Новости партнеров
Культура

Культобзор: вот такое кино…

14.01.2014 21:48|ПсковКомментариев: 5

Все смешалось в нашей жизни. Во вновь открывшемся драматическом театре, например, в канун Нового года устроили кинофестиваль - много хорошего, практически элитного французского кинематографа; причём и билеты были недорогие. Без собственно театра, впрочем, тоже не обошлось: мультфильмы псковские актёры озвучивали «по ходу», потому как детям субтитры читать трудно, и, говорят, делали это классно.   

Все смешалось. В выставочном пространстве Псковского музея, славного своей высококачественной подборкой академической живописи и графики, открыли выставку Никаса Сафронова - самого успешного на сегодняшний день салонно-коммерческого художника России. В библиотеке на Конной на скромные интерьеры читального зала примерили маску современной художественной галереи: открыли выставку коллажей. Петербургские художники, эту выставку подготовившие, выставили работы по большей части экспериментальные, так, что один из авторов даже картинами или собственно коллажами их не называет, говорит «мои практики» и - предупреждая нападки, говорит, что более всего его интересует природа китча, который во все времена и при всех нравах живее всех живых. Вот - жест в сторону экспозиции - эксперимент с клеенкой для кухонного стола: пространство в центре, окаймлённое ядовито-яркими земляничками-подсолнушками, словно взрывается, норовя из этой лощёной бытовухи вырваться.

Одна из клеёнчатых «практик» Андрея Чапли. Фото с сайта Псковской ЦБС.

Пока в библиотеке - галерея, в музее - фольклорный театр. В Пушкинском Заповеднике в праздничные дни устраивали театрализованные экскурсии - фольклорные программы. Научный подход к материалу, который лег в основу программы, разумеется, никто не отменял. И пушкинские строки, как для традиционной экскурсии, - цель и основа. И народные песни, которые сейчас поют сотрудники музея «Пушкинская деревня», записаны и реконструированы ведущими фольклористами в Петербургской/Ленинградcкой  консерватории (и, добавим, «под присмотром» консерваторского же преподавателя разучены на несколько голосов).

И вот уже в музейной гостевой книге появляется запись Марии Тебеньковой из Петербурга, которая с мужем Александром и двумя дочерями побывала на представлении: «Были  4 января на Святочном празднике и на экскурсии у мельника. До сих пор в восторге. Очень понравились аниматоры (не люблю это слово, но аналог не подобрать). Такие искренние и душевные люди, даже не чувствовалось, что они на работе». А дальше - главное для тех, кто весь этот музейный театр затевал: «Так вдохновилась, что собираю знакомых и детей на Колядки в выходные…»

«Колядовщички» в музейной крестьянской избе.

Все смешалось: современные музы то иронично, то на полном и убийственном серьезе цитируют друг друга и наперебой перенимают методы и приемы, найденные коллегами/конкурентами. Иногда все это не очень справедливо называют модным словом «постмодернизм» и «отмахивают» на столетье на дворе: что хотите, двадцать первое, дескать.  Культура, собрав все силы и средства, потрясая своим и чужим оружием борется за человека, который от этой самой культуры норовит ускользнуть, потому как в большинстве своем устал от всякой работы, которой зарабатывает на жизнь. А качественные театр, живопись, книги, музыка для умного зрителя-читателя-слушателя - на самом деле тоже не менее жизненно насущная и, на поверку, большая и непростая работа. Хотя и радостная, конечно, хотя и кажущаяся сплошным праздником и новогодними каникулами.

Впрочем, жалобы и даже требования прекратить затянувшиеся новогодние каникулы сегодня тоже уже никого не удивляют...

Но, давайте завершим не грустным! Вспомним, например, о том, что  в канун Старого Нового года в Пскове традиционно дает концерт филармонический симфонический оркестр. В этом году в качестве «легкой классики» музыканты под управлением Геннадия Чернова выбрали музыку Джорджа Гершвина. Что говорить, что это был очень удачный выбор. Маэстро за пультом почти что пританцовывал под особо «улетные» мелодии, и эти шампанские то печаль (скользящая), то радость (без излишних экстазов) передавались залу. 

Никита Волов предстал в «Голубой рапсодии» Гершвина, как очень умный и при этом - импульсивный музыкант.

«Гершвин-гала». Вначале - сюита из песен этого вечно влюбленного американца. Песни - даром что классика, практически все на слуху и в оригинале, и в самых разных переложениях. Ироничный «Американец в Париже» (да и русские были - в меру - не чопорны в этой американской музыке). И - финал-апофеоз - «Голубая рапсодия», которую Псков в этом сезоне слышал уже как минимум дважды, в переложении для трубы и в оригинале на фестивале «Крещендо» (читай - в очень и очень качественном, мастерском и вдохновенном исполнении).

Третий раз, как водится, был самым значимым.

Солировал в концерте двадцатидвухлетний пианист, пскович Никита Волов. С одной стороны - еще только студент и даже не выпускного, а только IV курса Московской консерватории. С другой  -  уже лауреат международных конкурсов в Чехии, Словакии, Италии, Испании, Франции, Румынии, на Кипре. Концертная география Никиты только в завершившемся 2013 году - это не только наши столицы (в Петербурге он, например, играл Моцарта «в связке» с Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова), но и Барселона, Нью-Йорк, куда его пригласил лично организатор фестиваля, Баку, Ницца…

- О Нью-Йорке, о Бродвее и о любви, - отвечает Никита на дурацкий, детский такой вопрос: о чем лично для него музыка «Голубой рапсодии». Здесь множество сольных - открытых - эпизодов для пианиста. И всякий раз солирующая душа открывается - рождается - в каждом из них немного, но иначе: то по-джазовому свободно, до вальяжности, то классически мощно. Этот концерт Гершвина, - признаётся Никита, - давно пробовал играть «для себя», и когда появился такой вот «псковский повод» выучить его для сцены, - очень обрадовался.

Как лучшему подарку к Рождеству.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 238 человек
Лента новостей