Когда-то давно, когда деревья были большими, в СССР с началом ядерной эпохи возникла проблема хранения и обслуживания ядерных боеприпасов или специзделий, а также обеспечения их безопасности. Для ее решения 4 сентября 1947 года было создано первое подразделение, в дальнейшем легшее в основу 12-го Главного управления МО СССР.
12 ГУ МО имело разветвленную сеть как крупных арсеналов, так и мелких подразделений РТБ в каждой из частей, в которых предполагалось использовать ядерные боеприпасы. Части РТБ подчинялись не командирам военных частей, которые они обеспечивали специзделиями, а 12-му ГУ МО напрямую. Военнослужащие находились на особом положении, в войсках РВСН они получили о многом говорящее прозвище «головастики». РТБ были конечными точками хранения и обслуживая специзделий в войсках перед боевым применением. Туда специзделия поступали с баз центрального хранения, которых было не так много, как РТБ.
19 августа 1959 года, в связи с развитием и поступлением на оснащение Вооруженных Сил СССР современного оружия, для создания необходимых условий его хранения и обслуживания, а также оперативного обеспечения им частей Прибалтийского Военного округа, директивой Генерального штаба было объявлено о создании организационной группы в/ч 42644 в безлюдной местности Себежского района Псковской области.
Кратко история Себеж-5 в/ч 42644 выглядит так.
Осенью-зимой 1959 года в сосновом бору, расположенном в 15 км от Себежа, недалеко от границы с Латвией и Белоруссией началось активное строительство объектов части. Приказом министра обороны СССР от 3 августа 1960 года установлено ежегодное празднование Дня части - 2 мая. 4 сентября официальный праздник специалистов ядерного обеспечения МО. Надо будет не забыть про него. Это важно.
В 1960 году в городке начали работать детский сад и начальная школа. На базе начальной школы в 1962 году была создана 156 средняя школа. 1963 год ознаменован формированием отделов ИТС, военного госпиталя, началом формирования железнодорожной базы. В 1964 году сформированы первые отделы, приняты и подготовлены к эксплуатации четыре сооружения и начала поступать боевая техника. Построено здание военного госпиталя. В течение 1965 года создан еще один отдел ИТС, часть приступила к техническому руководству закрепленными частями в войсках, закончен ввод в строй основных объектов жизнеобеспечения, в школе состоялся первый выпуск десятиклассников. В те времена из соображений секретности все жители имели прописку в г. Себеж, а школа числилась московской, то есть по документам школьники жили в Себеже, а учились в Москве и аттестаты получали московские. С 16 по 28 мая 1967 года в части работала Госкомиссия по приему в эксплуатацию законченного строительства воинской части. 3 августа батальону было вручено боевое Знамя.
В 1997 году часть была расформирована, на ее месте было создано исправительное учреждение ФСИН ЯЛ 61/6 (ИК-6), а населенный пункт при ней получил статус поселка городского типа в 1998 году.
На фото бывшее здание штаба в/ч 42644, ныне управление ИК-6 строгого режима.
Вернемся теперь к нашему проекту «Забытые крепости ХХ века», посвященному изучению и популяризации фортификационного наследия означенного периода и не только. Наш проект не ограничивается сооружениями Первой мировой, межвоенного периода и Второй мировой войн. Определенный интерес представляет и уходящее наследие периода так называемой «Холодной войны». В Псковской области - это не только многочисленные гражданские убежища и объекты РВСН. Самый «вкусный» объект - арсенал Себеж-5, который мы несколько раз посетили в период 2009-2011 годов. Нам повезло. На тот период времени многое было еще не разграблено.
Начали мы свое знакомство с этого, в прямом смысле, уголка Псковской области, затерянного в лесах у границы с Латвией и Беларусью, - с поселка Сосновый Бор. Одинокий указатель в лесу сообщает, что движемся мы в правильном направлении.
Фото Дмитрия Шелехова
Из основных достопримечательностей в бывшем военном городке - памятник погибшим в Великую Отечественную войну с зениткой.
И школьный музей со стандартным набором экспонатов. С ним мы познакомились, когда в 2011 году проводили совместно со студентами Псковского юридического института ФСИН «Снежный десант», останавливаясь в школах по маршруту следования вдоль Латвийской границы и читая там лекции о нашем проекте.
Фото Дмитрия Артамонова
Основная экспозиция - это традиционные каски, гильзы, снаряды и коробки от пулеметных лент. Что-то найдено здесь в лесу на местах боев, а что-то принесено из других мест. Подробнее про музей в Сосновом Бору я писал здесь. Самый интересный экспонат - шильдик от 7,62 мм пулемета системы «Максим». Надпись «ПП К ПУЛЕМЕТУ "МАКСИМА" № 3585 1940». Это шильдик от панорамного прицела к пулемету. Была у них такая приблуда, позволявшая вести огонь непрямой наводкой.
Теперь вернемся собственно к объектам Себеж-5. В нашу первую поездку в сентябре 2009 года с Сашей Богдановой мы приняли неверное решение попытаться официально договориться с руководством ИК-6 о посещении КП части и прочих тогда еще закрытых объектов. Как и следовало ожидать, из этого ничего не получилось, только время потеряли. КП находится на территории самой колонии за охранным периметром, и в нем, по слухам, хранили картошку. Проезд к хранилищам тогда еще был закрыт шлагбаумом. Нам пришлось довольствоваться только украдкой сфотографированной входной группой в полузаглубленное сооружение напротив входа в административный корпус ИК-6. Фотографировали украдкой, потому что флешки были забиты фотосъемкой сооружений Себежского Ура, и возможные проблемы нам были ни к чему. По непроверенной информации, в этом сооружении размещалось ЗКП. Хлипкие металлические двери были закрыты на навесной замок. Общий вид сооружения не предвещал никаких сюрпризов.
За последние годы никакой дополнительной информации об этом сооружении не появилось, равно как и фото в Интернете. Однако в конце марта нашему питерскому коллеге Алексею Целинко повезло застать человека, ковыряющегося в замке заветной двери. Результатом переговоров стала блиц-фотосессия внутренних интерьеров, которая явила миру ранее непознанное. Воображение поражают расположенные друг за другом четыре гермодвери и прочие сохранившиеся элементы интерьеров. Судя по валяющейся документации, тут был расположен еще и Узел связи части.
Фото Алексея Целинко
Погрустнев, мы отправились смотреть перегрузочную площадку железнодорожной базы. Здесь специзделия перегружались из вагонов на автомашины и увозились в хранилища.
Устройство площадки простое: несколько железнодорожных путей, двухуровневая бетонная рампа, когда-то закрытая стандартным навесом из щитовых конструкций на столбовом каркасе, создающим, при взгляде из космоса, ощущение склада. Щиты давно ободраны, остались только бетонные столбы, рельсовые пути да чудом сохранившаяся кран-балка.
Рампа. На фото видно, что машины могли заезжать как на уровень вагонов, так и следовать левее и ниже. Наверное это связано с удобством разгрузки различных типов разногабаритных изделий.
В противоположном конце рампы безжизненно повисла на честном слове недорезанная металлистами кран-балка. Аварийное положение спасло ее от полного уничтожения. Это фото сделано в октябре 2010 года, когда мы посетили Себеж-5 во второй раз большей компанией и более удачно.
Фото Дмитрия Шелехова
Еще несколько видов на перегрузочную площадку, позволяющих понять детали ее конструкции.
Местами обшивка из дерева и шифера сохранилась. Предупреждающие таблички уже не читаются.
Кран-балка с трудом удерживает равновесие. Поэтому ее никто не рискует допиливать.
Вид на перегрузочную площадку с противоположного конца. Отсюда к ней подавались вагоны.
Стрелочный перевод во вполне рабочем состоянии.
Еще один кадр перегрузочной площадки. Идем осматривать трансформаторную будку.
Типичная будка одиноко стоит в сторонке.
Трансформатор давно «выпилен» и сдан в утиль.
Однако во втором помещении сохранился вот такой аппаратный шкаф. Зачем он здесь был нужен? На втором фото - стрелочный перевод с сохранившимся фонарем.
Когда через год мы приехали сюда опять, то фонарь был сбит и валялся в стороне. Мы его установили обратно.
Фото Дмитрия Шелехова
Надпись на корпусе: МПС ЦШ 33 НСЗ 1968. Мой ровесник. Значения аббревиатуры не знаю.
Фото Дмитрия Шелехова
Пикетный столбик километрового участка пути. «Седьмой пикет» - 700 метров от начала километра
Фото Дмитрия Шелехова
Идем дальше по железной дороге и выходим к въездным воротам в охраняемый периметр.
Оглядываемся назад.
Преодолеть ворота сейчас несложно - можно обойти или протиснуться между створками. Каждый выбирает свой путь в зависимости от комплекции.
Сойдя с насыпи в лес, мы попадаем в царство полевой фортификации. Трудно сказать, когда были отрыты и оборудованы все эти сооружения типа капониров, блиндажей и землянок. Наверное, в первоначальный период существования части, судя по степени археологизации объектов.
Фото Дмитрия Шелехова
Местами сохранилась колючая проволока заграждений.
Фото Дмитрия Шелехова
Фото Дмитрия Шелехова
Может быть, в этих землянках жили строители? Не похоже, что к ним были подъездные пути для выгрузки и хранения чего-либо.
Фото Дмитрия Шелехова
Типичные средневековые жилища.
Фото Дмитрия Шелехова
Вернувшись обратно к машине, мы поехали на расположенную по соседству вертолетную площадку на три посадочных места.
Она в хорошем состоянии, хоть сейчас может принимать вертолеты. Когда-то, в случае необходимости, они могли оперативно доставить специзделия отсюда в нужную точку.
Продолжение следует.
Алексей Старков