писателям русского ХХ века и свойственной, автор заметит: «Неправда, будто бы наш город весь учился у него, но то, что весь наш город врёт, будто бы учился у него, это правда. Врут даже те, кто родился после его смерти. Других доказательств его исключительной доброй славы вроде бы и не нужно, но и напомнить о ней не вредно...»

Лауреат «русского Букера»—2012 Андрей Дмитриев даёт автографы псковским читателям.

Псков и псковская провинция стали местом и — более того — образом действия персонажей «победительной» прозы Дмитриева. Большой премии имени Аполлона Григорьева (2002) была удостоена его повесть «Дорога обратно», где Псков с улицей Леона Поземского и набережной, где Пушкинские Горы и много-много чего названо впрямую. «Русского Букера» в декабре 2012 года получил «Крестьянин и тинэйджер», герои которого бывают и в Селихново, и в Пыталино, которое, кстати, по словам Дмитриева и не Пыталово вовсе, как можно бы было человеку, знающему область предположить, а скорее — Гдов…

— По большей части, да, Гдов, хотя, конечно, это и собирательное: и Псковская область, и Смоленская отчасти, и Тверская, которую я даже лучше знаю. А в Пыталово, если честно, я никогда и не был — просто необычное название, слово понравилось — подхватил.

Разговор в библиотеке на Конной сложился задушевный, при том, что не вылился в вечер воспоминаний о городе детства (хотя фантастический — по определению Андрея Дмитриева — Псков 1960-х стоит того!). Разговор в библиотеке «вывернул» с псковских тропинок на современную литературу и получился содержательным чрезвычайно. Букеровский лауреат, а в этом году и сам — член жюри престижной премии — человек, вынужденный по такому случаю прочесть более 80 современных романов! — поделился своим мнением о творчестве многих «знаковых» (и отчасти модных) писателей. И высказал своё кредо:

— Успех писателя — это успех чайки, которая ловит рыбу. Чайка всегда голодна, она бросается в волны. Но появилась особая порода чаек, которые привыкли питаться на городских помойках. Не надо тянуть в литературу отходы так называемой большой политики.

Поэзия сегодня благополучней, чем проза, — в том плане, что здесь много хороших авторов — высказал своё Андрей Дмитриев. И утешил наблюдением: читатель возвращается в русскую литературу — по-прежнему великую.

— Мне кажется, что не всё так страшно. Несколько лет я преподавал в нашем Институте международных отношений стилистику журналистам-третьекурсникам. Так вот в первый год своего преподавания я имел курс, который не читал ничего, ну или, максимум, «Метро» Глуховского. Потом появились студенты, которые начали стали задавать вопросы. Последние два года — это люди жадно читающие. Сегодня ты им называешь имя и название, на следующий день выясняется, что они это уже прочли. Что-то изменилось. То ли жизнь становится хуже, то ли мозги становятся лучше… Во всяком случае, по моим наблюдениям, это отторжение литературы, отторжение классики, которое было в 1990-е годы, в начале 2000-х — уходит, по крайней мере — у молодого поколения. Недавно мы говорили об этом и со Львом Анненским, и он со мной согласен.

Своего рода подтверждением тому было простое обстоятельство — все участники встречи, судя по их вопросам к писателю и репликам в полилоге, были хорошо знакомы с «предметом разговора»: и с современной прозой-поэзией, и с произведениями псковского гостя.

— Да даже возьмите то поколение, которое само себя обозвало офисным планктоном, — предлагает Андрей Дмитриев, — это ведь гениальное определение, причём это же сáмоназвание, самоирония, что дорогого стоит. Какое-то новое поколение, как мне кажется, приходит — условно назовём: поколение Болотной. Молодые люди, которые говорят: «Хватит врать, надо жить по совести». По другом, впрочем, и быть, наверное, не может — маятник, он вечно качается: туда-сюда, от цинизма — к совести, от рабства — к свободе, от бездумности — к чтению…

«Опера» означает «работа»

Добавилось псковских страниц и в истории современной русской музыки. Это могли констатировать слушатели инструментальной оперы петербургского композитора Евгения Петрова «Ольга Российская», премьера которой состоялась в Пскове на этой неделе и была посвящена 1110-летию упоминания Пскова в летописи. Партитура, написанная специально для псковского оркестра, была сделана в рекордно короткие сроки, и сцены оперы разучивались, свидетельствует дирижёр Эдуард Банько, «по мере поступления».

Инструментальная опера — авторское определение жанра. Суть замысла в том, чтобы сценические роли поручить не певцам, а инструменталистам.

— Опера означает «действие», «работа», «труд», — напоминает Евгений Петров. — Его взяли на вооружение итальянские композиторы, когда создали музыкальную аналогию древнегреческой трагедии. Да, изначально опера была связано с вокалом, потому что искусство пения царило в Италии в то время, но это не обязательно для музыкального представления. В самом слове ничего такого не заложено. Опера может быть и без вокала, композитор может делать упор на другие средства выразительности.

Евгений Петров признаётся что он «…не то, чтобы просто так взял и решил порвать «с голосами»:

— Это возникло совершенно естественно, из предыдущих опытов, где я пробовал использовать инструменты в качестве персонажей. Некоторые из этих сочинений даже звучали на псковской сцене.

Если давний общий замысел — инструментальное произведение с солирующими гуслями и виолончелью «в главных ролях» Ольги и князя Игоря — изменений не претерпел, то детали по ходу работы оказалось возможным скорректировать, признаётся автор. Так, когда услышал в апрельском концерте псковского оркестра игру Дмитрия Жданова, понял, что соло в сцене похода Игоря к древлянам можно написать и сложнее. Не удивительно, что теперь и исполнительница гусельной партии Ирина Иванова, и виолончелист Дмитрий Жданов говорят о том, что их работа была сложной и интересной. И, главное, шла с важным для каждого исполнителя осознанием того, что именно так исполнительное искусство и развивается, — если по большому счёту.

Публика благожелательно приняла новое сочинение. Жаль было, правда, что композитор несколько «перестраховался»: текстовая, комментирующая инструментальное действие «партия» чтеца-Летописца во многих случаях оказалась не столько поясняющей, сколько досадно отвлекающей от основного музыкального действа и чересчур уж развёрнутой. Жизнь собственно музыки, развитие музыкальных тем, в моменты, когда звучало слово (ещё и усиленное микрофоном, для пущей агрессии…), уходило на второй план, «забивалось, становилось фоном. Впрочем, эксперимент есть эксперимент, и какие наши — оркестра композитора, Пскова наконец— годы!..

Продолжение следует, тем более что история сотрудничества Евгения Петрова с псковскими музыкантами уже не в один юбилей укладывается. Многие его премьеры проходили именно в Пскове. Так, например, в прошлом году псковичи первыми услышали «Песнь о Роланде», где, кстати, тоже разрабатывается идея «инструмента-персонажа», только там главным действующим лицом — рыцарем — стала труба. Многие пьесы Евгения Петрова так и попросту — написаны про Псков и для Пскова. Так ещё десять лет назад, к 1100-летию города, петербургский композитор сочинил концертную увертюру «Древний город».

Следующий год тоже отмечен красивой цифрой — 1111, — подсказал композитору маэстро Эдуард Банько.

—О, нужно подумать, — ответил Евгений Петров.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

Источник: Псковская Лента Новостей





 

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Loading...


Голосование

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31