Сегодня: Пятница, 24 Февраля    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Все на масленицу в «Покровский»! «Кубок Ростелекома» Patron - товарная марка, которой можно доверять Ежик в тумане Сплошные праздники Январский топ продаж в магазинах «Соловьи» Кинокайф Лучшая интерьерная печать в Пскове  Европа Плюс - радио №1 в России
Великолукский драмтеатр возглавит заслуженный работник культуры РФ Валентина Зандер

Великолукский драмтеатр возглавит заслуженный работник культуры РФ Валентина Зандер

Великолукский драматический театр возглавит заслуженный работник культуры РФ  Валентина Зандер. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе администрации г. Великие Луки, представляя коллективу драматического театра нового...41



Пушкин-2010: Истина страстей и правдоподобие

17.02.2010 18:27 ПЛН, Псков

Псков

Вдруг почему-то все театры стали осознавать, что пушкинское слово и само по себе весомо, а сам Пушкин – эталон школы гармонической точности. И это – первый тренд.

Так, слегка перефразировав слова новгородского профессора-пушкиниста Вячеслава Кошелева, можно «подбить» один из итогов 17-го Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, который накануне завершился в Пскове.

Другой тренд диаметрально противоположен первому: Пушкин все-таки нуждается в новых формах, в театральном эксперименте, в авторском осмыслении, то есть в том, что прежде вызывало ярость пушкинистов. Режиссеры делают тексты Пушкина площадкой для самовыражения, забывая о просветительской функции фестиваля. Пушкинисты убеждены, что Пушкина читают (следовательно, и знают) все меньше, поэтому творчески изгаляться над классиком – все равно, что сознательно искажать (портить) образцовый текст, вносить в гармоническую точность разрушительный диссонанс.

Но именно в гармонической точности пушкинского слова – сущность его гения.

- Приведу только один пример. Однажды, дет двадцать назад, в вологодской глубинке, я попал в круг интеллигентов, где прочел им такой пушкинский экспромт, - обратился к коллегам по творческой лаборатории профессор Кошелев, доказывая, что пушкинские слова – это «лучшие слова в нужном месте», и процитировал Александра Сергеевича:

«Накажи, святой угодник,

Капитана Борозду.

Разлюбил он, греховодник...»

И – строчка точек. – Заинтриговал доктор филологических наук слушателей.

(«О, ужас!» - Иронично воскликнул в этот момент другой известный пушкинист, тоже доктор наук, Сергей Фомичев, который разумеется знал пушкинскую концовку).

- Понятно, какая рифма в строчке, - продолжил свой анекдот Вячеслав Кошелев. - Интеллигенты, которые сами стихи пишут, придумали примерно сорок вариантов к этому слову. И «разлюбезная», и прочие. А вот до того, что было у Пушкина, так и не додумались.

- А как же было у Пушкина? – Спросили у пушкиниста.

- А у Пушкина было: «Нашу матушку...» И все тогда воскликнули: «Вот ведь как здорово!», «Как глубоко!», «Почему же нам-то в головы не пришло?»

- На первый взгляд это вроде бы не видно, - снова перешел к гармонической точности Вячеслав Анатольевич. - Но это настолько явно, что пушкинский театр это должен блюсти.

По мысли профессора, уважение к пушкинскому слову, к традиции – наибольшее достижение 17-ти «псковских сидений».

Сергей Фомичев, в свою очередь, отметил, что уже сложилась новая фестивальная традиция - не зацикливаться только на имени Пушкина. Слова о Пушкине, который «наше все» избиты и истерзаны, но в русской культуре их справедливость проявляется повсеместно. И в том же Гоголе, и в Толстом, и даже в Чехове. И то, что в нынешней программе представлены Толстой и Блок,  - вполне справедливо.

- Мне было доказано на сцене, что Пушкина можно интерпретировать, как угодно, - признался коллегам Сергей Александрович, говоря о своем опыте участника фестивалей. - Лишь бы это было талантливо, а не банально и пошло.

- Пушкинское слово становится невероятно сложной, тяжелой, если не сказать – неподъемной, проблемой. И жизнь, и состояние умов не дает дышать ему так, как оно предполагает. И театр это, безусловно, чувствует, о чем свидетельствуют и спектакли этого фестиваля, - высказала свое мнение профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, театровед Надежда Таршис. - И театры по-разному справляются с этим. Вообще у Пушкина - авторская интонация единственная, изумительная, и ее слышно, как человека. И этот идеал либо с трудом достижим, либо достигается легко, но театр всегда хочет идти своим путем, и всегда что-то при этом теряет. Но дело даже не в этом. Сегодня невозможно себе представить цельного Пушкина. Идеал гармонии не достижим в принципе. И этот «идеал» должен быть осмыслен как отдельная проблема. Ситуация сейчас трагическая, и драматургия как раз возникает у нас с Пушкиным.

- Я не могу не сказать о ситуации с Пушкиным общекультурной, которая не может не касаться театра Пушкина, - поставил предварительную точку в дискуссии Сергей Фомичев. - Я недавно выступал перед петербургскими писателями, где вдруг понял, что Пушкина перестали писать. В газетах, на радио и на телевидении Пушкин звучит в цитатах. Но люди, которые в заголовках используют фразы из Пушкина, давно его не читали. Я о чем хочу сказать? Театр имеет еще и общекультурное назначение. Люди сейчас вообще меньше читают. А Пушкина – тем более. Но когда со сцены звучит пушкинское слово, это очень ценно. Это – важный канал.

- Театр в последнее время постоянно борется со словом. Дело не в Пушкине как таковом, а в общей культурной ситуации, - вставил свою реплику кандидат искусствоведческих наук, обозреватель газеты «Час Пик» Евгений Соколинский. - Но мы в этих условиях живем.

- Пушкинский фестиваль, как он развивался на разных этапах своего существования, задумывался с целью своей общей культурной миссии, - поставила еще одну точку заслуженный работник культуры Наталья Бржозовская. - Потому что сама земля Псковская меньше подвержена экспериментальным направлениям. Вряд ли здесь прижился бы фестиваль типа «Территории». Может быть, и сам характер фестиваля, и национальное звучание Пушкина предполагало просветительскую миссию. Это не значит, что фестиваль был вообще лишен возможности эксперимента. Но кроме технических проблем псковской сцены, о которых все знают, существует еще одна. Аудитория хочет видеть именно цельного Пушкина. А сегодня, когда мы подбираем спектакли в программу, мы часто видим глубокое ретро, такое махровое, что создается впечатления погружения в 50-е, 60-е годы, и выхода оттуда нет. Вроде это неискаженное пушкинское слово, но на самом деле оно искажено. Публика настолько ушла вперед, что не способно воспринимать это ретро. И мы от таких спектаклей стараемся отказываться. Второе направление – это дробное осознание Пушкина. Молодое поколение в большинстве своем предлагает нетрадиционные решения. Либо это дополнение видео и так далее. Либо подкрепление другими текстами, выход в ряд современный, в ряд классический. И это именно та территория, на которой идет сейчас поиск. К ней можно по-разному относиться. Но она все-таки наиболее живая. Можно назвать имена: Васильев, Фоменко, Рецептер. Отказываться от эксперимента не стоит. Современное сознание, сталкиваясь с гармонией Пушкина, и рождает, видимо, тот эффект, к которому нужно идти.

- Итак. Мы находимся в ситуации из спектакля «Перпетуум Мобиле», - поставил окончательную точку главный вдохновитель фестиваля Владимир Рецептер. – Золото или истина? Прагматические требования, включая деньги, звучат всегда. Но все-таки фестивальная вертикаль, как мне кажется, - это, прежде всего,  поиски истины. Или, иными словами, - поиски театра Пушкина. И каков этот театр Пушкина? В течение этих 17-ти лет этот театр возникает и складывается. Один режиссер сказал, не мудрствуя лукаво: «Нужно читать Пушкина и всё». На это сам Александр Сергеевич возразил: «Нужна истина страстей и правдоподобие чувствования». Предъявите нам пушкинский спектакль, и тогда – поговорим.

Александр Донецкий              

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Loading...


Голосование

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Календарь