Новости партнеров
Политика

Губернатор-2014: не звездные не войны

20.08.2014 20:44|ПсковКомментариев: 124

Рожденный ползать получил приказ летать...

Юрий Шевчук

До дня губернаторских выборов осталось всего три с половиной недели. Срок по меркам даже не истории, а просто избирательной кампании (разумеется, захватывая ее неофициальную часть) — микроскопический. Кандидатам и их командам осталось выдать на-гора энное количество агитационно-пропагандистских материалов, засветиться в СМИ, освоить избирательные фонды да обратиться к народу со стандартными воззваниями в духе «Все на участки! Все за меня!» - после чего расслабиться и успокоиться.

Обозревателям с подведением итогов можно повременить до позднего вечера 14 сентября, оставляя в черновиках пробелы для итоговых процентов, но в принципе - можно и не ждать подсчета голосов. Как не раз отмечали эксперты, в том числе на сайте Псковской Ленты Новостей, главное относительно дня выборов уже понятно — по крайней мере, тем, кто следил за развитием событий и телодвижениями действующих лиц, вникал в суть информационных сообщений и аналитических публикаций. Отмечу, что ПЛН уделяла данной теме самое пристальное внимание. Как забрезжила на горизонте перспектива возвращения прямого всенародного голосования в конце 2011-го — так мы и начали. Заявления политиков о возможности их участия в предвыборной гонке, ликбез по новым «правилам игры» с муниципальным фильтром, экскурсы в историю, электоральная статистика, регулярные политобзоры, интервью с участниками процесса, различные опросы - много чего было за эти два с половиной года. Природа такого интереса проста: губернаторские выборы можно назвать долгожданными — как их отменили в масштабах всей России в середине нулевых, так, считай, с того времени определенная часть социума и жаждала возвращения. Одни находили у себя непреодолимые губернаторские амбиции, другие ностальгировали по прежним временам битв титанов, третьи мечтали о возвращении выборов из вполне корыстных соображений — как давно известно, масштабные избирательные кампании позволяли подзаработать многим, от бойцов невидимого фронта-политтехнологов до расклейщиков листовок.

После того, как выборы вернули, журналисты с особым профессиональным интересом начали следить за действующим главой региона, задаваясь вопросами: намерен ли он идти на новый срок, получит ли поддержку федерального центра, сумеет ли сохранить почти идеальные стартовые условия и т. п.? После того, как к исходу зимы этого года на все основные политические шарады и ребусы были получены однозначные ответы, стало общим местом применять к врио губернатора эпитет «фаворит». Это везде так (подтверждением чему служит вся статистика выборов 2012-2013 годов в субъектах РФ), а в условиях кампании в Псковской области - и подавно. Главным вопросом кампании стало: кто он — тот, кто не побоится бросить перчатку вызова исполняющему обязанности главы региона; у кого, образно говоря, косая сажень в плечах и нечеловеческая воля к победе во всех членах кандидатского тела?

Миссия невыполнима?

С одной стороны, руководители и просто заметные представители оппозиционных сил постоянно находились в поле нашего зрения, присутствовали в обзорных материалах и на недостаток внимания уж точно пожаловаться не могли. С другой стороны — надо признать очевидное: серьезных попыток проанализировать состояние дел в стане «несогласных» уже достаточно давно не предпринималось. И в этом смысле данная публикация может рассматриваться как своего рода продолжение статьи «Звездные войны: блеск и нищета псковской оппозиции». В ноябре 2012-го, вскоре после возвращения губернаторских выборов, мы попытались рассмотреть альтернативу действующей региональной власти, ответить на вопросы о наличии личностей в рядах псковской оппозиции, оценить ее ресурсы и готовность к борьбе. Разумеется, подведение итогов тогда носило промежуточный характер, выводы были предварительными, и по итогам публикации никакая точка не ставилась — скорее звучал открытый вопрос: увидим ли мы новую серию «Звездных войн», как это было в 1990-е — начале нулевых, или грядущие губернаторские выборы превратятся в плебисцит о доверии действующей власти?

Всякому, кто более менее внимательно наблюдает за политической жизнью, было понятно: перед той частью псковской оппозиции, которая, по крайней мере, на словах декларирует своей целью завоевание власти в регионе, стоит конкретная задача: победа на губернаторских выборах. То есть речь должна идти не о «почетном» втором месте, не о следовании известному олимпийскому принципу, не о выигрыше в локальном соперничестве, а только об общей победе. И точно так же было очевидно, что для достижения главной цели оппозиции необходимо прыгнуть выше головы — не только действующего главы администрации области, но и своей собственной макушки. Задача-максимум подразумевала соответствие целому набору критериев — таких как выдвижение из рядов оппозиции лидера-центра притяжения основных сил или появление в регионе политика федерального уровня, концентрация всех основных ресурсов (в том числе крупных финансовых и организационных), мобилизация сил, готовность к объединению и т. д. Безусловно, с самого начала задача воспринималась как трудновыполнимая, если не сказать — нереальная. Впрочем, история губернаторских выборов в Псковской области знает примеры подобных рекордов оппозиции. Более того — из трех ранее проведенных кампаний по выборам губернатора две, в 1996 и 2004 годах, завершились победами противников действующих глав. Да и в 2000-м сохранение Евгением Михайловым своего поста предопределило внесение изменений в областное избирательное законодательство, согласно которым победителю было достаточно набрать 25 % - такая поправка объективно принималась в интересах тогдашнего руководителя субъекта РФ.

Риторический вопрос

Да, разумеется, сейчас на дворе не 1990-е и даже не начало нулевых, страна другая - и ныне оппозиция поставлена в совершенно иные условия. Однако даже в них можно находить методы и средства биться с партией власти на равных и даже побеждать ее на выборах, как это было, скажем, в Новосибирске (здесь весной мэром был избран коммунист Анатолий Локоть), Екатеринбурге (вопреки противодействию областных властей главой города стал известный борец с наркотиками Евгений Ройзман), Ярославле, Петрозаводске и ряде других городов.

Есть и другие примеры, когда в результате договоренностей, компромиссов и работы с федеральным центром главами регионов становились представители не «Единой России», а других партий — например, Забайкальский край (в 2013-м здесь на выборах победил эсер Константин Ильковский, «ЕР» не выдвигала своего кандидата), Орловская область (с февраля 2014-го врио губернатора — коммунист Вадим Потомский), а также иные регионы. К слову, получение «ярлыка на княжение» в Кремле, что значительно упрощает задачу врио на самих выборах, являлось пределом мечтаний и некоторых псковских политиков. Доподлинно известно, что на такой сценарий всерьез рассчитывали в обкоме КПРФ; лидер партии Геннадий Зюганов даже обсуждал с президентом Владимиром Путиным ситуацию в Псковской области, однако ничего обнадеживающего для псковских коммунистов эта беседа не принесла. С достаточно большой долей вероятности можно предполагать, что через лидера «Справедливой России» Сергея Миронова пытались получить кремлевский «одобрямс» псковские справедливороссы, на тот момент ведомые еще депутатом Госдумы Михаилом Брячаком.

Геннадий Зюганов, Александр Рогов и Владимир Никитин (слева направо)

Как бы там ни было, временно исполняющим обязанности губернатора Псковской области в конце февраля 2014 года был назначен единоросс Андрей Турчак. Отделения оппозиционных парламентских партий делегировали на выборы своих местных руководителей, депутатов областного Собрания — по определению, политиков регионального уровня (КПРФ — Александр Рогов, «Справедливая Россия» - Олег Брячак, ЛДПР — Сергей Макарченко). То есть уже на стартовом этапе стало очевидно, что Турчаку, объективно персоне федерального уровня, по оценкам экспертов, даже входящему в список 100 ведущих политиков России, будут оппонировать представители иной, более легкой, весовой категории. Мог ли выбор оппозиции быть иным? Безусловно, да. КПРФ вполне могла сделать ставку на депутата Госдумы, бывшего первого секретаря псковского обкома Владимира Никитина, а та же «Справедливая Россия» - на Михаила Брячака (оба, к слову, уже имели опыт участия в качестве кандидатов в кампаниях по выборам губернатора Псковской области). Однако «тяжеловесы» предпочли выборам в "регионе 60" другие, более масштабные занятия: коммунист, похоже, одержим идеей евразийской интеграции, а эсер возглавляет партийный отряд на выборах в Севастополе. В Пскове же отдуваются, образно говоря, «младшие братья», ну или применительно к «Справедливой России» - в буквальном смысле, дети. Другой вопрос — что изменила бы такая замена молодежи на более опытных политиков на старте или в ходе неофициальной кампании?.. Вопрос риторический.

Черно-белый ящик

Как бы там ни было решение главной задачи в таких условиях стало для псковской оппозиции еще более проблематичным. Впрочем, случались для нее и неожиданные радости. Так, по итогам сбора подписей глав и депутатов в городах и районах выяснилось, что "не так страшен пресловутый муниципальный фильтр, как его малевали". По крайней мере, представители всех основных политических сил этот искусственный барьер преодолели (о роли действующей власти в процессе вспоминать в очередной раз не стану, об этом уже говорено-переговорено). Более того — в число участников заключительного забега «просочился» даже представитель «Правого дела» и коалиции непарламентских партий Василий Бобалев. Из заметных псковских политиков не добрал подписей лишь депутат областного Собрания, руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) . К шансам последнего на выборах, конечно, можно было относиться скептически, однако именно он заметнее других проявлял волю к победе и жег глаголом на страницах газет. И, на мой взгляд, неслучайно, именно с именем Льва Марковича в политтусовке начали ассоциировать анонимный интернет-ресурс, посвященный губернаторским выборам-2014 и рождавший воспоминания о временах небезызвестного «зеленого» сайта, «Забав простолюдина», «Пересмешника», поддельных газет и прочих специфических предвыборных «проектов», с одной стороны, вызывавших противоречивые чувства, но — с другой — свидетельствовавших: тут всё по-настоящему, иной раз на грани, а то и за гранью фола.

Депутат областного Собрания Лев Шлосберг

А что же остальные кандидаты? Почему за все это время (а до выборов, повторюсь, остаются считанные недели) никто из них так и не предстал в образе эдакого рыцаря без страха и упрека, не продемонстрировал своей недюжинной потенции? И где, собственно говоря, агитационно-пропагандистская кампания — буйство красок, оригинальные идеи, креатив и шедевры предвыборного жанра? Ничего этого нет. Можно отметить какие-то отдельные проявления, отдать должное, скажем, Сергею Макарченко, представшему в образе острого на язык видеоблогера.

Сергей Макарченко в роли видеоблогера, бьющего "не в бровь, а в глаз"

Но в целом картина весьма унылая — после пропажи рекламно-информационного баннера в Неелово как-то не видно и не слышно Брячака-младшего, а долго грозившийся дать бой власти Рогов вместо решительных действий на финише кампании демонстрирует какие-то мелочные обиды и поправляет агентство политической информации «Навигатор», имевшее неосторожность сделать собственные выводы о мотивах участия в выборах кандидата от КПРФ.

Тот самый, исчезнувший в Неелово, баннер Олега Брячака

Подводя итог участию оппозиции в возвращенных губернаторских выборах, необходимо отметить: да, были здесь отдельные положительные моменты. Практически все основные силы заявились, в той или иной степени проявляли активность, временами даже приятно удивляли. Наблюдатели стали свидетелями — пусть несколько странных, неуклюжих, не более чем тактических предвыборных, но союзов: речь, естественно, о КПРФ и «Справедливой России». Наконец, нужно отдать должное личным достижениям кандидатов — будь то несомненный политический рост Олега Брячака и Сергея Макарченко, прогресс Александра Рогова в освоении современных методов PR-работы, бескопромиссность Льва Шлосберга и т. д. Однако сути дела это не меняет. Оппозиция как с самого начала была поставлена в невыигрышные условия и имела мало шансов на успех, так и не прыгнула выше головы, не продемонстрировала свой ломик в противовес административному ресурсу. Наверное, можно сказать, что в этом не вина ее, а беда. И если политическая система не изменится, то так и будет продолжаться. Но это вещи взаимосвязанные — пока не изменится сама оппозиция, вряд ли изменится и окружающая ее действительность.

Констатировать это грустно и неприятно. И как гражданину, который не может быть не заинтересован в развитии политической системы и появлении сильной оппозиции, способной прийти на смену власти. И как журналисту, пишущему на темы политики: освещать яркий предвыборный поединок, состязание реальных предвыборных программ и анализировать то, что мы наблюдаем ныне - это две большие разницы, как давно уже говорят и у нас в Пскове. Но что есть... «Звездные войны» - это пока кино не про нашу жизнь.

Александр Савенко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 165 человек
Лента новостей